Взаимодействие с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 5
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 15
2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 18
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи 24
Заключение 30
Список использованной литературы 36
Приложение

Файлы: 1 файл

основы педмастерства.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Основными направлениями взаимодействия с  семьёй являются:

изучение  потребности родителей в образовательных  услугах;

просвещение родителей с целью повышения  их правовой и педагогической культуры.

Исходя  из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями  дошкольников через разнообразные  формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:

совместные  мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение  семей на дому, родительский комитет.

совместные  мероприятия педагогов, родителей  и детей: дни открытых дверей, турниры  знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры  фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Родительские  собрания - это действенная форма  работы воспитателей с коллективом  родителей, форма организованного  ознакомления их с задачами, содержанием  и методами воспитания детей определенного  возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может  быть разнообразной, с учетом пожеланий  родителей. Тему рекомендуем формулировать  проблемно, например: «Послушен ли ваш  ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

В настоящее  время собрания вытесняются новыми формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», Родительские конференции, Семинары-практикумы - их основная цель - обмен опытом семейного  воспитания и др. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после  проведения развлекательных мероприятий  с родителями можно организовать беседы и собрания.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи  с семьей. Беседа может быть как  самостоятельной формой, так и  применяться в сочетании с  другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен  мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и  воспитателя и родителей.

Тематические  консультации организуются с целью  ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что  в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и  «заочные» консультации. Готовится  ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее  подготовить полный ответ, изучить  литературу, посоветоваться с коллегами  или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с  условиями, задачами, содержанием и  методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают  практическую помощь семье. К ним  относятся записи на магнитофон бесед  с детьми, видеофрагменты организации  различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение  семьи ребенка.

Традиционные  формы взаимодействия педагогического  коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в  новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации  взаимодействия педагогов ДОУ с  родителями воспитанников. Во многих ДОУ  складывается уникальный опыт работы в этом направлении.

В настоящее  время особой популярностью как  у педагогов ДОУ, так и у  родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл.1).

 

Таблица 1 - Нетрадиционные формы организации  общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта  форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие  родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными  и психологическими особенностями  детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков  воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой  дошкольного учреждения, особенностями  воспитания детей. Формирование у родителей  знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для  родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек


 

Они построены  по типу телевизионных и развлекательных  программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип  партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку  видят его в другой, новой для  себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают  думать, искать собственный выход  из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные  точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей  и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Особая  роль при любой форме организации  взаимодействия с родителями отводится  социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических  форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование  данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых  педагогических знаний, отношении в  семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической  основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода  к ребенку в условиях дошкольного  учреждения, повышение эффективности  воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и  родителями, а также более доверительные  отношения между родителями и  детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют  достаточное внимание педагогическому  содержанию мероприятия.

Познавательные  формы организации общения педагогов  с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного  и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей  практических навыков.

Основная  роль продолжает принадлежать таким  коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность  в общении, отказ от критики и  оценки партнера по общению.

Познавательные  формы организации общения педагогов  и родителей призваны выполнять  доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов  и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием  и методами воспитания детей в  условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две  подгруппы. Ознакомление родителей  с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием  детей, и преодоление поверхностных  мнений о работе ДОУ. Задачами одной  из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей  с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и  т.п. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного  возраста. Их специфика заключается  в том, что общение педагогов  с родителями здесь не прямое, а  опосредованное - через газеты, организацию  выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную  подгруппу, а не объединены с познавательными  формами.

Особой  популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомить  родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями  воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Проведение  «Круглых столов» происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Для того, чтобы эффективно реализовывать  процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности  субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию  семей, психологические особенности  родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения  родителей с детьми в различных  семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья  имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство  извне. Поэтому в настоящее время  актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов  в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между  родителями и педагогами ДОУ. В целях  повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОУ с  разными типами семей.

2.3 Роль дошкольного учреждения  в повышении педагогической культуры  семьи

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью  повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Планируя  психолого-педагогическое просвещение  родителей, нужно исходить из следующих  задач:

) сделать  ДОУ и семью союзниками в  воспитании детей;

) обеспечить  полное взаимопонимание и согласованное  взаимодействие ДОУ и семьи  в осуществлении комплексного  подхода к воспитанию;

) нейтрализовать  возможное отрицательное влияние  семьи на ребёнка;

) компенсировать  проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать  воспитательный потенциал семьи.

Отбор материала  для всех программ родительского  образования подчинен нескольким основным принципам:

. Родительское  образование должно базироваться  на изучении психолого-педагогических  особенностей личности ребенка,  обладающих несомненной знаниевой  ценностью для образования родителей.

. Материал, отобранный для изучения, должен  быть доступен родительскому  восприятию, соответствовать интересам  родителей и возрастным особенностям  их детей-дошкольников.

. Учебные  занятия с родителями должны  соответствовать образовательным  целям определенного раздела  программы, способствовать решению  обозначенных в программе задач.

Информация о работе Взаимодействие с родителями