Взаимодействие с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 5
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 15
2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 18
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи 24
Заключение 30
Список использованной литературы 36
Приложение

Файлы: 1 файл

основы педмастерства.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

На чем  основывается доверие родителей  к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в  вопросах воспитания, но, главное, на доверии  к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика  показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и  дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих  событий. Например, не кормить ребенка  насильно, проследить, как он одевается  на прогулку, и т.д. Педагогов семья  интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители  и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать  конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о  том, что было особенно значимо в  поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни  детей в детском саду поможет  информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле  дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и  нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют  возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Еще одна линия воздействия на семью - через  ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится  своими впечатлениями с домочадцами.

Итак, отношения  дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии  открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых  психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое  правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение  авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как  он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей  посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно  правильная норма взаимоотношений  педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений  в том, что и у педагога и  у родителей развивают чувство  собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и  повышать авторитет родителей в  глазах детей.

Второе  правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение  уровня их педагогической культуры и  активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье  правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в  жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко  становится вольным или невольным  свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение  добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем  воспитания, опора на положительные  качества ребенка, на сильные стороны  семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится  без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей  развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Установление  контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение  семьи дошкольника. Однако, посещение  семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении  самого интересного, положительного в  своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно  прозвучали слова педагога.

Установлению  контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной  из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с  детьми (индивидуальную, групповую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной  помощи воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей  книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы ДОУ, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в  благоустройстве школы. Названное  далеко не исчерпывает всех видов  общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и  предложения ответить письменно  на соответствующие вопросы (лучше  это сделать на классном собрании).

Таким образом, основная цель всех форм и видов  взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между  детьми, родителями и педагогами, объединение  их в одну команду, воспитание потребности  делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается  как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность  домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего - дети.

2. Современные формы взаимодействия  воспитателя ДОУ и семьи детей  старшего дошкольного возраста

2.1 Структурно-функциональная  модель взаимодействия воспитателя  ДОУ и семьи

 

Современному  детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать  их не противостоящими друг другу, а  взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право  стать субъектом собственной  жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться  быть успешным в деятельности, а  для этого на сегодняшний день необходима структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи  по вопросам развития ребенка.

Обе взаимодействующие  стороны заинтересованы в детях, в их совместном, осуществляемом в  ходе сотрудничества воспитании. Для  того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные  и организационные вопросы, но и  вопросы связанные с развитием  ребёнка, его обучением и воспитанием.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей  в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие  родителей включиться в жизнь  дошкольного учреждения. Так как  родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни  ДОУ предпочтительно через осознание  важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для  ребёнка их включения в жизнь  дошкольного учреждения.

Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи  по вопросам развития ребенка может  состоять из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного. Рассмотрим каждый из них.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа  с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным  направлениям. Первое направление - просвещение  родителей, передача им необходимой  информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека  и т.п. Второе направление - организация  продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это  обмен мыслями, идеями, чувствами. С  этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее  интересное дело, что «вынуждало»  бы взрослых вступить с ребенком в  общение.

Основной  задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения  на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно  с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная  пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Второй - практический блок, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с развитием детей. Данный блок может состоять из таких форм работы, как:

психологический тренинг - интерактивное общение  с родителями;

«виртуальная  приемная», которая предполагает виртуальное  общение с родительской общественностью  на сайте «Образовательный портал».

Формы и  методы работы, которые могут использоваться специалистами, педагогами и психологами  зависят от той информации, какую  они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

С целью  решения задачи эффективного взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный, т.е. это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Таким образом, работа с данной моделью позволяет  структурировать деятельность педагогических коллективов ДОУ и семьи, и  может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.

 

 

2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

 

Вся система  работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому  участие семьи в воспитательно-образовательном  процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Информация о работе Взаимодействие с родителями