Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32
Положение
ученика в системе
1. Дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды») обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.
2. «Непривлекательные»
для сверстников дети как прави
Первоклассники
оценивают сверстников прежде
всего по тем качествам,
С возрастом
(к 3-му классу) у детей снижается
адекватность осознания своего
положения в группе
Неудовлетворительное
положение в классе очень
Решающую роль в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников принадлежит педагогу. В начале школьного обучения дети безоговорочно принимают оценки учителя, который является для них высшим авторитетом. Учителя сами невольно могут способствовать изоляции ребёнка в классе. Систематические отрицательные оценки, замечания со стороны педагога становятся для него своеобразным «ярлыком». Неумеренное захваливание кого-то из учеников так же может оказать негативное воздействие на положение ученика в классе, так как его начинают считать «любимчиком» и избегают общения с ним. Вместе с этим именно педагог может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного». Это может быть сделано путём вовлечения изолированного ученика в интересную деятельность, преодоления аффективности и выработки уверенности в себе, предложения авторитетным сверстникам поддержать робкого ребёнка.
Очень важно,
чтобы каждый ребёнок
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1. База и методы исследования
Моё исследование проводилось на базе Ишимбайской средней школы №11. В исследовании принимали участие учащиеся 2 и 3 класса, всего 36 детей в возрасте 8-10 лет.
При исследовании
влияния темперамента младших
школьников на развитие
Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.
Для определения преобладающего типа темперамента мы использовали две методики:
1. Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым.
Наблюдение проводилось мной неоднократно на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход в парк).
После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику Б.С. Волкова [прилож 1].
2. Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
Исследование проводилось на родительском собрании. Родителям последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Затем производились вычисления процентного соотношения типов темперамента [прилож 2] и выявлялся преобладающий тип.
Следующие две методики, используемые нами в исследовании позволят определить общий психологический климат в каждом классе, а также положение (социометрический статус) каждого школьника в коллективе сверстников.
3. Социометрический метод.
Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?» (методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данный). После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ в установленной форме. [прилож 3]. С результатами может быть ознакомлен лишь педагог.
4. Карта-схема Л.Н. Лутошкина.
Данный метод использовался мно
После проведения
всех четырёх методик были
сопоставлены все результаты
с обоих классов и сделан
общий вывод о влиянии
2.2. Анализ результатов и их интерпретация.
Сначала я определяла преобладающий тип темперамента каждого ребёнка в обоих классах.
2 класс
Испытуемый №1. А.К.
1. Метод Б.С. Волкова: по этой методике испытуемый дал большинство ответов «а», то есть преобладающий тип темперамента у него сангвинический. Он легко включается в работу, если необходимо быстро действовать, в непривычной обстановке (в нашем случае при походе в парк) легко ориентируется, внимательно, не паникует и не теряется. Однако у испытуемого присутствуют помимо этого и признаки других типов темперамента. Замечания педагога он выслушивает внимательно и молча (флегматический тип), однако со сверстниками в значимых для ребёнка ситуациях говорит быстро, со страстью, не слушая других (холерический тип).
2. Метод А. Белова: согласно ответам родителей, а именно матери ребёнка, было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 40% - сангвинический, 23% - флегматический, 17% - холерический и 20% - меланхолический.
Вывод: проанализировав результаты двух исследований можно сделать вывод о том, что у этого ребёнка доминирует сангвинический тип темперамента (сочетание с флегматическим). Черты холерического и меланхолического типов темперамента присутствуют в незначительной степени.
Испытуемый №2. В.Г.
1. Метод Б.С. Волкова: в ситуации, когда необходимо быстро действовать, ребёнок действует спокойно, без лишних слов; когда педагог делает ему замечания, ребёнок обижается, но молчит; с другими детьми говорит медленно, спокойно, но уверенно; в непривычной обстановке теряется и становится робким. Согласно проведённому наблюдению можно сказать, что у ребёнка пересекаются два типа темперамента – это флегматический и меланхолический.
2. Метод А. Белова: на собрании присутствовали оба родителя, ответы на тест давали вместе. Было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 47% - флегматический, 26% - меланхолический, 15% - холерический и 12% - сангвинический.
Вывод: сравнив результаты по двум методикам, можно сделать вывод о преобладании у ребёнка флегматического типа темперамента в сочетании с меланхолическим.
Испытуемый №3. Р.О.
1. Метод Б.С. Волкова: по результатам этой методики нельзя сделать вывод о преобладании у ребёнка какого-либо одного типа темперамента, так как присутствуют черты всех типов почти в равной степени.
2. Метод А. Белова: согласно анализу ответов родителя (матери) ребёнка получаем следующее соотношение типов темперамента: 35% - холерический, 30% - сангвинический, 21% - меланхолический и 14% - флегматический.
Вывод: у ребёнка нельзя выявить ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента ( в большей степени, однако, проявляются черты холерического и сангвинического типов.
Испытуемый №4. Е.А.
1. Преобладание холерического типа темперамента.
2. 52% - холерический, 6% - сангвинический, 4% - флегматический, 38% - меланхолический.
Вывод: ребёнок с ярко выраженным холерическим типом темперамента, который сочетается с меланхолическим.
Испытуемый №5. В.У.
1. Очень активный, бурно реагирующий на замечания ребёнок; обидчивый, обладает повышенной возбудимостью ( холерический тип темперамента).
2. 43% - холерический, 38% - сангвинический, 11% - флегматический, 8% - меланхолический.
Вывод: у ребёнка сочетается холерический и сангвинический типы темперамента.
Испытуемый №6. А.А.
1. Умеренно активный и любознательный ребёнок – сангвинический тип.
2. 25% - холерический, 47% - сангвинический, 12% - флегматический, 16% - меланхолический.
Вывод: Сочетание сангвинического с холерическим типом с ярким преобладанием сангвинического. Черты флегматического и меланхолического типов выражены незначительно.
Испытуемый №7. Г.Д.
1. Меланхолический тип.
2. 54% - меланхолический, 12% - холерический, 17% - флегматический, 17% - сангвинический.
Вывод: яркое преобладание у ребёнка меланхолического типа темперамента.
Испытуемый №8. К.О.
1. Нельзя сделать вывод о преобладании какого-либо одного типа темперамента, в равной мере присутствуют признаки всех типов.
2. 38% - холерический, 43% - сангвинический, 8%- флегматический, 11% - меланхолический.
Вывод: преобладание сангвинического и холерического типов темперамента.
Испытуемый №9. Ж.А.
1. Флегматический тип.
2. 40% - флегматический, 25% - сангвинический, 10% - холерический, 25% - меланхолический.
Вывод: преобладание у ребёнка флегматического типа темперамента.
Испытуемый №10. К.Д.
1. Сангвинический тип.
2. 3% - флегматический, 51% - сангвинический, 42% - холерический, 4% - меланхолический.
Вывод: ребёнок с доминированием сангвинического и холерического типов темперамента.
Испытуемый № 11. Щ.З.
Вывод: Согласно анализу результатов по обеим методикам можно сделать вывод о преобладании холерического типа темперамента.
Испытуемый № 12. Н.О.
Вывод: сочетание признаков всех типов темперамента почти в равной степени. Нельзя выделить какой-то один преобладающий тип.
Испытуемый №13. А.Д.
Вывод: Сочетание меланхолического и холерического типов.
Испытуемый № 14. Г.О.
Вывод: яркое преобладание сангвинического типа темперамента.
Испытуемый № 15. Н.Е.
Вывод: Сочетание меланхолического и сангвинического типов.
Испытуемый № 16.Ж.Д.
Вывод: Нет ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента.
Испытуемый № 17. Г.А.
Вывод: Преобладает флегматический тип.
Испытуемый № 18.З.Ж.
Вывод: Сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.
Испытуемый № 19.А.О.
Вывод: Сочетание холерического и сангвинического типов.
Испытуемый № 20. Э.Л.
Вывод: Сочетание сангвинического и флегматического типов.
3 класс.
Испытуемый №1.Ф.Е: Согласно анализу результатов по двум проведённым методикам (Волкова Б.С. и Белова А.) было выявлено преобладание у ребёнка сангвинического типа темперамента. Ребёнок легко включается в работу, прислушивается к высказываниям других детей, разговаривает быстро, в непривычной обстановке проявляет активность, легко ориентируется.
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками