Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание
выработанного распорядка
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношениях со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.
МЕЛАНХОЛИК
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Предъявление высоких
требований к себе и окружающим
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность,
нежелание делиться своими
18. Малоактивность и робость.
19. Безропотность и покорность.
20. Стремление вызвать
сочувствие и помощь
Обработка результатов.
1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
2. Вычислить процент
положительных ответов по
X = (АХ : А) х 100; С = (АС : А) х 100; Ф = (АФ : А) х 100; М = (АМ : А) х 100,
где X, С, Ф, М -- типы темперамента;
АХ, АС, АФ, АМ -- число положительных ответов по карточкам;
А -- общее число положительных ответов по 4 карточкам.
В конечном виде «формула
темперамента» может приобрести
Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.
Это значит, что данный темперамент на 35 % -- холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % -- флегматический и на 21 % -- меланхолический.
Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.
Приложение 3.
Социометрический метод.
Список учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1…… |
+ |
||||
2…….. |
|||||
3…… |
+ | ||||
Всего выборов |
|||||
Взаимных |
Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?». После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ. Для облегчения анализа строится матрица, куда вносятся «результаты голосования».
Номера учащихся по списку вносятся в таблицу в верхней горизонтальной строке и слева вертикально. Затем знаком «+» отмечаются выборы учеников (в данной таблице показано, что ученик под номером 1 выбрал ученика под номером 4, а 3-й выбрал 5-го. После этого у каждого учащегося подсчитываем общее количество выборов, которое он получил, число взаимных выборов и вносим внизу таблицы под каждым учащимся.
Статус определяем по образцу:
«Звёзды» - 6 и более выборов + 2-3 взаимных.
«Предпочитаемые» - 3-5 выборов.
«Принятые или пренебрегаемые» - 1-2 выбора.
«Изолированные» - 0 выборов.
Приложение 4.
Карта-схема Л.Н. Лутошкина (определение психологического климата группы).
Данный
метод использовался нами для
определения общего
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда.
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев.
+1 – свойство проявляется достаточно часто.
0 – ни это, ни
противоположное (указанное
-1 – достаточно часто
проявляется противоположное
-2 – свойство проявляется в большинстве случаев.
-3 – свойство проявляется всегда.
Бланк ответов
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
Члены коллектива проявляют безразличие
к более тесному общению, выражают
отрицательное отношение к | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» |
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Чтобы представить
общую картину
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками