Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32
Испытуемый №2. П.Р: У ребёнка доминирует холерический тип темперамента в сочетании с сангвиническим. Он активный, легко переключается с одной работы на другую, однако на замечания взрослых реагирует очень бурно; обидчив, но быстро «отходит».
Испытуемый № 3. Л.П: Сочетание сангвинического и флегматического типов. В одних ситуациях мы можем наблюдать яркое проявление сангвинического типа, в других же явно преобладают черты флегматического типа темперамента.
Испытуемый № 4. Г.А: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного из типов темперамента.
Испытуемый № 5. Н.О: Преобладает сангвинический тип.
Испытуемый № 6. Ж.Д: Доминирует флегматический тип темперамента.
Испытуемый № 7. Е.О: Трудноуправляемый ребёнок; очень обидчивый, плаксивый и вспыльчивый – сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.
Испытуемый № 8. О.А: Преобладает флегматический тип темперамента. Присутствуют также черты сангвинического типа.
Испытуемый № 9. К.Д: Сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.
Испытуемый № 10. Г.А: Сочетание флегматического и меланхолического типов – стеснительный и застенчивый ребёнок; сдержанный, не выделяется в коллективе, легко переносит одиночество, склонен «уходить в себя».
Испытуемый № 11. К.В: Ребёнок с флегматическим типом темперамента – медлительный, трудно приспосабливается к новой обстановке, неконфликтен, ровен в отношениях со всеми.
Испытуемый № 12. О.П: Нет ярко выраженного преобладания какого-то одного типа темперамента.
Испытуемый № 13 Ш.И: Сочетание холерического и сангвинического типов темперамента.
Испытуемый № 14. Д.М: У ребёнка сочетаются сангвинический и холерический тип темперамента.
Испытуемый № 15. З.Н: Нет ярко выраженного доминирования одного из типов.
Испытуемый № 16. Ж. А: У ребёнка доминирует флегматический тип темперамента.
3. Социометрический метод.
Теперь определим положение каждого ученика в системе межличностных отношений в классе (его социометрический статус) [прилож 3].
После обработки результатов
ответов учащихся каждого
2 класс.
Номер уч. по списку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Всего выборов |
3 |
2 |
2 |
0 |
5 |
7 |
1 |
8 |
2 |
7 |
0 |
3 |
0 |
5 |
2 |
3 |
2 |
0 |
5 |
3 |
Взаим- ных |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 класс.
Номер уч. по списку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
Всего выборов |
4 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
6 |
1 |
3 |
2 |
6 |
6 |
2 |
4 |
Взаимных |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Вывод: (2 класс). Из приведённой выше таблицы видно, что
в этом классе можно выделить 3 «звезды».
Это те учащиеся, которые получили наибольшее
число выборов от одноклассников. У всех
троих, согласно анализу проведённых ранее
двух методик по определению преобладающего
типа темперамента доминирует сангвинический
тип в сочетании с холерическим. Очень
живые, легко возбуждаемые дети, однако
повышенная возбудимость сочетается с
уравновешенностью. Учащиеся в достаточной
степени контролируют свои эмоции. Очень
общительны и отзывчивы. Также в этом классе
много «предпочитаемых», то есть тех, кто
имеет достаточно высокий статус в классе,
но получил чуть меньше выборов. Предпочитаемых
во 2 классе – 5 человек (в основном это
дети с преобладанием сангвинического,
сангвинического+
(3 класс). В этом классе, согласно анализу результатов, приведённых в таблице, выделяются 4 «звезды». У всех четверых доминирует
сангвинический+холерический либо холерический+сангвинический типы темперамента. Предпочитаемых трое. В основном это дети с ярко выраженным сангвиническим или флегматическим типом темперамента. Очень добродушные и отзывчивые дети. Изолированный в классе всего один ученик, обладающий холерическим типом темперамента в сочетании с меланхолическим. Неуравновешенный, обидчивый, скрытный, плаксивый и мнительный ребёнок. Остальные 8 человек являются «принятыми» (сочетание типов темперамента у этих детей различное).
4. Определение психологического климата группы.
Теперь
определим психологический
2 класс.
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
+ |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
+ |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | ||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
+ |
Группировки конфликтуют между собой | ||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
+ |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | ||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
+ |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | ||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
+ |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | ||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
+ |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | ||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» |
+ |
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | ||||||
Достижения или неудачи |
+ |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | ||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
+ |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | ||||||
Коллектив активен, полон энергии |
+ |
Коллектив пассивен, инертен | ||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
+ |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | ||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
+ |
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | ||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
+ |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
3 класс.
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
+ |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | ||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
+ |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | ||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
+ |
Группировки конфликтуют между собой | ||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
+ |
Члены коллектива проявляют безразличие
к более тесному общению, выражают
отрицательное отношение к | ||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
+ |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | ||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
+ |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | ||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
+ |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | ||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» |
+ |
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | ||||||
Достижения или неудачи |
+ |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | ||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
+ |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | ||||||
Коллектив активен, полон энергии |
+ |
Коллектив пассивен, инертен | ||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
+ |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | ||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
+ |
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | ||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
+ |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Вывод: Проанализировав результаты тестирования педагога, приведённые в таблице, можно сделать вывод о том, что в обоих классах в целом благоприятный психологический климат. Во 2 классе в некоторых ситуациях присутствуют разногласия между учащимися (иногда возникают ссоры или скрытая зависть), однако эти разногласия не столь ярко выражены и быстро разрешаются в положительную сторону (с помощью педагога или самими учащимися). 3 класс отличается своей сплочённостью. Ребята очень дружные, здесь «один за всех, все за одного». Дети всегда держатся вместе и защищают друг друга, помогают друг другу в сложных ситуациях, причём не только учебных, но и жизненных.
Вывод к главе 2.
Проанализировав
результаты проведённой
можно сделать следующий вывод.
Что касается
общего психологического
Чтобы наглядно
более подробнее увидеть
Таблица 1.
Социометрический статус учащихся 2 класса
Название статуса |
Кол-во учащихся |
Звёзды |
3 |
Предпочитаемые |
7 |
Принятые или пренебрегаемые |
6 |
Изолированные |
4 |
Таблица 2.
Социометрический статус учащихся 3 класса
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками