Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.20 Мб (Скачать)




 
 
 
^ Таблица № 6 Корреляционный анализ враждебности по методике «Басса – Дарки». 
 
 
56 
 
Корреляция враждебности детей и враждебности родителей равна +0,144 
 
Для большей наглядности изобразим показатели величины родителей и подростков графически. (рис.6) 
 
^ Рисунок 6. Показатели враждебности родителей и подростков по методике «Басса – Дарка». 
 
 
 
 
 
57 
 
 
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых. Полученные данные свидетельствуют о том, что враждебность и агрессивные тенденции подростков имеют связь с враждебностью и агрессивными тенденциями родителей, являющимися участниками исследуемой группы, т.е. выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась и верна для нашей исследуемой группы ( но не может быть распространена на другие подростковые группы). 
 
Далее мы провели корреляционный анализ всех шкал по методике ВРР используя коэффициент корреляции Пирсона. 
 
Ниже приводим расчет по первой шкале. 
 
 
58 
 
 
^ Таблица № 7 Корреляционный анализ по шкале 1. (требовательность – нетребовательность) по методике ВРР. 


 

 
X

 
Y

 
X2

 
Y2

 
x*y

 
1

 
19

 
14

 
361

 
196

 
266

 
5

 
11

 
13

 
121

 
169

 
143

 
7

 
13

 
13

 
169

 
169

 
169

 
8

 
15

 
11

 
225

 
121

 
165

 
11

 
17

 
19

 
289

 
361

 
323

 
12

 
10

 
8

 
100

 
64

 
80

 
13

 
16

 
19

 
256

 
361

 
304

 
14

 
15

 
16

 
225

 
256

 
240

 
15

 
20

 
12

 
400

 
144

 
240

 
18

 
12

 
19

 
144

 
361

 
228

 
19

 
22

 
13

 
484

 
169

 
286

 

 
170

 
147

 
2774

 
2371

 
2444





 
 
 
∑x*∑y 
 
∑x*y- -------------- 
 

 
Rxy= -------------------------------------- = 
 
(∑x)(∑y)2 
 
√[∑x- --------] * [∑y- ---------] 
 
n n  
 
 
147*170 
 
2444- -------------- 
 
11 172 
 
= -------------------------------------- = --------------- = 0,7 
 
(147)(170)243 
 
√[2371 - --------] * [2774- ---------]  

  1.  
    11

 
59 
 
Аналогичным образом мы определили коэффициент корреляции по все шкалам теста ВРР и получили следующие данные по коэффициентам корреляции. 

  1.  
    шкала требовательность – нетребовательность r = 0,7
  2.  
    шкала мягкость – строгость r = 0,8
  3.  
    шкала автономность – контроль r = 0,6
  4.  
    шкала эмоциональная дистанция – эмоциональная близость r = 0,6
  5.  
    шкала отвержение – принятие r = 0,7
  6.  
    шкала отсутствие сотрудничества – сотрудничество r = 0,7
  7.  
    шкала несогласие – согласие между ребенком и родителем r = 0,6
  8.  
    шкала непоследовательность – последовательность родителя r = 0,6
  9.  
    шкала авторитетность родителя r = 0,6
  10.  
    шкала удовлетворенность отношениями с ребенком r = 0,7.

 
 
Результаты анализа свидетельствуют  о присутствии корреляции, т.к. величина корреляции положительна и приближена к единице мы можем сделать  вывод о тесной связи значений показателей подростков и родителей  по данной методике ВРР и одинаковой направленности варьирования признака у подростков и родителей в  исследуемой нами группе. Т.е. мы получили данные подтверждающие выдвинутую нами гипотезу. 
 
 
Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» по шкале 1 – «принятие – отвержение» и методике ВРР по шкале 5 – «отвержение – принятие», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № 8, где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные родителей по методике ВРР. 
 
60 
 
 
^ Таблица № 8 Корреляционный анализ по методике «Варга – Столина» и ВРР. 
 

 

 
«Варга – Столина»

 
ВРР

 

 

 
X

 
Y

 
X2

 
Y2

 
x*y

 
1

 
12

 
15

 
144

 
225

 
180

 
5

 
9

 
17,5

 
81

 
306,25

 
157,5

 
7

 
9

 
16

 
81

 
256

 
144

 
8

 
8

 
17,5

 
64

 
306,25

 
140

 
11

 
10

 
20,5

 
100

 
420,25

 
205

 
12

 
14

 
15,5

 
196

 
240,25

 
217

 
13

 
9

 
17

 
81

 
289

 
153

 
14

 
10

 
20

 
100

 
400

 
200

 
15

 
9

 
17,5

 
81

 
306,25

 
157,5

 
18

 
11

 
19,5

 
121

 
380,25

 
214,5

 
19

 
10

 
17,5

 
100

 
306,25

 
175

 

 
111

 
193,5

 
1149

 
3436

 
1943,5


Коэффициент корреляции равен -0,12, что является низким значением  и (с учетом того, что n ≤ 30) не является статистически значимой для общих  измерений, а для нашей исследуемой  группы отрицательная величина корреляции свидетельствует разной направленности варьирования признаков: при изменении  одного в сторону увеличения другой уменьшается и обратно. 
 
Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» определяется по формуле Пирсона. Ниже приводятся  
 
61 
 
табличные данные (табл. № 9). 
 
Таблица № 9 Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество». 

 

 
«Варга – Столина»

 
ВРР

 

 

 
X

 
Y

 
X2

 
Y2

 
x*y

 
1

 
5

 
17

 
25

 
289

 
85

 
5

 
7

 
16

 
49

 
256

 
112

 
7

 
8

 
19

 
64

 
361

 
156

 
8

 
5

 
16

 
25

 
256

 
80

 
11

 
8

 
23

 
64

 
529

 
184

 
12

 
7

 
15

 
49

 
225

 
105

 
13

 
7

 
22

 
49

 
484

 
154

 
14

 
8

 
21

 
64

 
441

 
168

 
15

 
7

 
16

 
49

 
256

 
112

 
18

 
8

 
24

 
64

 
576

 
192

 
19

 
5

 
17

 
25

 
289

 
85

 

 
75

 
206

 
527

 
3962

 
1433


 
 
62 
 
Величина полученного коэффициента корреляции равна 0,7, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными и подтверждают выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи подростковой агрессии и детско – родительских отношений. 
 
Выводы 
 
Используемые нами методики для изучения взаимодействия родителей с детьми (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»,опросник «Диагностика состояния агрессии Баса-Дарки»,тест–опросник родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин») дали нам возможность определить индексы агрессивности и индексы враждебности как подростков.так и их родителей. Используемые нами методики ориентированы на то,чтобы вопросы были понятны не только родителям,но и подросткам и содержание последних рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом,а утверждения подходят как к отцу так и к матери.Именно это,как мы считаем,должно обеспечить объективность ответов,т.е. полученных нами данных и обработанных с помощью коэффициента корреляции Пирсона и анализа сводных таблиц данных.Таблитированные данные свидетельствуют о том,что несмотря на небольшую выборку и статистическую незначимость полученные данные верны для нашей группы испытуемых и свидедельствуют о выраженной связи коррелируемых данных т.е. выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростками агрессивных тенденций являющихся следствием внутрисемейного неблагополучия верна. 
 
 
63 
 
Заключение. 
 
Проблема проявления подростками агрессивности всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества.Практика доказывает,что агрессия не относится к тем явлениям,которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла,а именно так пытаются поступать родители и педагоги при управлении агрессией сегодня.Сколько нибудь эффективное воздействие на агрессию может быть оказано в том случае,когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения агрессии,прелставляем закономерности ее развития и решения,для чего нужна помощь науки. В последние годы научный интерес к проблемам подростковой агрессивности существенно возрос,но,к сожалению,работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Большое значение в плане становления агрессивного поведения подростка в семье и вне ее,а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (т.к. именно в семье подросток проходит первичную социализацию): 
 
- реакция родителей на не устраивающее их поведение подростка; 
 
- характер отношений между родителями и детьми в целом; 
 
- уровень семейной гармонии или дисгармонии; 
 
- характер отношений с родными братьями и сестрами; 
 
- плохие отношения с одним или обоими родителями; 
 
- ощущение подростком безразличия к своим чувствам; 
 
- отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности 
 
64 
 
жизнью подростка. 
 
Агрессивные подростки осуждаются и отвергаются взрослыми из-за непонимания и незнания причин их агрессивного поведения,вызывая открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослыми,готовыми понять и принять его,дает агрессивному подростку бесценный опыт,что взрослые бывают разными,а мир не только,что может положительно сказаться на базовом доверии подростка к людям и миру в целом. Т.к. подросток находится в постоянно меняющихся условиях,то и реакция его психики на происходящее изменчива.Поэтому возрастает роль сознательности родителей в критическом отношении к себе как члену семьи и воспитателю,т.е.усиление взаимопонимания в семье зависит от педагогического уровня родителей,что сказывается на развитии и поведении подростка. 
 
Изучив проблему детско-родительских отношений и опираясь на результаты нашего исследования с учетом корреляционного анализа влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков мы можем сделать вывод,что выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростковой агрессии как следствии внутрисемейного неблагополучия верна. 
 
 
65 
 
Список литературы. 

  1.  
    Абрамова Г.С. Возрастная психология: - М.: Академически проект, 2001. – 704с.
  2.  
    Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М.: Народное образование,1995. – 128 с.
  3.  
    Анцыферова Л.И. к психологии личности как развивающейся системы \\ Психология формирования и развития личности. – М.: Педагогика, 1981. – С. 3- 24.
  4.  
    Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: издательство МГУ, 1984. – 367с.
  5.  
    Байярд Р.Т., Райярд Д. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Семья и школа, 1995. – 224с.
  6.  
    Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. М. Олма – Пресс. 2002.
  7.  
    Бодалев А.А. О формировании отношении \\ Советская педагогика. – 1997. - №8. – с. 39-44.
  8.  
    Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л.: 1965. – 123с.
  9.  
    Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. С. – Петербург. Речь. 2004 г.
  10.  
    Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. М.: Питер. 2003 г.
  11.  
    Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.
  12.  
    Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология, ключевые идеи. М. Питер 2003 г.
  13.  
    Волков Б.С. Психология подростка. М. Гсиздеамус. 2005..
  14.  
    Выготскии Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика, 1993. – 182 с..

 
 
 
66 

  1.  
    Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.:

 
Педагогика, 1989. – 160с. 

  1.  
    Дружинин В.Н. Экспериментальная психология М. Питер, 2002.
  2.  
    Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М, Владос. 2000 г.
  3.  
    Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп \\ Психологический журнал.-1993.-№3.-с.11-17.
  4.  
    Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия \\ Вестник Московского университета Сер.14 Психология. – 1991. - №3. – С. 11-17.
  5.  
    Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. Логос.2001 г.
  6.  
    Кайл Р. Тайны психики ребенка. М. Олма – Пресс.2002.
  7.  
    Кернберг Отто. Агрессия при расстройствах личности. М. Класс. 2001.
  8.  
    Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда \\ Вопросы психологии.-1993.№1.-с.13-23.
  9.  
    Коломенский Я.А. Межличностные отношения в классном коллективе и их изучение. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. – Минск:1980.-С. 64-68.
  10.  
    Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  11.  
    Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
  12.  
    Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М. Олма – Пресс. 2005 г.
  13.  
    Константинов В.В. Экспериментальная психология. М. Питер. 2006г.
  14.  
    Краткий психологически словарь\ Под ред. А.В, Петровского М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1999. – 52с.

Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков