Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1.	Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2.	Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3.	Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4.	Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5.	Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.
В 5-ом классе по методике ВРР 
подростки экспериментальной 
Агрессивные подростки оценивают своих отцов как требовательных (63,6%), очень строгих (84,7%) и контролирующих (55,4%). Подростки считают, что их отцы стремятся быть лидерами в семье, проявляют авторитарность, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись им. При этом отцы, по мнению подростков, чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования, во взаимодействии с ними бывают жестоки и критичны. Как считают подростки, отцовский контроль за их поведением осуществляется в виде суровых запретов и нередко физических наказаний. В то же время агрессивные подростки считают своих отцов понимающими и принимающими их (62,4%) и авторитетными (53%). Однако подростки отмечают, что их отцы недостаточно сотрудничают с ними (41,4%), проявляют непоследовательность в воспитании (29,1%), недостаточно бепокоятся за подростков (41,9%) и не удовлетворены взаимодействием с ними (39,7%). Обращает внимание сочетание высоких показателей по шкалам требовательности, строгости, контроля, принятия, авторитетности отца, с одной стороны, и одновременно проявлениями непоследовательности воспитания, неумением сотрудничать с подростками и тревожности со стороны отцов – с другой стороны, что указывает на неопределенный стиль воспитания, в котором сочетаются черты авторитарного и непоследовательногостилей.
Умеренноагрессивные подростки отмечают, 
что их отцы строги (77%), тревожны (60,8%), не 
всегда уверены в правильности выбранного 
стиля воспитания и поведения. При этом, 
по мнению подростков, их отцы достаточно 
авторитетны (57,6%), эмоционально принимают 
подростков (75,3%), проявляют внимание к 
их жизни, относятся к ним с уважением, 
стремятся понять их интересы, взгляды. 
Отцы требуют от подростков осмысленного 
поведения и стараются им помочь (75,3%). 
Однако умеренно агрессивные подростки 
считают, что их отцы очень непоследовательны 
в своих требованиях к ним (27,7%), мало сотрудничают 
с подростками (37,3%) и недостаточно удовлетворены 
взаимодействием с ними (42,1%). Доминирование 
высокого принятия и авторитетности с 
высокой степенью строгости воспитания 
и одновременно проявлениями непоследовательности 
воспитания, неумением сотрудничать с 
подростками и тревожности со стороны 
отцов указывает на неопределенный стиль воспитания, 
в котором сочетаются черты авторитетного и непослед
Рис. 3 Оценка подростками взаимодействия с отцами, по 10-ти шкалам методики ВРР
в 5-ом классе
Неагрессивные подростки считают 
своих отцов авторитетными (75,9%), эмоционально 
принимающими (88,6%) и удовлетворенными 
взаимоотношениями с подростками (57%). 
По мнению подростков, их отцы чрезмерно 
потакают их желаниям, во всем им покровительствуют 
и восхищаются даже их минимальными успехами. 
Одновременно неагрессивные подростки 
отмечают, что их отцы строги (71,8%), непоследовательны 
в своих требованиях (32,5%), эмоционально 
холодны с подростками (21,5%) и недостаточно 
сотрудничают с ними (36%). Сочетание высокого 
уровня принятия, авторитетности, удовлетворенности 
отношениями с подростками свидетельствуют 
об авторитетном 
стиле отцовского воспитания. Однако 
высокий показатель строгости и низкие 
показатели последовательности воспитания, 
эмоциональной близости и сотрудничества 
указывают на то, что отцы недостаточно удовлетворяют психологические 
потребности подростков и проявляют 
формальное отношение к ним. В результате, 
с нашей точки зрения, подобный стиль воспитания 
можно охарактеризовать как непоследовательный илибера
В 7-ом классе, после тренинга, проводилось повторное исследование по методике ВРР. По мнению подростков всех трех групп, отцы стали более вовлеченными в воспитание и взаимодействие с подростками, стали больше учитывать психологические потребности подростков и стали более авторитетными для них.
Применение методики ADOR для 
уточнения полученных результатов 
о влиянии характера детско-
Следующим шагом анализа 
было сравнение результатов 
подростков по группам по сходным шкаламметодики 
ВРР и методики ADOR,полученныхв 7-ом классе. 
Обе методики показали, что агрессивные подростки считают своих 
отцов очень строгими, сверхтребовательными 
и контролирующими. В сравнении с результатами 
подростков двух других групп – менее 
принимающими, менее тревожными за них, 
эмоционально недоступными, менее авторитетными 
и менее удовлетворенными взаимодействием 
с подростками. А стиль отцовского воспитания 
оценивают как отстраненный или враждебно
Следующим шагом анализа 
было сравнение стилей воспитания матерей 
и отцов между собой у 
В ходе лонгитюдного исследования (в 5-ом и 7-ом классах) методика ВРР (вариант для родителей) была предложена матерямподростков, которые были разделены на три группы, как и подростки: матери агрессивных подростков – 6 человек; матери умеренно агрессивных подростков – 17 человек; матери неагрессивных подростков – 9 человек.
Сравним результаты, полученные в 5-ом классе, подростков и матерей по шкалам методики ВРР, по трем группам и дадим ответ на вопрос о сходстве и различии представлений подростков и их матерей о взаимодействии между ними (таблица 3).
С помощью критерия T-Вилкоксона были установлены статистически значимые различия оценок детско-родительских отношений между подростками и матерями по шкалам методики «ВРР» в 5-ом классе: «мягкость – строгость» (α=0,026), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,01), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,039), «непоследовательность – последовательность» (α=0,019) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,05) –у агрессивных подростков. У умеренно агрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,0045), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,008), «отвержение – принятие» (α=0,0011), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,001), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,039) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0013). У неагрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,05), «автономность – контроль» (α=0,036), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,012), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,023) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0014).
Данные таблицы 3 и статистического 
анализа указывают на то, что агрессивные подростки и ихматери расходятся в 
восприятии родительского отношения: 
подростки считают матерей менее строгими, но более эмоционально близкими, болеепоследовательны
Таблица 3
Результаты (проценты) подростков и матерей по шкалам методики ВРР
по трем группам в 5-ом классе
Название шкал по методике ВРР:  | 
  Агрессивные 5 класс  | 
  Умеренно агрессивные 5 класс  | 
  Неагрессивные 5 класс  | |||
подростки  | 
  матери  | 
  подростки  | 
  матери  | 
  подростки  | 
  матери  | |
Нетребовательность –   | 
  53,5%  | 
  51,5%  | 
  63,9%  | 
  42,7%  | 
  69,6%  | 
  55,7%  | 
Мягкость – строгость  | 
  76,2%  | 
  86,6%  | 
  80,4%  | 
  80%  | 
  65,7%  | 
  65,6%  | 
Автономность – контроль  | 
  61,2%  | 
  53,8%  | 
  59,5%  | 
  62%  | 
  63,5%  | 
  54,6%  | 
Эмоциональная дистанция – близость  | 
  72,6%  | 
  59,6%  | 
  73,7%  | 
  59,6%  | 
  72%  | 
  70,4%  | 
Отвержение – принятие  | 
  39%  | 
  84,4%  | 
  57%  | 
  82,6%  | 
  63,9%  | 
  90,5%  | 
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество  | 
  66,7%  | 
  41,2%  | 
  70,8%  | 
  50%  | 
  68,1%  | 
  52,9%  | 
Тревожность за ребенка  | 
  45,6%  | 
  52,3%  | 
  65,1%  | 
  56,3%  | 
  68,5%  | 
  68,2%  | 
Непоследовательность –   | 
  50%  | 
  62,7%  | 
  54,8%  | 
  62,5%  | 
  64,6%  | 
  68,2%  | 
Воспитательная конфронтация в семье – авторитетность родителя  | 
  59,5%  | 
  56,9%  | 
  71,7%  | 
  60,1%  | 
  78,7%  | 
  63,3%  | 
Удовлетворенность отношениями родителей с ребенком  | 
  59,7%  | 
  34,6%  | 
  66,4%  | 
  39,2%  | 
  78,9%  | 
  50,7%  | 
Умеренноагрессивные подростки в 
сравнении с их матерями оценивают своих матерей 
как более требовательных, 
авторитетных, более эмоционально близких, склонных 
к сотрудничествуи удовлетворенных взаимодействием, 
однако, менее принимающих.Неаг
Отметим, что общей для всех подростков тенденцией в 5-ом классе является расхождение в оценке принятия подростка матерью: по мнению подростков, их матери демонстрируют меньше принятия, чем представляется самим матерям.
С матерями подростков экспериментальной группы (7-ой класс) было проведено два лекционно-практических занятия, направленных на повышение родительской компетентности, и более десяти индивидуальных консультаций.
Сравнивая и анализируя результаты 
матерей, полученные по методике ВРР 
в 5-ом и 7-ом классах, можно увидеть, 
чтотенденции, 
выявленные у матерей всех подростков в 5-ом классе сохраняются и в 7-ом классе. 
Материагрессивныхподростков 
оценивают себя как строгих, эмоционально 
отвергающих и непоследовательных, хотя 
показатели по этим шкалам методики ВРР 
за период с 5-ого по 7-ой классы заметно 
снижаются, но остаются достаточно высокими 
по сравнению с показателями по этим шкалам 
матерей других подростков. Материумеренно агрессивныхи не
За период проведения лонгитюдного 
исследования в изменении оценок 
матерями их взаимодействия с подростками 
есть какобщие, так и различные тенденции.Матери в
В 7-ом классе после коррекционно-развивающих 
занятий также сравнивалисьпредставления подр
Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков