Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.
67
68
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ -Психологические особенности подростковой агрессивности Психологические особенности подростковой агрессивности 64 CОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Агрессия как психологическая проблема 1.1 Феноменология агрессии и
агрессивности: опыт 1.2 Теоретические подходы, 1.3 Факторы, предопределяющие Выводы по первой главе Глава II. Психологические особенности подростковой агрессивности 2.1 Особенности проявления 2.2 Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах 2.3 Агрессивность подростков и
коммуникация в группе Выводы по второй главе. Глава III. Экспериментальное исследование по проблеме изучения взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения и взаимоотношениями в группе сверстников 3.1 Обоснование методов и методик исследования 3.2 Обсуждение результатов 3.3 Психолого-педагогическая Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Настоящая работа посвящена изучению психологиче Наиболее важной областью социального
поведения подростков является среда
сверстников. Степень притягательности
среды сверстников также Психологический портрет подростка
был бы явно неполным, если в нем
будет отсутствовать такая Цель исследования - проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции. Объект исследования - подростки в возрасте 13-15 лет. Предмет исследования - факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы коррекции агрессивного поведения у подростков. В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что «существует взаимосвязь агрессивного поведения подростка с его социометрическим статусом в группе сверстников». Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психолого- 2. Дать сравнительный анализ
понятиям «агрессия» и « 3. Исследовать психологические
особенности подростковой 4. Выявить взаимосвязь 5. Разработать рекомендации по
коррекции агрессивных В данной работе основными методами являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы: опросник Басса-Дарки, тест А.Ассингера - на определение агрессивности в поведении подростков, социометрическая процедура с целью выявления социометрического статуса в группе сверстников; качественный и количественный анализ результатов исследования. Практическая значимость исслед Надежность и достоверность исс Настоящая работа в себя включает введение, три главы, заключение, список литературы из 35 наименований и приложений. ГЛАВА I. АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Феноменология агрессии
и агрессивности: опыт Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. Хотя чаще всего, взаимодействуя с
другими людьми, мы не ведем себя
жестоко или агрессивно, наше поведение
все равно оказывается Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний. В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Почему же люди ведут себя агрессивно? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Количество данных об агрессии так велико, поэтому мы обратимся к двум важным направлениям. Во-первых, мы сосредоточимся, прежде всего, на проблеме человеческой агрессии. Во-вторых, обсуждение агрессии будет производиться, прежде всего, с социальной позиции. Р.Бэрон и Д.Ричардсон в своем
фундаментальном труде « При характеристике агрессии, чаще всего,
используют два основных понятия - агрессивное
поведение (агрессивные формы поведения)
и агрессивность. Кажущаяся близость
этих терминов нередко затрудняет правильное
понимание природы самой В жизни бывает так, что, характеризуя
того или иного человека, мы говорим:
это агрессивная личность. Тем
самым мы стараемся подчеркнуть
наличие вполне определенного качества,
присущего ему - агрессивности. В
то же время мы с удивлением должны
констатировать факт агрессивного поведения
человека, которого было невозможно заподозрить
в агрессивности. Таким образом,
сама жизнь подсказывает нам наличие
двух разных феноменов - агрессивности
как качества личности и агрессивного
поведения как О самой агрессии мы говорим тогда, когда она очевидна, т.е. проявляется в поведении или действиях человека. В личностном опроснике, разработанном А.Бассом и А.Дарки в 1957 г. и предназначенному для диагностики агрессивных и враждебных реакций, выделяется: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т.п.). Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссора, крик и т.п.) и содержание словесных угроз (проклятия и т.п.) [5, с. 19]. Агрессивное поведение - «это любая
форма поведения, нацеленного на
оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающему
подобного обращения», пишут Р.Бэрон
и Д.Ричардсон, подчеркивая при
этом не эмоциональный или На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. Однако любое поведение - это
поведение конкретного Итак, если агрессивное поведение и агрессивность - это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной: – природа агрессии заключается в рамках единой и цельной системы человека; – истоки агрессивности находятся
на уровне нейродинамических и 1.2 Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение Факт агрессивного поведения - это
всегда целостный акт, требующий
проявления целостности на уровне всего
человека. Следовательно, природа агрессивных
форм поведения заключается не в
отдельных психологических На всем протяжении развития человечества агрессивность играла важную роль в выживании его представителей. Первым охотникам приходилось иногда проявлять жестокость, убивая животных или других людей, которые выступали с ними в конкуренцию за пищу, брачного партнера или территорию. Но вся последующая история всех цивилизаций отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связи между этими конфликтами и выживанием индивидуумов как таковым обнаружить не удается. Существуют, однако, культуры, которые сумели создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов, подобных встречающимся до сих пор у племен на берегах Амазонки или островах Океании. Этнологи обнаруживают даже общества, которым агрессивность, по- видимому, неведома [8, с. 44]. Что касается природы агрессивности,
то ее истоки находятся на уровне нейродинамических
и психодинамических качеств, темперамента
и некоторых видов акцентуаций
характера. К ним можно отнести
эмоциональную чувствительность и
раздражительность, уровень тревожности,
некоторые эмоции, входящие в так
называемый комплекс враждебности - гнев,
отвращение и презрение, а также
эмоция страха. Совокупное действие этих
характеристик обуславливает Термин «агрессия» часто ассоциируется
с негативными эмоциями - такими
как злость; с мотивами - такими, как
стремление оскорбить или навредить;
и даже с негативными установками
- такими как расовые или этнические
предрассудки. Несмотря на то, что все
эти факторы, несомненно, играют важную
роль в поведении, результатом которого
становится причинение ущерба, их наличие
не является необходимым условием для
подобных действий. Однако, злость вовсе
не является необходимым условием нападения
на других; агрессия разворачивается
как в состоянии полнейшего хладнокровия,
так и чрезвычайно Существует несколько Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Теоретики-эволюционисты К.Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позиций Фрейда. Согласно К.Лоренцу, этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Лоренц также утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление. В отличие от сторонников эволюционной теории, социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему. Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений [8, с.37]. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Теории побуждения предполагают, что
источником агрессии является, в первую
очередь, вызываемый внешними причинами
позыв, или побуждение, причинить
вред другим. Наибольшим влиянием среди
теорий этого направления пользуется
теория фрустрации -- агрессии, предложенная
несколько десятилетий назад
Доллардом и его коллегами. Согласно
этой теории, у индивида, пережившего
фрустрацию, возникает побуждение к
агрессии. В некоторых случаях
агрессивный позыв встречает
какие-то внешние препятствия или
подавляется страхом наказания.
Однако и в этом случае побуждение
остается и может вести к агрессивным
действиям, хотя при этом они будут
нацелены не на истинного фрустратора,
а на другие объекты, по отношению
к которым агрессивные действия
могут совершаться Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности. И последнее теоретическое - на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; - на факторы, провоцирующие ее проявление; - на условия, способствующие
закреплению данной модели Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль. Таким образом, в психологии существуют различные подходы, объясняющие природу происхождения агрессивности как свойства личности. Взяв за основу биологическую и социальную природу развития личности, ученые склоняются к возможности врожденности и приобретения агрессивности. 1.3 Факторы, предопределяющие становление и развитие агрессивности в детском возрасте Поскольку большинство исследований
на предмет возникновения в Дети черпают знания о моделях
агрессивного поведения из трех основных
источников. Семья может одновременно
демонстрировать модели агрессивного
поведения и обеспечивать его
подкрепление. Вероятность агрессивного
поведения детей зависит Существует огромное число исследований,
которые убедительно показывают
зависимость между негативными
взаимоотношениями в системе
«родители--ребенок», эмоциональной
депривацией в семье и детской
агрессией. Установлено, например, что
если у ребенка сложились негативные
отношения с одним или обоими
родителями, если тенденции развития
позитивности самооценки и Я-концепции
не находят поддержки в оценках
родителей или если ребенок не
ощущает родительской поддержки
и опеки, то вероятность делинквентного,
противоправного поведения В одном из исследований в лабораторных условиях наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Фиксировались различные параметры, в частности измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки. Другой аспект наблюдения состоял в регистрации случаев агрессивного поведения ребенка, направленного на других людей (удары, укусы, стремление отобрать какой-либо предмет). Было установлено, что дети, к которым матери не спешили подходить, вели себя более агрессивно, чем дети, чьи матери быстро реагировали на их плач или стремление ребенка к контакту. Согласно теории привязанности, маленькие
дети различаются по степени ощущения
безопасности в своих отношениях
с матерью. У надежно привязанного
ребенка -- надежное, устойчивое и чуткое
отношение со стороны матери. Такой
ребенок склонен доверять другим
людям, имеет хорошо развитые социальные
навыки, склонен к конструктивному
общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный
или тревожащийся по поводу своей
привязанности ребенок На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость, как оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В одном эксперименте изучалось
агрессивное поведение детей- К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники. В результате исследования было обнаружено,
что те дети, которые подвергались
со стороны родителей строгим
наказаниям, проявляли в поведении
большую агрессию и, соответственно,
характеризовались В одном из исследований (35) было показано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле оказывать обратное действие и стимулировать развитие агрессии. Результаты этого исследования в наглядной графической форме представлены на рисунке 1. Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, оказывается предпочтительной. Самой неэффективной стратегией оказывается вмешательство родителей в форме наказания старших сибсов, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрами оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях (34). Рис. 1. Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей. Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особым образом -- игнорировать ее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такой вывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто невозможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно. В ряде ситуаций (например, когда агрессивное
взаимодействие между сибсами уже
не является редким исключительным случаем)
нейтральная позиция родителей
может только способствовать дальнейшей
эскалации агрессии. Более того,
такая позиция может создавать
благоприятные условия для В исследовании, о котором мы говорили выше, изучались лишь две альтернативы реагирования родителей на агрессию между братьями-сестрами: 1) нейтральная позиция, то есть игнорирование фактов агрессии, и 2) наказание детей (в одном
варианте -- старших, в другом -- младших).
Очевидно, при такой суженной
альтернативе нейтральная Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, -- это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства -- позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения. Изучение зависимости между
практикой семейного Наряду с прямыми поощрениями
и наказаниями родители преподают
своим детям урок на тему агрессивности
непосредственной реакцией на детские
взаимоотношения. В нескольких экспериментах
изучался эффект от вмешательства родителей
при агрессии между братьями-сестрами
(Bennett, 1990; Dunn & Munn, 1986; Felson, 1983; Felson & Russo,
1988). Фельсон и Руссо (Felson & Russo, 1988)
утверждают, что подобный шаг со
стороны родителей может на самом
деле потворствовать развитию агрессии.
Поскольку младшие дети на правах
более слабых могут ожидать, что
родители примут их сторону, они не
колеблясь вступают в конфликт с
более сильным противником. Подобное
вмешательство родителей Ситуативные, "нормальные" реакции
агрессии могут перерасти в "нарушение",
если детство ребенка сопровождается
агрессивным поведением родителей,
и тогда он "заражается" их агрессивностью;
если ребенок живет в атмосфере
неприятия его, нелюбви к нему,
то у него формируется ощущение опасности
и враждебности окружающего мира;
если часто и длительно не удовлетворяются
какие-то потребности ребенка. Как
видно из вышеизложенного, устойчивые
агрессивные тенденции в Исследования показали, что, с одной стороны, когда взрослые заранее не делают свое отношение к агрессии ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в личности агрессивности, с другой - снисходительность в поведении взрослых приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально-приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Наиболее адекватное поведение взрослых здесь - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Дети усваивают различные Игра со сверстниками дает детям
возможность научиться Существуют также В соответствии с теорией социального научения, общение и игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. В пользу этого подхода говорят и данные, полученные при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения. Так, в одном исследовании (33) было установлено, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем дети, посещавшие детский сад менее регулярно. Эти данные обычно интерпретируются в соответствии с теорией социального научения: дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (детский сад), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (школа). Не возражая против подобного истолкования полученных фактов, заметим, что возможна и иная интерпретация. Можно предположить, что более высокая агрессивность в старшем возрасте детей, которые регулярно в течение пяти лет посещали детский сад, связана с их эмоциональной депривацией, с отрывом от матери в раннем возрасте, наиболее важном с точки зрения отношений в системе «мать--дитя» и формирования базового чувства безопасности. В целом такое объяснение согласуется с концепцией, обозначаемой как теория привязанности. Третьим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение. Приводимые Р.Бэроном и Д.Ричардсон (8) данные экспериментального изучения влияния демонстрации сцен насилия на склонность к агрессивному поведению представляются достаточно убедительными. Поэтому, не останавливаясь на результатах отдельных экспериментов, приведем модель Хьюсмана, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Справедливости ради следует отметить,
что спор о влиянии масс-медиа
на становление агрессивного поведения
детей продолжается. Как отмечают
Р. Бэрон и Д. Ричардсон «после
многолетних исследований с использованием
разнообразных методов и Еще одна из причин агрессивного поведения
детей - влияние уровня агрессивности
учителя на эмоциональное состояние
класса. Учитель как бы индуцирует
агрессивный фон поведения Но причины агрессии не могут
быть только вовне, во взаимоотношениях
с другими людьми. Характерологические
особенности самого ребенка, имея подчас
биологическую детерминацию, также
обусловливают его Гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавшихся под руку, эгоцентризм, упрямство - вот те черты характера, которые провоцируют акты агрессии. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: - Становление агрессивного - Основным фактором - Влияние каждого из них на
становление агрессивного Выводы по первой главе Анализ психолого- Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Обычно под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Это, конечно, узкая трактовка агрессии и агрессивности как свойства личности, в которой делается акцент на наличие разрушительных тенденций. Ведь человек не может в своей жизни что-либо созидать, не имея способности к устранению и разрушению препятствий, мешающих удовлетворению его потребностей. Агрессия в человеческом обществе
имеет специфические функции. Во-первых,
она выступает средством Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Обычно говорят об агрессивности подростков. Но ничто не появляется на пустом месте. Уже в возрасте 2-3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями, в 4-6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Есть и другая позиция ученых, которые считают, что переживание своих чувств у экрана дает детям возможность тут же "разрядиться" и тем самым уменьшается их агрессивность. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности ребенка. ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ 2.1 Особенности проявления агрессивности у подростков Исследования показывают, что агрессивные
и неагрессивные подростки Последний факт, по нашему мнению, может
быть проинтерпретирован как еще
одно проявление особого значения матери
в системе привязанностей и социальных
отношений подростка. Очевидно, нарушения
идентификации с матерью могут
быть обнаружены не при любых, а только
при очень серьезных нарушениях
развития личности. Так, в одном исследовании
[23, с. 48] было показано, что в системе
отношений подростка к Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. Большинству существующих в современной
психологии теорий агрессии не противоречит
идея о взаимосвязи агрессии с
теми или иными конкретными Констатация логичности взаимосвязи
агрессии с определенными Предметом одного исследования было
выявление взаимосвязи уровня агрессии
с определенными Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная, четкая и сильная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессии. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, центральной особенностью
возбудимой личности является импульсивность
поведения. Вся манера общения и
поведения у них в значительной
мере обусловлена не логикой, не рациональным
оцениванием своих поступков, а
импульсом, влечением, инстинктом или
неконтролируемыми Гораздо более неожиданными оказались
результаты, которые устанавливают
недвусмысленную и вполне определенную
связь между демонстративной
характерологией и Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Также психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек тоже обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [11, с. 87]. Сравнение степени выраженности различных
компонентов агрессивного поведения
у мальчиков и девочек В исследовании Семенюк Л. М. (26) было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10--11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно -- они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования,
уже в возрасте 12--13 лет как
у мальчиков, так и у девочек
наиболее выраженной оказывается такая
форма проявления агрессии, как негативизм
[16, с. 44]. Напомним, что под негативизмом
в концепции агрессии/ Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек -- вербальная. В более старшем возрасте (подростки
14--15 лет) у мальчиков доминируют
негативизм и вербальная агрессия (которые
представлены практически одинаково),
а у девочек -- вербальная агрессия.
Физическая агрессия в этом возрасте
не является доминантной формой проявления
агрессии уже и у мальчиков. Следует
отметить также, что, независимо от возраста,
у мальчиков все формы В исследовании Реан А.А. (22) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14--17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. В том же исследовании было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом | ||||
Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков