Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Название статуса

Кол-во учащихся

Звёзды

4

Предпочитаемые

3

Принятые или пренебрегаемые

8

Изолированные

1


 

     Из таб.1 видно, что во 2 классе учатся 3 «звезды». Эти дети получили наибольшее  число выборов от одноклассников. Очень живые и общительные дети, которые сразу выделяются из коллектива. Их можно определить даже невооружённым глазом, не проводя никакого тестирования. На занятиях они самые активные, однако умеют сдерживать себя и вытесняют других детей. Очень дружелюбные, неконфликтные дети, помогают слабым и являются опорой для педагога. В различных внеклассных мероприятиях всегда «стоят впереди».

7 человек (почти половина  класса) получили в результате  тестирования статус «предпочитаемые». Они держатся около «звёзд» и не намного от них отличаются.  6 человек из этого класса получили статус «принятые или пренебрегаемые». Эти дети ничем не выделяются из коллектива сверстников; в то же время они, пусть и не так активно как «звёзды» и «предпочитаемые», но стараются принимать участие во всех мероприятиях класса. В классе присутствуют и «изолированные» дети. Их по разным причинам не желают признавать сверстники. Эти дети либо слишком вспыльчивы и конфликтны, либо наоборот слишком замкнуты и склонны «уходить в себя».

     Из таб.2 видно, что в 3 классе 4 «звезды», что чуть больше, чем во 2 классе. Коллектив более сплочённый, здесь  всего 1 «изолированный» ребёнок.

     Что касается  типов темперамента учащихся, то  результаты этого исследования  отобразим в графиках.

 

 

График 1.

Типы темперамента учащихся 2 класса.                         

 

     Из граф.1 видно, что во 2 классе большинство  учащихся обладают сангвиническим  типом темперамента либо холерическим (или сочетанием обоих). Таких детей большинство – 12 человек. Вдвое меньше флегматиков и меланхоликов (по 3 человека). Кроме этого, у двоих детей не получилось определить доминирующий тип темперамента (все типы сочетаются почти в равной степени).

 

График 2.

Типы темперамента учащихся 3 класса.

 

 

     Из граф.2 видно, что большинство учащихся  этого класса  обладают сангвиническим типом темперамента либо флегматическим (или их сочетанием). Меланхоликов в этом классе нет. У троих был выявлен холерический тип темперамента и ещё у троих нет какого-либо одного ярко выраженного типа.

     Если сопоставить  результаты нашего исследования  по всем 4-м методикам, то мы  можем увидеть, что в основном, «звёзды» это те дети у которых  доминирует сангвинический тип  темперамента или сочетается сангвинический и холерический (дети с доминированием лишь холерического типа обычно имеют сложности в общении). «Предпочитаемыми» в основном становятся дети с преобладающим сангвиническим, флегматическим или сочетанием этих двух типов. Ну а холерики, меланхолики или дети с сочетанием этих двух типов, как правило, становятся «изолированными» от коллектива (также с сочетанием флегматического и меланхолического типов). Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога с участием родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.  

     С первых  дней пребывания в школе ребёнок  включается в процесс межличностного  взаимодействия с одноклассниками  и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно  связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.

     В моем исследовании я проанализировала межличностные отношения в двух классах школы № 11 города Ишимбай. В выборочную совокупность вошли 36 детей в возрасте 8-10 лет.

     В результате  исследования были решены все  задачи, поставленные нами вначале  и проделана следующая работа:

     1. Анализ литературы по проблеме исследования.

     2. Подбор  методов и методик исследования.

     3. Изучение  межличностных отношений младших  школьников в классном коллективе.

     В конечном  итоге мы установили, что тип  темперамента действительно влияет на отношения ребёнка со сверстниками и выяснили, каким образом это происходит.

     Согласно  результатам исследования можно  сказать, что в большинстве  случаев те дети, у которых доминирует сангвинический тип темперамента или сочетается сангвинический и холерический (дети с доминированием лишь холерического типа обычно имеют сложности в общении) становятся «звёздами», то есть получают наибольшее число выборов от одноклассников. Они обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

     «Предпочитаемыми»  в основном становятся дети  с преобладающим сангвиническим, флегматическим или сочетанием  этих двух типов. Ну а холерики, меланхолики или дети с   сочетанием этих двух типов, как правило, становятся «изолированными» от коллектива (также с сочетанием флегматического и меланхолического типов). Они, как правило, неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

     Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Но все эти проблемы легко можно разрешить с помощью опытного психолога и педагога, естественно, при активном участии всех членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акимова М.К. Психологическая  диагностика. – СПб.: Питер, 2005.

2. Аллахвердов В.М.  Психология. – М.: Проспект, 2005.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

4. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Задачи и упражнения по  детской психологии. – М.: Просвещение, 1998.

5. Выготский Л.С. Вопросы  детской психологии. – М.,1984.

6. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. – М.: Че Ро, 2005.

7. Гозман Л.Я. Психология  эмоциональных отношений. – М., 1987.

8. Дубровина И.В. Практическая  психология образования. – СПб.: Питер, 2004.

9. Карелин А. Большая  энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.

10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск., 1984.

11. Кулачина И.Ю. Возрастная  психология. – М.: Просвещение, 1991.

12. Куницина В.Н. Межличностное  общение. – СПб., 2001.

13. Маклаков А.Г. Общая  психология. – СПб.: Питер, 2006.

14. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 1985.

15.Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара.: БАХРАХ-М, 2006.

17. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2000.

18. Рогов Е.И. Психология. – М.: МарТ, 2005.

19. Стреляу Я. Роль  темперамента в психическом развитии. – М.,1982.

20. Трофимова Н.М., Пушкина  Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. 

 

 

Приложение 1.

 

Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым (для определения  преобладающего типа темперамента).

    

     Суть метода  состоит в том, что мы некоторое  время наблюдали за поведением  детей в различных ситуациях:  на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход в парк). После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику.

 

1. Как ведет себя  ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? 
а) Легко включается в работу. 
б Активно действует. 
в) Действует спокойно, без лишних слов. 
г) Действует робко, неуверенно. 
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?  
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое. 
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания. 
в) Выслушивает учителя. 
г) Молчит, обижен, переживает. 
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях  
а) Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других. 
б) Быстро, со страстью, других не слушает. 
в) Медленно, спокойно, но уверенно. 
г) С большой неуверенностью. 
4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)?  
а) Легко ориентируется, проявляет активность. 
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость. 
в) Спокойно, рассматривает окружающее. 
г) Робок, растерян. 
 
Ключ. 
Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; 
если "б" - с холерическим; 
если "в" - с флегматическим; 
если "г" - с меланхолическим типом темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Работа с  родителями (использовался метод  идентификации, предложенный А. Беловым  в 1971 году).

 

     Исследование  проводилось на родительском  собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится.

ХОЛЕРИК

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость.

4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5. Решительность и  инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в  работе.

9. Склонность к риску

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность  речи.

12. Неуравновешенность  и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам.

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро  действовать и решать.

17. Неустанное стремление  к новому.

18. Резкость, порывистость  в движениях.

19. Настойчивость в  достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой  смене настроения.

САНГВИНИК

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого  дела до конца.

4. Склонность переоценивать  себя.

5. Способность быстро  схватывать новое.

6. Неустойчивость в  интересах и склонностях.

7. Легкое переживание  неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление  к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым  делом.

10. Быстрое остывание,  когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение  в новую работу и переключение  с одного вида работы на другой.

12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13. Общительность и  отзывчивость, не скованность в  общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая,  отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда  добрым настроением.

18. Быстрое засыпание  и пробуждение.

19. Частая несобранность,  поспешность в решениях.

20. Склонность иногда  скользить по поверхности, отвлекаться.

ФЛЕГМАТИК

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность  и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание  болтать по пустякам.

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками