Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа
Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны.
Введение 3
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 5
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 15
2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 18
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи 24
Заключение 30
Список использованной литературы 36
Приложение
Контрольная работа
Предмет:
«Основы педагогического
Тема: «Взаимодействие с родителями»
Саратов
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы
2.1 Структурно-функциональная модель
взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
2.2 Современные формы взаимодействия
воспитателя ДОУ и семьи детей старшего
дошкольного возраста
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении
педагогической культуры семьи
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Дошкольное
детство - это уникальный период в
жизни человека, когда формируется
здоровье и осуществляется развитие
личности. В то же время это период,
в течение которого ребёнок находится
в полной зависимости от окружающих
взрослых - родителей и педагогов.
Издавна ведётся спор, что важнее
в становлении личности: семья
или общественное воспитание? Одни
великие педагоги склонялись в пользу
семьи, другие отдавали пальму первенства
общественным учреждениям. Изучение исторического
опыта позволяет перенимать и
внедрять интересные идеи, творческие
находки, учиться на чужих ошибках.
Между тем, современная наука
располагает многочисленными
Отношение
государства к семье и к
семейному воспитанию менялось на разных
этапах общественного развития. Сегодня
отношение государства к семье
изменилось, но стала другой и сама
семья. Впервые в Законе «Об образовании»
(ст.18) сказано о том, что именно
родители являются первыми педагогами
своих детей, а ДОУ существует
в помощь семье. Сменились акценты,
главной стала семья, хотя вопросы
педагогического просвещения
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
Сегодня,
признав приоритет семейного
воспитания перед общественным, возложив
ответственность за воспитание детей
на родителей мы понимаем, что это
требует и новых отношений
семьи и дошкольного
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует искать позитивные способы и формы общения.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширении
сферы участия родителей в
организации жизни
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные
взаимоотношения семьи и
Следовательно,
детский сад должен стать открытой
образовательной системой, т.е. с
одной стороны, сделать педагогический
процесс более свободным, гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны
педагогического коллектива, а с
другой, - вовлечь родителей в
образовательный процесс
В настоящее
время политика государства в
сфере репродукции и воспитания
подрастающего поколения
Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они однако не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Дошкольное
учреждение в развитии ребенка играет
важную роль: здесь он получает свои
первые знания, приобретает навыки
общения с другими детьми и
взрослыми, учится организовывать собственную
деятельность. Однако, насколько эффективно
ребёнок будет овладевать этими
навыками, зависит от отношения семьи
к дошкольному учреждению. Гармоничное
развитие дошкольников без активного
участия его родителей в
Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Следовательно,
важность семейного воспитания в
процессе развития детей определяет
и важность взаимодействия семьи
и дошкольного учреждения. Но перейти
к новым формам отношений родителей
и педагогов невозможно в рамках
закрытого детского сада: он должен
стать открытой системой, включающей
«открытость внутрь» и «
«Открытость
детского сада внутрь» - это вовлечение
родителей в образовательный
процесс детского сада. Родители, члены
семьи могут значительно
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.
Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:
во-первых,
это положительный
во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Сотрудничество
дошкольного образовательного учреждения
и семьи предполагает совместные
определения целей
В этой связи взаимодействие ДОУ и семьи предстает в виде структурного взаимодействия, которое направлено на развитие и социализацию детей, т.к. в юном возрасте важно как общение со сверстниками в рамках воспитательного процесса в ДОУ, так и здоровое семейное общение.
Родители
и педагоги - две мощнейшие силы,
роль которых в процессе становления
личности каждого человека невозможно
преувеличить. Актуальное значение приобретает
не столько их взаимодействие в традиционном
понимании, сколько, и прежде всего,
взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество
ДОУ и семьи в воспитании и
образовании подрастающего
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».