Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Испытуемый  №2. П.Р: У ребёнка доминирует холерический тип темперамента в сочетании с сангвиническим. Он активный, легко переключается с одной работы на другую, однако на замечания взрослых реагирует очень бурно; обидчив, но быстро «отходит».

Испытуемый  № 3. Л.П: Сочетание сангвинического и флегматического типов. В одних ситуациях мы можем наблюдать яркое проявление сангвинического типа, в других же явно преобладают черты флегматического типа темперамента.

Испытуемый  № 4. Г.А: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного из типов темперамента.

Испытуемый  № 5. Н.О: Преобладает сангвинический тип.

Испытуемый  № 6. Ж.Д: Доминирует флегматический тип темперамента.

Испытуемый  № 7. Е.О: Трудноуправляемый ребёнок; очень обидчивый, плаксивый и вспыльчивый – сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.

Испытуемый  № 8. О.А: Преобладает флегматический тип темперамента. Присутствуют также черты сангвинического типа.

Испытуемый  № 9. К.Д: Сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.

Испытуемый  № 10. Г.А: Сочетание флегматического и меланхолического типов – стеснительный и застенчивый ребёнок; сдержанный, не выделяется в коллективе, легко переносит одиночество, склонен «уходить в себя».

Испытуемый № 11. К.В: Ребёнок с флегматическим типом темперамента – медлительный, трудно приспосабливается к новой обстановке, неконфликтен, ровен в отношениях со всеми.

Испытуемый № 12. О.П: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного типа темперамента.

Испытуемый № 13 Ш.И: Сочетание холерического и сангвинического типов темперамента.

Испытуемый № 14. Д.М: У ребёнка сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.

Испытуемый № 15. З.Н: Нет ярко выраженного доминирования одного из типов.

Испытуемый № 16. Ж. А: У ребёнка доминирует флегматический тип темперамента.

 

3. Социометрический метод.

     Теперь определим  положение каждого ученика в системе межличностных отношений в классе (его социометрический статус) [прилож 3].

     После обработки результатов  ответов учащихся каждого класса  получаем следующие таблицы:

2 класс.

 

Номер уч. по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

             

+

         

+

         

+

2

+

       

+

     

+

                   

3

                           

+

+

     

+

4

+

       

+

   

+

                     

5

         

+

 

+

 

+

                   

6

 

+

         

+

 

+

                   

7

   

+

         

+

   

+

               

8

       

+

+

     

+

                   

9

                     

+

 

+

+

         

10

       

+

+

 

+

                       

11

                             

+

+

 

+

 

12

       

+

                     

+

 

+

 

13

         

+

 

+

                   

+

 

14

                             

+

   

+

+

15

   

+

       

+

         

+

           

16

       

+

   

+

     

+

               

17

         

+

     

+

     

+

           

18

             

+

 

+

     

+

           

19

       

+

 

+

   

+

                   

20

+

+

                               

+

 

Всего

выборов

3

2

2

0

5

7

1

8

2

7

0

3

0

5

2

3

2

0

5

3

Взаим-

ных

1

1

1

0

2

3

0

3

0

3

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1


 

3 класс.

Номер уч. по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

 

+

     

+

 

+

               

2

               

+

     

+

+

   

3

 

+

               

+

       

+

4

+

 

+

                     

+

 

5

+

   

+

             

+

       

6

                 

+

+

       

+

7

 

+

                   

+

+

   

8

                   

+

 

+

 

+

 

9

+

+

                     

+

   

10

 

+

           

+

           

+

11

 

+

           

+

   

+

       

12

     

+

               

+

   

+

13

+

             

+

       

+

   

14

       

+

     

+

     

+

     

15

         

+

   

+

       

+

   

16

             

+

       

+

+

   

Всего выборов

4

6

1

2

1

2

0

2

6

1

3

2

6

6

2

4

Взаимных

0

1

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

1

2

0

0


 

Вывод: (2 класс). Из приведённой выше таблицы видно, что в этом классе можно выделить 3 «звезды». Это те учащиеся, которые получили наибольшее число выборов от одноклассников. У всех троих, согласно анализу проведённых ранее двух методик по определению преобладающего типа темперамента доминирует сангвинический тип в сочетании с холерическим. Очень живые, легко возбуждаемые дети, однако повышенная возбудимость сочетается с уравновешенностью. Учащиеся в достаточной степени контролируют свои эмоции. Очень общительны и отзывчивы. Также в этом классе много «предпочитаемых», то есть тех, кто имеет достаточно высокий статус в классе, но получил чуть меньше выборов. Предпочитаемых во 2 классе – 5 человек (в основном это дети с преобладанием сангвинического, сангвинического+флегматического или холерического+сангвинического типов темперамента. Присутствуют в классе и «изолированные» дети, то есть те, кого одноклассники отвергают, с кем не проявляют желания общаться. В основном это дети с преобладающим холерическим, холерическим+меланхолическим или меланхолическим типом темперамента (всего 4 человека). Они имеют трудности в общении из-за своей неуравновешенности, скрытности и мнительности. Остальные 8 человек в классе получили статус «принятые», то есть они особо и не выделяются из коллектива, но и одноклассники их не отвергают.

(3 класс). В этом классе, согласно анализу результатов, приведённых в таблице, выделяются 4 «звезды». У всех четверых доминирует

сангвинический+холерический либо холерический+сангвинический типы темперамента. Предпочитаемых трое. В основном это дети с ярко выраженным сангвиническим или флегматическим типом темперамента. Очень добродушные и отзывчивые дети. Изолированный в классе всего один ученик, обладающий холерическим типом темперамента в сочетании с меланхолическим. Неуравновешенный, обидчивый, скрытный, плаксивый и мнительный ребёнок. Остальные 8 человек являются «принятыми» (сочетание типов темперамента у этих детей различное).

    

4. Определение психологического климата группы.

     Теперь  определим психологический климат  в каждом классе, чтобы более  полно увидеть сложившиеся в  коллективе взаимоотношения. Используемая  нами методика Л.Н. Лутошкина [прилож 4] даёт представление о психологическом климате группы в общих чертах.

2 класс.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

   

+

       

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

     

+

     

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

+

           

Группировки конфликтуют между  собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное  время

+

           

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

     

+

     

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

   

+

       

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

 

+

         

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

   

+

       

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

 

+

         

Достижения или неудачи всего  коллектива не находят отклика у  его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается помочь им освоиться

 

+

         

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется  враждебность

Коллектив активен, полон энергии

 

+

         

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

 

+

         

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных  интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь  поддерживают слабых, выступают в  их защиту

     

+

     

Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство  гордости за свой коллектив, если его  отмечают руководители

+

           

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


 

 

3 класс.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

+

           

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

 

+

         

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

+

           

Группировки конфликтуют между  собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

+

           

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

+

           

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

 

+

         

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

 

+

         

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям  товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

+

           

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

+

           

Достижения или неудачи всего  коллектива не находят отклика у  его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается  помочь им освоиться

 

+

         

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

+

           

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

+

           

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных  интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь  поддерживают слабых, выступают в  их защиту

 

+

         

Коллектив подразделяется на «привилегированных»  и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

+

           

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


 

Вывод: Проанализировав результаты тестирования педагога, приведённые в таблице, можно сделать вывод о том, что в обоих классах в целом благоприятный психологический климат. Во 2 классе в некоторых ситуациях присутствуют разногласия между учащимися (иногда возникают ссоры или скрытая зависть), однако эти разногласия не столь ярко выражены и быстро разрешаются в положительную сторону (с помощью педагога или самими учащимися). 3 класс отличается своей сплочённостью. Ребята очень дружные, здесь «один за всех, все за одного». Дети всегда держатся вместе и защищают друг друга, помогают друг другу в сложных ситуациях, причём не только учебных, но и жизненных.

Вывод к главе 2.

 

     Проанализировав  результаты проведённой диагностики  по 4-м методикам, а именно:

  • Методу наблюдения, предложенному Б.С. Волковым (для определения преобладающего типа темперамента).
  • Работе с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
  • Социометрическому методу
  • Карте-схеме Л.Н. Лутошкина для определения психологического климата группы (тестирование для педагога);

можно сделать следующий  вывод.

     Что касается  общего психологического климата  группы, то, как уже было сказано  выше, в обоих классах он достаточно  благоприятный. Если во 2 классе  и возникают разногласия между  учащимися, то они с помощью  педагога или без неё, но  разрешаются очень быстро в положительную сторону. В 3 классе вообще никаких особых ссор и недопонимания между детьми не наблюдается.  Класс очень дружный и «живёт одной семьёй».

     Чтобы наглядно  более подробнее увидеть положение  каждого ученика в классном  коллективе представим результаты проведённой диагностики по социометрическому методу в виде таблиц.

Таблица 1.

Социометрический  статус учащихся 2 класса

Название статуса

Кол-во учащихся

Звёзды

3

Предпочитаемые

7

Принятые или пренебрегаемые

6

Изолированные

4


 

 

Таблица 2.

Социометрический  статус учащихся 3 класса

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками