Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.
Анализируя результаты подростков
по методике Басса-Дарки, за период обучения
с 5-ого по 7-ой классы, следует отметить,
что только агрессивные подрост
С помощью статистического анализа было установлено, что за период обучения с 5-ого по 7-ой классы между возрастом подростков и разными видами агрессии нет статистически значимой связи(критерий Т-Вилкоксона, дисперсионный анализ ANOVA(N=4, df=3)).
Одновременно был выявлен высок
Исследование агрессивного поведения подростков невозможно без анализа внутренних детерминант данного явления. Поэтому на протяжении всех 3-х лет исследования определялось, как уровень самооценки подростков может влиять на показатели различных видов агрессии? С помощью методики «Самооценка» (Лонг, Вилер, Хендерсон) было установлено, что на протяжении всего периода лонгитюдного исследования (в 5-ом, 6-ом и 7-ом классах) у агрессивных подростков сохраняется адекватная самооценка, а у умеренно агрессивных и неагрессивных подростков неустойчивая самооценка (в 5-ом и 6-ом классах) меняется на адекватную самооценку (7-ой класс).
Отметим, что агрессивные и умеренно агрессивные подростки, имея высокий уровень агрессии и адекватную самооценку, а не крайние ее уровни, оценивают себя и свои поступки правильно, считают свои проявления агрессии приемлемыми, адекватными по отношению к окружающему миру, и при этом не испытывают чувства вины за свою агрессию. Высокий уровень агрессии в сочетании с адекватной самооценкой свидетельствует о легитимизации агрессии.
На третьем году лонгитюдного исследования в 7-ом классе с подросткамиэкспериментальной группы в течение всего учебного года велась коррекционно-развивающая работа «Волшебный круг» по программе личностного роста, разработанной и апробированной немецкими психологами для работы с детьми и подростками.
Основная цельтренинговых занятий - умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах. Занятия включали следующие блоки: умение осознавать, как собственное поведение может отражаться на других людях; понимание собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии; снижение уровня личностной тревожности; умение самостоятельно правильно оценивать различные ситуации; осознание подростками конструктивных поведенческих реакций; развитие контроля и управления собственными агрессивными реакциями, развитие персонального равновесия.
Занятия проводились в течение года, один раз в неделю и каждое занятие длилось 40 минут.
С помощьюкритерияТ-
Однако показатели выраженности других форм агрессивного поведения у агрессивных и умеренно агрессивных подростков либо остались прежними, либо немного возросли, но при этом остались в пределах нормы, кроме показателей физической агрессии, подозрительности и общего уровня враждебности.
После коррекционно-развивающих
занятий произошли изменения
и в уровне самооценки у подростков:
у агрессивных иумеренно агресс
Больше всего коррекционно-
В 7-ом классе результаты подростков
экспериментальной группы сравн
Однако повышение показателей
агрессии у агрессивных подростков
и в меньшей степени у умеренно
агрессивных подростков, несмотря на
коррекционно-развивающие
Обоснуем свое предположение:
по мнению А.А. Бодалева, В.В. Столина
и др. образцы поведения родителей
имеют прямое влияние на поведение
ребенка. Особенности взаимоотношений
родителей и детей закрепляются
в собственном поведении
С целью изучения характерных черт взаимодействия и отношений родителей (матерей и отцов отдельно) с подростками, экспериментальной группебыла предложена методика И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок» (в дальнейшем ВРР).
В 5-ом классе по методике ВРР были получены следующие результаты (рис. 2):
Агрессивные подростки считают своих матерей строгими (76,2%) и контролирующими все стороны их жизни (61,2%). При этом матери используют запреты, выговоры, нередко физические наказания, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись их воле, авторитету, часто не считают нужным обосновывать свои требования. Однако, по мнению подростков, матери активно включают их в обсуждение семейных дел, проблем, проявляют повышенное внимание к жизни, поведению, интересам подростков (66,7%), хотя часто такая забота носит формальный характер. По мнению подростков, матери в отношениях с ними мнительно-тревожны, редко выражают подросткам свое сочувствие, принятие (39%), теплое отношение, хотя и удовлетворены взаимоотношениями с ними (59,7%). Сочетание высоких показателей по шкалам строгости, контроля, эмоциональной близости и сотрудничества со стороны матерей, с одной стороны и низких показателей по шкале принятия – с другой стороны, на наш взгляд, свидетельствует об авторитарном стиле материнского воспитания, который воспринимается подростками как внимание и забота матерей о них.
Рис. 2 Оценка подростками взаимодействия с матерями по 10-ти шкалам методики ВРР
в 5-ом классе
Умеренно агрессивные подростки считают
своих матерей очень строгими (80,4%), но
относящимися к ним с уважением и стремящимися
понять подростков, их интересы и взгляды(57%).
По мнению подростков, матери тверды и
постоянны в своих требованиях к ним. Они
требуют от подростков осмысленного поведения,
стараются им помочь и не боятся лишний
раз похвалить их. Отношения между подростками
и матерями строятся на эмоциональной
близости(73,7%), принятии (57%) и сотрудничестве
(70,8%), что приводит к удовлетворительным
взаимоотношениям (66,4%). Сочетание высокого
уровня эмоциональной близости, сотрудничества
со стороны матерей, их авторитетности,
адекватного уровня принятия и удовлетворенности
отношениями с подростками свидетельствуют
об авторитетном
стиле материнского воспитания. Однако
высокий показатель строгости указывает
на то, что матери во взаимодействии с
подростками могут быть агрессивны и авторитарны. Неагрессивные под
В 7-ом классе по данной методике
было проведено повторное исследование.
По мнению всех подростков, при взаимодействии
с ними матери становятся менее эмоционально близкимии менее удовлетворенны
Для уточнения полученных
результатов о влиянии
По данной методике были получены
следующие результаты у подростков: мальчикиагрессив
Анализ сочинений –
рассказов подростков по проективной
методике «Выходной день в моей семье»
подтверждает результаты исследования. Агрессивные подр
Методика ВРР и методика
ADOR проводились с подростками
экспериментальной группы в 7-ом классе после тренинга. Были получены
следующие результаты: агрессивные
Следующим шагом анализа
было сравнение результатов
подростков по группам (агрессивные, умеренно
агрессивные, неагрессивные) по сходным
шкалам методики ВРР и методики ADOR, полученные
в 7-ом классе. При этом по методике ADOR за
основу были взяты устойчивые тенденции,
выявленные за период обучения в 7-ом классе
(начало года – конец года). Обе методики
показали, что агрессивные подростки считают своих
матерей агрессивными, строгими, властными,
эмоционально холодными, подозрительными,
непоследовательными, непрогнозируемыми
в своих реакциях на поведение подростка,
эмоционально отгороженными, не принимающими
и самоустраняющимися от воспитания подростков.
Подростками данной группы стиль материнского
воспитания устойчиво оценивается как
авторитарный, дисгармонично-
Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков