Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.
В 5-ом классе по методике ВРР
подростки экспериментальной
Агрессивные подростки оценивают своих отцов как требовательных (63,6%), очень строгих (84,7%) и контролирующих (55,4%). Подростки считают, что их отцы стремятся быть лидерами в семье, проявляют авторитарность, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись им. При этом отцы, по мнению подростков, чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования, во взаимодействии с ними бывают жестоки и критичны. Как считают подростки, отцовский контроль за их поведением осуществляется в виде суровых запретов и нередко физических наказаний. В то же время агрессивные подростки считают своих отцов понимающими и принимающими их (62,4%) и авторитетными (53%). Однако подростки отмечают, что их отцы недостаточно сотрудничают с ними (41,4%), проявляют непоследовательность в воспитании (29,1%), недостаточно бепокоятся за подростков (41,9%) и не удовлетворены взаимодействием с ними (39,7%). Обращает внимание сочетание высоких показателей по шкалам требовательности, строгости, контроля, принятия, авторитетности отца, с одной стороны, и одновременно проявлениями непоследовательности воспитания, неумением сотрудничать с подростками и тревожности со стороны отцов – с другой стороны, что указывает на неопределенный стиль воспитания, в котором сочетаются черты авторитарного и непоследовательногостилей.
Умеренноагрессивные подростки отмечают,
что их отцы строги (77%), тревожны (60,8%), не
всегда уверены в правильности выбранного
стиля воспитания и поведения. При этом,
по мнению подростков, их отцы достаточно
авторитетны (57,6%), эмоционально принимают
подростков (75,3%), проявляют внимание к
их жизни, относятся к ним с уважением,
стремятся понять их интересы, взгляды.
Отцы требуют от подростков осмысленного
поведения и стараются им помочь (75,3%).
Однако умеренно агрессивные подростки
считают, что их отцы очень непоследовательны
в своих требованиях к ним (27,7%), мало сотрудничают
с подростками (37,3%) и недостаточно удовлетворены
взаимодействием с ними (42,1%). Доминирование
высокого принятия и авторитетности с
высокой степенью строгости воспитания
и одновременно проявлениями непоследовательности
воспитания, неумением сотрудничать с
подростками и тревожности со стороны
отцов указывает на неопределенный стиль воспитания,
в котором сочетаются черты авторитетного и непослед
Рис. 3 Оценка подростками взаимодействия с отцами, по 10-ти шкалам методики ВРР
в 5-ом классе
Неагрессивные подростки считают
своих отцов авторитетными (75,9%), эмоционально
принимающими (88,6%) и удовлетворенными
взаимоотношениями с подростками (57%).
По мнению подростков, их отцы чрезмерно
потакают их желаниям, во всем им покровительствуют
и восхищаются даже их минимальными успехами.
Одновременно неагрессивные подростки
отмечают, что их отцы строги (71,8%), непоследовательны
в своих требованиях (32,5%), эмоционально
холодны с подростками (21,5%) и недостаточно
сотрудничают с ними (36%). Сочетание высокого
уровня принятия, авторитетности, удовлетворенности
отношениями с подростками свидетельствуют
об авторитетном
стиле отцовского воспитания. Однако
высокий показатель строгости и низкие
показатели последовательности воспитания,
эмоциональной близости и сотрудничества
указывают на то, что отцы недостаточно удовлетворяют психологические
потребности подростков и проявляют
формальное отношение к ним. В результате,
с нашей точки зрения, подобный стиль воспитания
можно охарактеризовать как непоследовательный илибера
В 7-ом классе, после тренинга, проводилось повторное исследование по методике ВРР. По мнению подростков всех трех групп, отцы стали более вовлеченными в воспитание и взаимодействие с подростками, стали больше учитывать психологические потребности подростков и стали более авторитетными для них.
Применение методики ADOR для
уточнения полученных результатов
о влиянии характера детско-
Следующим шагом анализа
было сравнение результатов
подростков по группам по сходным шкаламметодики
ВРР и методики ADOR,полученныхв 7-ом классе.
Обе методики показали, что агрессивные подростки считают своих
отцов очень строгими, сверхтребовательными
и контролирующими. В сравнении с результатами
подростков двух других групп – менее
принимающими, менее тревожными за них,
эмоционально недоступными, менее авторитетными
и менее удовлетворенными взаимодействием
с подростками. А стиль отцовского воспитания
оценивают как отстраненный или враждебно
Следующим шагом анализа
было сравнение стилей воспитания матерей
и отцов между собой у
В ходе лонгитюдного исследования (в 5-ом и 7-ом классах) методика ВРР (вариант для родителей) была предложена матерямподростков, которые были разделены на три группы, как и подростки: матери агрессивных подростков – 6 человек; матери умеренно агрессивных подростков – 17 человек; матери неагрессивных подростков – 9 человек.
Сравним результаты, полученные в 5-ом классе, подростков и матерей по шкалам методики ВРР, по трем группам и дадим ответ на вопрос о сходстве и различии представлений подростков и их матерей о взаимодействии между ними (таблица 3).
С помощью критерия T-Вилкоксона были установлены статистически значимые различия оценок детско-родительских отношений между подростками и матерями по шкалам методики «ВРР» в 5-ом классе: «мягкость – строгость» (α=0,026), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,01), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,039), «непоследовательность – последовательность» (α=0,019) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,05) –у агрессивных подростков. У умеренно агрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,0045), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,008), «отвержение – принятие» (α=0,0011), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,001), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,039) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0013). У неагрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,05), «автономность – контроль» (α=0,036), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,012), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,023) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0014).
Данные таблицы 3 и статистического
анализа указывают на то, что агрессивные подростки и ихматери расходятся в
восприятии родительского отношения:
подростки считают матерей менее строгими, но более эмоционально близкими, болеепоследовательны
Таблица 3
Результаты (проценты) подростков и матерей по шкалам методики ВРР
по трем группам в 5-ом классе
Название шкал по методике ВРР: |
Агрессивные 5 класс |
Умеренно агрессивные 5 класс |
Неагрессивные 5 класс | |||
подростки |
матери |
подростки |
матери |
подростки |
матери | |
Нетребовательность – |
53,5% |
51,5% |
63,9% |
42,7% |
69,6% |
55,7% |
Мягкость – строгость |
76,2% |
86,6% |
80,4% |
80% |
65,7% |
65,6% |
Автономность – контроль |
61,2% |
53,8% |
59,5% |
62% |
63,5% |
54,6% |
Эмоциональная дистанция – близость |
72,6% |
59,6% |
73,7% |
59,6% |
72% |
70,4% |
Отвержение – принятие |
39% |
84,4% |
57% |
82,6% |
63,9% |
90,5% |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество |
66,7% |
41,2% |
70,8% |
50% |
68,1% |
52,9% |
Тревожность за ребенка |
45,6% |
52,3% |
65,1% |
56,3% |
68,5% |
68,2% |
Непоследовательность – |
50% |
62,7% |
54,8% |
62,5% |
64,6% |
68,2% |
Воспитательная конфронтация в семье – авторитетность родителя |
59,5% |
56,9% |
71,7% |
60,1% |
78,7% |
63,3% |
Удовлетворенность отношениями родителей с ребенком |
59,7% |
34,6% |
66,4% |
39,2% |
78,9% |
50,7% |
Умеренноагрессивные подростки в
сравнении с их матерями оценивают своих матерей
как более требовательных,
авторитетных, более эмоционально близких, склонных
к сотрудничествуи удовлетворенных взаимодействием,
однако, менее принимающих.Неаг
Отметим, что общей для всех подростков тенденцией в 5-ом классе является расхождение в оценке принятия подростка матерью: по мнению подростков, их матери демонстрируют меньше принятия, чем представляется самим матерям.
С матерями подростков экспериментальной группы (7-ой класс) было проведено два лекционно-практических занятия, направленных на повышение родительской компетентности, и более десяти индивидуальных консультаций.
Сравнивая и анализируя результаты
матерей, полученные по методике ВРР
в 5-ом и 7-ом классах, можно увидеть,
чтотенденции,
выявленные у матерей всех подростков в 5-ом классе сохраняются и в 7-ом классе.
Материагрессивныхподростков
оценивают себя как строгих, эмоционально
отвергающих и непоследовательных, хотя
показатели по этим шкалам методики ВРР
за период с 5-ого по 7-ой классы заметно
снижаются, но остаются достаточно высокими
по сравнению с показателями по этим шкалам
матерей других подростков. Материумеренно агрессивныхи не
За период проведения лонгитюдного
исследования в изменении оценок
матерями их взаимодействия с подростками
есть какобщие, так и различные тенденции.Матери в
В 7-ом классе после коррекционно-развивающих
занятий также сравнивалисьпредставления подр
Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков