Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32
Название статуса |
Кол-во учащихся |
Звёзды |
4 |
Предпочитаемые |
3 |
Принятые или пренебрегаемые |
8 |
Изолированные |
1 |
Из таб.1 видно, что во 2 классе учатся 3 «звезды». Эти дети получили наибольшее число выборов от одноклассников. Очень живые и общительные дети, которые сразу выделяются из коллектива. Их можно определить даже невооружённым глазом, не проводя никакого тестирования. На занятиях они самые активные, однако умеют сдерживать себя и вытесняют других детей. Очень дружелюбные, неконфликтные дети, помогают слабым и являются опорой для педагога. В различных внеклассных мероприятиях всегда «стоят впереди».
7 человек (почти половина
класса) получили в результате
тестирования статус «
Из таб.2 видно, что в 3 классе 4 «звезды», что чуть больше, чем во 2 классе. Коллектив более сплочённый, здесь всего 1 «изолированный» ребёнок.
Что касается типов темперамента учащихся, то результаты этого исследования отобразим в графиках.
График 1.
Типы темперамента учащихся 2 класса.
Из граф.1
видно, что во 2 классе большинство
учащихся обладают
График 2.
Типы темперамента учащихся 3 класса.
Из граф.2
видно, что большинство
Если сопоставить
результаты нашего
Заключение.
Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.
С первых
дней пребывания в школе
В моем исследовании я проанализировала межличностные отношения в двух классах школы № 11 города Ишимбай. В выборочную совокупность вошли 36 детей в возрасте 8-10 лет.
В результате исследования были решены все задачи, поставленные нами вначале и проделана следующая работа:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор
методов и методик
3. Изучение
межличностных отношений
В конечном
итоге мы установили, что тип
темперамента действительно
Согласно
результатам исследования
«Предпочитаемыми»
в основном становятся дети
с преобладающим
Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога, естественно, при активном участии всех членов семьи.
Список литературы
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2005.
2. Аллахвердов В.М. Психология. – М.: Проспект, 2005.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1998.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.,1984.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Че Ро, 2005.
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
8. Дубровина И.В. Практическая
психология образования. – СПб.
9. Карелин А. Большая
энциклопедия психологических
10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск., 1984.
11. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1991.
12. Куницина В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.
14. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 1985.
15.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2000.
18. Рогов Е.И. Психология. – М.: МарТ, 2005.
19. Стреляу Я. Роль
темперамента в психическом
20. Трофимова Н.М., Пушкина
Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная
Приложение 1.
Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым (для определения преобладающего типа темперамента).
Суть метода
состоит в том, что мы
1. Как ведет себя
ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания
воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет,
но через некоторое время делает то же
самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно
реагирует на замечания.
в) Выслушивает учителя.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими
детьми в значимых для него ситуациях
а) Быстро, с жаром, но прислушивается к
высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке
(в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокойно, рассматривает окружающее.
г) Робок, растерян.
Ключ.
Если преобладают ответы "а", вы имеете
дело с сангвиническим типом;
если "б" - с холерическим;
если "в" - с флегматическим;
если "г" - с меланхолическим типом
темперамента.
Приложение 2.
Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
Исследование проводилось на родительском собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится.
ХОЛЕРИК
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность,
3. Нетерпеливость.
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску
10. Незлопамятность,
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Резкость, порывистость в движениях.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.
САНГВИНИК
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание,
когда дело перестает
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной,
будничной, кропотливой
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда
скользить по поверхности,
ФЛЕГМАТИК
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками