Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.
^ Таблица
№ 6 Корреляционный анализ враждебности
по методике «Басса – Дарки».
56
Корреляция враждебности детей и враждебности
родителей равна +0,144
Для большей наглядности изобразим показатели
величины родителей и подростков графически.
(рис.6)
^ Рисунок
6. Показатели враждебности родителей
и подростков по методике «Басса – Дарка».
57
Из всего выше изложенного мы можем сделать
вывод о наличии корреляции для нашей
группы исследуемых. Полученные данные
свидетельствуют о том, что враждебность
и агрессивные тенденции подростков имеют
связь с враждебностью и агрессивными
тенденциями родителей, являющимися участниками
исследуемой группы, т.е. выдвинутая нами
гипотеза частично подтвердилась и верна
для нашей исследуемой группы ( но не может
быть распространена на другие подростковые
группы).
Далее мы провели корреляционный анализ
всех шкал по методике ВРР используя коэффициент
корреляции Пирсона.
Ниже приводим расчет по первой шкале.
58
^ Таблица
№ 7 Корреляционный анализ по шкале 1. (требовательность
– нетребовательность) по методике ВРР.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
∑x*∑y
∑x*y- --------------
n
Rxy= ------------------------------
(∑x)2 (∑y)2
√[∑x2 - --------] * [∑y2 - ---------]
n n
147*170
2444- --------------
11 172
= ------------------------------
(147)2 (170)2 243
√[2371 - --------] * [2774- ---------]
59
Аналогичным образом мы определили коэффициент
корреляции по все шкалам теста ВРР и получили
следующие данные по коэффициентам корреляции.
Результаты анализа
Корреляционный анализ методики «Варга
– Столина» по шкале 1 – «принятие – отвержение»
и методике ВРР по шкале 5 – «отвержение
– принятие», для большей наглядности
оформлено в виде таблицы № 8, где x – данные
родителей по методике «Варга – Столина»,
а y – данные родителей по методике ВРР.
60
^ Таблица
№ 8 Корреляционный анализ по методике
«Варга – Столина» и ВРР.
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент корреляции равен
-0,12, что является низким значением
и (с учетом того, что n ≤ 30) не является
статистически значимой для общих
измерений, а для нашей исследуемой
группы отрицательная величина корреляции
свидетельствует разной направленности
варьирования признаков: при изменении
одного в сторону увеличения другой
уменьшается и обратно.
Корреляционный анализ методики «Варга
– Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики
ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества
– сотрудничество» определяется по формуле
Пирсона. Ниже приводятся
61
табличные данные (табл. № 9).
Таблица
№ 9 Корреляционный анализ методики «Варга
– Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики
ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества
– сотрудничество».
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62
Величина полученного коэффициента корреляции
равна 0,7, приближается к единице и положительна,
что свидетельствует о близкой связи выбранных
показателей, т.е. мы можем сказать, что,
несмотря на малую выборку, полученные
данные являются достоверными и подтверждают
выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи
подростковой агрессии и детско – родительских
отношений.
Выводы
Используемые нами методики для изучения
взаимодействия родителей с детьми (опросник
«Взаимодействие родитель-ребенок»,опросник
«Диагностика состояния агрессии Баса-Дарки»,тест–опросник
родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин»)
дали нам возможность определить индексы
агрессивности и индексы враждебности
как подростков.так и их родителей. Используемые
нами методики ориентированы на то,чтобы
вопросы были понятны не только родителям,но
и подросткам и содержание последних рассчитано
на семьи с различным составом и жизненным
опытом,а утверждения подходят как к отцу
так и к матери.Именно это,как мы считаем,должно
обеспечить объективность ответов,т.е.
полученных нами данных и обработанных
с помощью коэффициента корреляции Пирсона
и анализа сводных таблиц данных.Таблитированные
данные свидетельствуют о том,что несмотря
на небольшую выборку и статистическую
незначимость полученные данные верны
для нашей группы испытуемых и свидедельствуют
о выраженной связи коррелируемых данных
т.е. выдвинутая нами гипотеза о проявлении
подростками агрессивных тенденций являющихся
следствием внутрисемейного неблагополучия
верна.
63
Заключение.
Проблема проявления подростками агрессивности
всегда была в той или иной степени актуальна
для любого общества.Практика доказывает,что
агрессия не относится к тем явлениям,которыми
можно эффективно управлять на основе
жизненного опыта и здравого смысла,а
именно так пытаются поступать родители
и педагоги при управлении агрессией сегодня.Сколько
нибудь эффективное воздействие на агрессию
может быть оказано в том случае,когда
мы достаточно глубоко понимаем истинные
причины возникновения агрессии,прелставляем
закономерности ее развития и решения,для
чего нужна помощь науки. В последние годы
научный интерес к проблемам подростковой
агрессивности существенно возрос,но,к
сожалению,работы большей частью заключают
в себе теоретические рассуждения о ее
механизмах и проявлениях. Большое значение
в плане становления агрессивного поведения
подростка в семье и вне ее,а также характера
взаимоотношений с окружающими в зрелые
годы оказывают следующие факторы семейного
воспитания (т.к. именно в семье подросток
проходит первичную социализацию):
- реакция родителей на не устраивающее
их поведение подростка;
- характер отношений между родителями
и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями
и сестрами;
- плохие отношения с одним или обоими
родителями;
- ощущение подростком безразличия к своим
чувствам;
- отсутствие необходимой поддержки и
заинтересованности
64
жизнью подростка.
Агрессивные подростки осуждаются и отвергаются
взрослыми из-за непонимания и незнания
причин их агрессивного поведения,вызывая
открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослыми,готовыми
понять и принять его,дает агрессивному
подростку бесценный опыт,что взрослые
бывают разными,а мир не только,что может
положительно сказаться на базовом доверии
подростка к людям и миру в целом. Т.к. подросток
находится в постоянно меняющихся условиях,то
и реакция его психики на происходящее
изменчива.Поэтому возрастает роль сознательности
родителей в критическом отношении к себе
как члену семьи и воспитателю,т.е.усиление
взаимопонимания в семье зависит от педагогического
уровня родителей,что сказывается на развитии
и поведении подростка.
Изучив проблему детско-родительских
отношений и опираясь на результаты нашего
исследования с учетом корреляционного
анализа влияния особенностей поведения
родителей на проявление агрессивности
у подростков мы можем сделать вывод,что
выдвинутая нами гипотеза о проявлении
подростковой агрессии как следствии
внутрисемейного неблагополучия верна.
65
Список
литературы.
66
Педагогика, 1989. – 160с.
Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков