Авторитарный стиль воспитания и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:00, творческая работа

Краткое описание

До середины 20 века авторитарный стиль воспитания во многих семьях был совершенной нормой поведения. Личность ребенка ставилась под сомнение, а воспитание ребенка больше состояло из наказания за неповиновение. Чувства и мысли ребенка мало учитывались в решении семейных вопросов. Дети больше расценивались, как пока еще неразумные и неспособные на самостоятельные решения личности.

Файлы: 1 файл

Авторитарный стиль воспитания и его последствия.pptx

— 1.18 Мб (Скачать)

Авторитарный стиль воспитания и его последствия  

 

 

Выполнила: Коваленко Анна,

гр. ПО - 213

          До середины 20 века авторитарный стиль воспитания во многих семьях был совершенной нормой поведения. Личность ребенка ставилась под сомнение, а воспитание ребенка больше состояло из наказания за неповиновение. Чувства и мысли ребенка мало учитывались в решении семейных вопросов. Дети больше расценивались, как пока еще неразумные и неспособные на самостоятельные решения личности.

          С тех  пор многое изменилось в лучшую  сторону, теперь в большинстве  семей родители склоняются к  демократическому стилю воспитания, который предполагает активное  взаимодействие и взаимоуважение  детей и родителей. Однако в  некоторых случаях все же деспотизм  в семье имеет место. Давайте  рассмотри основные признаки  данного явления.

 

Доминантная роль родителей 

 

           Родители  всегда есть и будут главными, так как именно они воспроизвели  ребенка на свет, они заботятся  о нем, материально обеспечивают, учат полезным или бесполезным  вещам. Однако в некоторых случаях  главенство одного или обоих  родителей перерастает в тотальный  деспотизм. То есть только мысли, решения и действия родителя  являются важными, правильными и  не поддаются никакой критики. Родитель никогда не признает  своих ошибок, а часто просто  переносит всю вину на ребенка. Родитель решает за ребенка  все и не оставляет никакого  выбора. Родитель устанавливает  жесткие рамки, выход из которых  грозит ребенку суровому наказанию.

Жесткий свод правил 

 

          Правила, которыми нельзя пренебрегать. Любое  действие со стороны ребенка  контролируется и если это  действие не согласуется со  сводом правил установленных  родителем, тогда ребенок несет  наказание. Для родителя нет никаких  отговорок или спорных ситуаций, ребенок не выполнил, установленный  им закон, это значит, что ребенок  провинился. Ребенок не может  договориться с родителем об  изменении установленных правил, так как только родитель может  менять правила.

Наказание за любую провинность 

 

          За несоблюдение  правил, ошибки в поведении, неудачи  в школе или других областях  развития ребенок несет наказание. Родителем не принимаются во  внимание какие-либо обстоятельства, если ребенок сделал что-то  не так, значит, его нужно наказать. Наказание родитель воспринимает, как один из способов обучения  ребенка. Поэтому чем строже наказание, тем лучшим родителем он себя  чувствует.

          Очень  печально, когда родители применяют  физическую силу, наказывая ребенка. В этом случае родитель пытается  вызвать у ребенка как можно  больший страх, и не замечает, как переступает черту. Так называемое  обучение перерастает в насилие  над личностью ребенка. Ребенок  живет в постоянном страхе  перед наказанием. Он выполняет  требование родителя, но только  лишь потому, что боится. Однако  чем старше ребенок становиться, тем труднее его держать в  рамках таким способом.

 

Все решения принимают только родители  

 

          Решения, которые касаются жизни семьи  или жизни самого ребенка решаются  только родителями. Мнения ребенка  никто не спрашивает, ребенка  больше расценивают, как маленького  и безответственного, не способного  самостоятельно мыслить человека. Но именно постоянное неуважение  к мыслям и чувствам ребенка, превращают его в безответственного  и не самостоятельного человека. Не давая ребенку решать посильные  вопросы и проблемы, родитель  способствует моральной деградации  ребенка, так как именно преодолевая  трудности и принимая решения, ребенок научится быть ответственным.

Инициатива ребенка наказывается  

 

          Если  родители придерживаются авторитарного  или деспотичного стиля воспитания, то все что выходит за пределы  установленного свода правил  классифицируется, как ошибка. Инициатива  ребенка автоматически приобретает  статус нарушение установленных  правил. Поэтому вызывает у родителей  гнев и желание ребенка наказать. Для некоторых родителей инициатива  ребенка это просто боязнь  изменений, для других опасность  потерять свой авторитет перед  ребенком.

Последствия авторитарного стиля воспитания

 

          Авторитарный  стиль вызывает у детей отчуждение  от родителей, чувство своей незначительности  и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

  
 
         Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми как в раннем детстве, так и на протяжении подросткового и юношеского возраста. 
 
         Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения. 
 
         Проблемы при авторитарном стиле воспитания могут возникать в период возрастных кризисов трех и семи лет и особенно в период подросткового кризиса.

               В подростковом возрасте родительский  авторитет теряет свою силу  и страх перед родителями, характерный  для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях  в этом возрасте часто возникает  большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия  родителей теряют свою силу.  
 

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: 

1 вариант – развитие слабой  жизненной позиции: 
- потеря чувства собственного достоинства; 
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; 
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 
 

2 вариант – развитие деспотической  личности: 
- ненависть к родителям; 
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); 
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; 
- повышенная агрессивность и конфликтность.

 

Рекомендации:

 

  
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! 
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. 
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. 
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). 
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».  

     - Не входите  в комнату ребенка без стука  или в отсутствие хозяина. Не  трогайте его личные вещи. Старайтесь  уважать личное пространство  вашего ребенка, каким бы оно  ни было.  
- Не подслушивать телефонные разговоры.  
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. 
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. 
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.


Информация о работе Авторитарный стиль воспитания и его последствия