Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.20 Мб (Скачать)

В данной главе также рассматриваются  различные теоретические подходы  к пониманию причин агрессивного поведения. В концепции З. Фрейда агрессия трактуется как инстинктивное  поведение – врожденное стремление к смерти и разрушению.

С позиции эволюционного  подхода предрасположенность человека к агрессии является следствием инстинктивных, врожденных факторов и результатом  естественного отбора (К. Лоренц, Р. Ардри).

Дж. Доллард, Н. Миллер, Л. Берковиц и др. объясняют ее происхождение  не врожденной предрасположенностью к  совершению насильственных действий, а влиянием особых условий окружающей среды (фрустрирующих, возбуждающих событий). Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации.

Когнитивные модели при описании поведения человека учитывают роль эмоциональных и когнитивных  процессов, выступающих в качестве основных детерминант агрессии. Характер осмысления или интерпретации чьих-то действий человеком оказывает определенное влияние на его чувства и поведение (Л. Берковиц, Д. Зильман).

В теории социального научения, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается  как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих этому поведению, изменение условий  закономерно ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

В отечественной психологии изучение проблемы агрессии проводится в контексте глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения  и разрабатывается системный  подход к изучению агрессивного поведения. Такой подход рассматривает как  врожденные источники агрессии у человека, так и прижизненно приобретаемые и дает возможность учесть активность человека в построении взаимоотношений со средой (О.Н. Истратова, С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, Н.Н. Толстых и др.).

Анализ истоков агрессивного поведения особенно актуален в отношении  подростков в связи с их интенсивным  психофизическим развитием, личностной нестабильностью, активным усвоением  различных форм поведения, а также  высоким уровнем готовности к  агрессии.

Изменение системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются у подростков с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными содержательными  отношениями со сверстниками и взрослыми, со значительным расширением сферы  деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений (И.В. Дубровина, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Л.Ф. Обухова, К.Н. Поливанова, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

Во второй главе «Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте» дается характеристика семьи как социальной системы, описывается проблема родительства (отцовства и материнства) в психолого-педагогической литературе, анализируются особенности отцовского и материнского воспитания, а также роль семьи и родительского воспитания в проявлении агрессивности у подростков.

Большинствоотечественных  и зарубежных психологов сходятся во мнении о том, что тремя основными  источниками, из которых дети и подростки  узнают о моделях агрессивного поведения, являются: семья, взаимодействие со сверстниками, СМИ (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Коннор, А. Бандура, Р. Уолтерс, А.И. Захаров, Н.С. Ениколопов, Э.Г. Эйдемиллер, Е.О. Смирнова и другие).

В зарубежной и отечественной  психологии общепризнанным является влияние  семьи на психологические особенности  ребенка и становление его  личности (А. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Д. Боулби, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Е.И. Захарова, Е.В. Филиппова и др.). Также  в исследованиях семьи была установлена  непосредственная связь развития агрессивного поведения у детей и подростков с условиями семейного воспитания и взаимоотношениями между родителями (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М. Раттер, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, Л.Ф. Фомичева и  др.). В ряде исследований было показано, что агрессивные дети и подростки, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и  родителями огромна, где родители мало интересуются развитием детей, где  в качестве дисциплинарных воздействий  предпочитают физические наказания (Л.И. Вассерман, Т.В. Архиреева, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.А. Фурманов, Д.И. Фельдштейн, Л. Берковец и др.). Относительно хорошо изучена связь между агрессивным  поведением детей, подростков и такими факторами семейной среды, как: состав семьи, социальное положение и психологические  особенности членов семьи (Г.К. Ушаков, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков и др.).

Однако дефицит систематических, в том числе лонгитюдных исследований агрессивного поведения подростков и влияния факторов семейной среды  на развитие детской и подростковой агрессии в отечественной психологии, побудил нас предпринять специальное  исследование, целью которого было получить ответ на вопросы: насколько устойчивыми являются отдельные виды агрессивного поведения в подростковом возрасте? Какие конкретно параметры родительского воспитания оказывают наибольшее влияние на развитие агрессивного поведения у детей и подростков? Можно ли с помощью коррекционно-развивающих занятий сформировать у подростков умение контролировать агрессивные проявления и выражать агрессию социально-приемлемыми способами?

В третьей главе описывается эмпирическое исследование влияние стиля семейного воспитания на агрессивное поведение подростков. Общая схема эмпирического исследования может быть представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Схема эмпирического исследования

Процедура исследования

Выборка

Метод

I этап лонгитюдного исследования

1. Исследование уровня проявления  основных видов агрессии и  враждебности у подростков

Учащиеся 5-ых классов – экспериментальная группа

Методика Басса-Дарки

(модификация Семенюк Л.М.)

2. Ранжирование подростков по степени  выраженности агрессивного поведения

Педагоги, работающие с подростками

Авторская анкета для учителей

3. Определение уровня самооценки  у подростков

Экспериментальная группа

Методика «Самооценка»

(Лонг; Вилер, Хендерсон)

4. Изучение взаимодействия и отношений  родителей (отдельно матерей и отцов) с подростками.

Экспериментальная группа

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант  для подростков)

5. Изучение взаимодействия и отношений  родителей (матерей) с подростками.

Матери подростков

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант  для родителей)

IIэтап лонгитюдного исследования

1. Исследование уровня проявления  основных видов агрессии и  враждебности у подростков

Учащиеся 6-ых классов

экспериментальная группа

Методика Басса-Дарки

(модификация Семенюк Л.М.)

2. Определение уровня самооценки  у подростков

Экспериментальная группа

Методика «Самооценка»

(Лонг; Вилер, Хендерсон)

IIIэтап лонгитюдного исследования

III.1

1. Исследование уровня проявления  основных видов агрессии и  враждебности у подростков

Учащиеся 7-ых классов, начало года

экспериментальная группа

и контрольная группа

Методика Басса-Дарки

(модификация Семенюк Л.М.)

2. Определение уровня самооценки  у подростков

Экспериментальная группа и контрольная  группа

Методика «Самооценка»

(Лонг; Вилер, Хендерсон)

3. Изучение взаимодействия и отношений  родителей (матерей) с подростками.

Экспериментальная группа

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант  для подростков)

4. Особенности родительского воспитания  глазами подростков (отдельно матерей и отцов)

Экспериментальная группа

Методика ADOR – Подростки о родителях (Д. Шеффер, 1965), адаптированная для российской выборки (Вассерман Л.И., Горьковая  И.А., Ромицына Е.Е., 1994, 2004)

5. Проведение свободного времени  родителей с подростками

Экспериментальная группа

Проективная методика «Выходной день в моей семье» сочинение – рассказ  подростков

6. Изучение взаимодействия и отношений родителей (матерей) с подростками.

Матери подростков

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант для родителей)

III.2

Коррекционно-развивающие занятия  с подростками.

Учащиеся 7-ых классов,

экспериментальная группа

Коррекционно-развивающие занятия  «Волшебный круг»

Лекционно-практические занятия с  матерями подростков.

Матери подростков экспериментальной  группы

- Лекция «Новообразования подросткового  возраста»;

- Консультация по результатам  диагностических методик;

- Тренинговые упражнения, направленные  на повышение родительской компетентности.

III.3

1. Исследование уровня проявления  основных видов агрессии и  враждебности у подростков

Учащиеся 7-ых классов, конец года

экспериментальная группа и контрольная  группа

Методика Басса-Дарки

(модификация Семенюк Л.М.)

2. Определение уровня самооценки  у подростков

Экспериментальная группа и контрольная  группа

Методика «Самооценка»

(Лонг; Вилер, Хендерсон)

3. Изучение взаимодействия и отношений  родителей (отдельно матерей и отцов) с подростками.

Экспериментальная группа

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант  для подростков)

4. Особенности родительского воспитания  глазами подростков (отдельно матерей  и отцов)

Экспериментальная группа

Методика ADOR – Подростки о родителях (Д. Шеффер, 1965), адаптированная для российской выборки (Вассерман Л.И., Горьковая  И.А., Ромицына Е.Е., 1994, 2004)

5. Изучение взаимодействия и отношений  родителей (матерей) с подростками.

Матери подростков экспериментальной  группы

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (вариант  для родителей)


 

Начнем изложение результатов 3-хлетнего лонгитюдного исследования с описания устойчивости различных форм агрессии у подростков.

Отметим, что в проведенном  исследовании мы придерживались точки  зрения авторов, которые разводят понятия  агрессии и агрессивности, понимают агрессию как мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям  или вызывающее у них психологический  дискомфорт. Поэтому мы считаем возможным  употребление словосочетания «агрессивное поведение» как синонима понятия «агрессия».

В течение трех лет лонгитюдного исследования с подростками экспериментальной  группы проводилось изучение уровня проявления агрессии и враждебности по методике Басса-Дарки.

По показателям «индекса агрессивности» (21±4 - норма) подростки  были разделены на три группы: агрессивные подростки – 13 учащихся; умеренно агрессивные подростки – 29 учащихся; неагрессивные подростки – 14 учащихся.

Для определения достоверности  разделения подростков экспериментальной  группы на три группы по результатам  методики Басса-Дарки, педагогам, работающим с данными подростками (математика, русский язык/литература, иностранный язык, история, география, физкультура и классный руководитель) была предложена авторская анкета. С помощью данной анкеты учителя определяли степень выраженности проявления агрессии у подростков при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. С помощью r-Спирменабыла установлена статистически значимая связь между субъективным мнением преподавателей о степени выраженности и проявлений агрессивного поведения у подростков и индексом агрессивности подростков по методике Басса-Дарки (p=0,0449;α=0,05). Следовательно, наше разделение подростков на три группы с учетом результатов, полученных с помощью методики Басса-Дарки и мнением учителей, является адекватным.

В таблице 2 представлены результаты степени выраженности агрессивного поведения у подростков по трем группам  на начало эксперимента (5-ый класс):

Таблица 2

Степень выраженности агрессивного поведения у подростков экспериментальной  группы в 5-ом классе по трем группам (агрессивные, умеренно агрессивные, неагрессивные  подростки)

Виды агрессии

(нормативные показатели)

Подростки экспериментальной группы

Агрессивные подростки

Умеренно агрессивные подростки

Неагрессивные подростки

Физическая агрессия (1,55 - 5,73)

7,5

7,6

4,6

Косвенная агрессия (2,46 - 6,22)

6,1

4,8

4,25

Раздражение (3,84 – 8,6)

8,2

5,8

3

Негативизм (1,52 - 4,36)

3,8

3,1

2,6

Обида (1,52 - 5,1)

5,7

4,7

4,7

Подозрительность (1,55 - 5,65)

7,3

5,9

5,2

Вербальная агрессия (4,85 - 9,79)

10,2

8,3

5,3

Чувство вины (4,01 - 8,33)

7,3

6,7

6,6

Индекс агрессивности (21±4)

26,7

21,7

11,8

Индекс враждебности (6,5-7±3)

13,3

11,2

10,7


У агрессивных подростков отмечается превышение нормативных показателей агрессии: физическая агрессия – 7,5; обида – 5,7; подозрительность – 7,3 и вербальная агрессия – 10,2, а также общего уровня агрессивности – 26,7 и общего уровня враждебности – 13,3;. Остальные показатели: косвенная агрессия, раздражение, негативизм, чувство вины – соответствуют нормативным показателям возраста. Наиболее ярко у агрессивных подростков выступают вербальная и физическая агрессия, обида и подозрительность. Свои негативные чувства подростки данной группы чаще всего выражают через угрозы, крик, ссоры и физические воздействия. Во взаимодействии с другими людьми подростки недоверчивы, осторожны, уверены, что окружающие намерены причинить им вред. Данная группа подростков воспринимает окружающую ситуацию как враждебную и напряженную по отношению к себе и испытывает эмоциональное неблагополучие. У умеренно агрессивных подростков отмечается превышение нормативных показателей агрессии: физическая агрессия – 7,6; подозрительность – 5,9 и общий уровень враждебности – 11,2. Остальные показатели агрессии соответствуют нормативным показателям возраста. Данные результаты свидетельствуют о том, что умеренно агрессивные подростки недоверчивы, осторожны и считают, что другие люди хотят причинить им вред. Умеренно агрессивные подростки вспыльчивы, резки и грубы, но такое их агрессивное поведение часто выступает как защитная реакция. При этом окружающую ситуацию умеренно агрессивные подростки, как и агрессивные подростки, воспринимают как неблагополучную и враждебную по отношению к себе. У неагрессивных подростков отмечается низкие показатели агрессии: раздражение – 3 и общий уровень агрессивности – 11,8. Остальные показатели агрессии соответствуют нормативным показателям. И это свидетельствует о том, что неагрессивные подростки умеют контролировать свои эмоции и даже при малейшем возбуждении не готовы к открытому и прямому проявлению агрессии. Подростки данной группы воспринимают окружающую ситуацию как благоприятную и безопасную по отношению к себе и испытывают эмоциональное благополучие.

В 6-ом и 7-ом классах по данной методике с подростками проводилось повторное исследование степени выраженности проявлений агрессивного поведения и в 7-ом классе были получены следующие результаты: у агрессивных подростков показатели выраженности физической агрессии, негативизма и общего уровня враждебности превышают нормативные данные. Уумеренно агрессивных подростков все показатели, кроме показателей физической агрессии и общего уровня враждебности, соответствуют нормативным данным. У неагрессивных подростков отмечается превышение нормативных показателей только по общему уровню враждебности.

Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков