Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа
Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны.
Введение 3
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 5
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 15
2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 18
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи 24
Заключение 30
Список использованной литературы 36
Приложение
. Одним
из главных принципов
Опытные
педагоги знают, что в организации
работы по повышению педагогической
компетентности родителей важная роль
принадлежит использованию
Экспериментальные данные показывают, что в противовес сугубо вербальной информации, более эффективным компонентом ее становится практическое действие с игровым заданием или игрушкой, игровым образом, рисунком, движением и пр.
Можно выделить некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого-педагогического самообразования родителей:
проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабная продуктивная задача всего коллектива;
разработка
проектов стратегического или
совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы и
содержание педагогического просвещения
родителей определяются кругом их проблем,
уровнем сознания и культуры, компетенцией
педагога и психолога. Так, университет
педагогических знаний - форма психолого-
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
Практикум
- это форма выработки у
Педагогическая
дискуссия - одна из наиболее интересных
форм повышения педагогической культуры.
Отличительная особенность
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные
тематические консультации - полезны
как для них самих, так и
для педагога. Родители получают реальное
представление о делах и
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.)
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб - проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Используются также конкурсы родительских комитетов, ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги, «эстафеты семейных традиций» и др. формы. К этой деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал ДОУ, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед). Необходимо однако помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
Таким образом, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.
Современные
тенденции в развитии дошкольного
образования объединены одним важным
и значимым критерием - его качеством,
которое непосредственно
В последние
годы начала развиваться и внедряться
новая философия взаимодействия
семьи и дошкольного
Признание
приоритета семейного воспитания на
современном этапе требует
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых,
это положительный
Во-вторых,
это учет индивидуальности ребенка.
Педагог, постоянно поддерживая
контакт с семьей, знает особенности,
привычки своего воспитанника и учитывает
их при работе, что, в свою очередь,
ведет к повышению
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Эффективно
организованное сотрудничество дает импульс
построению взаимодействия с семьёй
на качественно новой основе, предполагающей
не просто совместное участие в воспитании
ребёнка, а осознание общих целей,
стремление к взаимопониманию. Так,
использование структурно-
Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:
осознание цели деятельности каждым участником процесса;
обеспечение
индивидуального подхода к
четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.
Проанализировав опыт работы ДОУ с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Основной
трудностью является привлечение родителей
к активному участию в
В заключение выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
изучение семьи и условий семейного воспитания;
повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
изучение,
обобщение и распространение
лучшего опыта семейного
включение
родителей в осуществление
Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.
. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.