Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.20 Мб (Скачать)

Анализируя результаты подростков по методике Басса-Дарки, за период обучения с 5-ого по 7-ой классы, следует отметить, что только агрессивные подростки воспринимают окружающую ситуацию как нестабильную, напряженную и враждебную по отношению к себе, испытывают эмоциональное неблагополучие. Только у агрессивных подростков в сравнении с умеренно агрессивными и неагрессивными подростками в 7-ом классе ярко выражена оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета взрослых, их правил, норм, требований, обычаев и которая проявляется как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы. Только у агрессивных и умеренно агрессивных подростков в 5-ом и 7-ом классах физическая агрессия является самой распространенной формой агрессивного поведения.

С помощью статистического  анализа было установлено, что за период обучения с 5-ого по 7-ой классы между возрастом подростков и разными видами агрессии нет статистически значимой связи(критерий Т-Вилкоксона, дисперсионный анализ ANOVA(N=4, df=3)).

Одновременно был выявлен высокий уровень устойчивости видов агрессии (U-Манна-Уитни, p<0,05): уагрессивныхподростков–физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, общий уровень агрессивности, общий уровень враждебности. У умеренно агрессивных подростков– физическая агрессия, раздражение, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины, общий уровень агрессивности. У неагрессивных подростков – подозрительность.

Исследование агрессивного поведения подростков невозможно без  анализа внутренних детерминант  данного явления. Поэтому на протяжении всех 3-х лет исследования определялось, как уровень самооценки подростков может влиять на показатели различных видов агрессии? С помощью методики «Самооценка» (Лонг, Вилер, Хендерсон) было установлено, что на протяжении всего периода лонгитюдного исследования (в 5-ом, 6-ом и 7-ом классах) у агрессивных подростков сохраняется адекватная самооценка, а у умеренно агрессивных и неагрессивных подростков неустойчивая самооценка (в 5-ом и 6-ом классах) меняется на адекватную самооценку (7-ой класс).

Отметим, что агрессивные  и умеренно агрессивные подростки, имея высокий уровень агрессии и  адекватную самооценку, а не крайние  ее уровни, оценивают себя и свои поступки правильно, считают свои проявления агрессии приемлемыми, адекватными  по отношению к окружающему миру, и при этом не испытывают чувства вины за свою агрессию. Высокий уровень агрессии в сочетании с адекватной самооценкой свидетельствует о легитимизации агрессии.

На третьем году лонгитюдного исследования в 7-ом классе с подросткамиэкспериментальной группы в течение всего учебного года велась коррекционно-развивающая  работа «Волшебный круг» по программе  личностного роста, разработанной  и апробированной немецкими психологами  для работы с детьми и подростками.

Основная цельтренинговых занятий - умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах. Занятия включали следующие блоки: умение осознавать, как собственное поведение может отражаться на других людях; понимание собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии; снижение уровня личностной тревожности; умение самостоятельно правильно оценивать различные ситуации; осознание подростками конструктивных поведенческих реакций; развитие контроля и управления собственными агрессивными реакциями, развитие персонального равновесия.

Занятия проводились в  течение года, один раз в неделю и каждое занятие длилось 40 минут.

С помощьюкритерияТ-Вилкоксонабыло установлено статистически значимоеснижение уровня проявлений агрессивного поведения  у подростков по следующим видам  агрессии: у агрессивных подростков - вербальная агрессия; у умеренноагрессивных подростков - вербальная агрессия и общий уровень агрессивности; у неагрессивных подростков - вербальная агрессия, раздражение, обида, подозрительность, общий уровень агрессивности и общий уровень враждебности.

Однако показатели выраженности других форм агрессивного поведения  у агрессивных и умеренно агрессивных  подростков либо остались прежними, либо немного возросли, но при этом остались в пределах нормы, кроме показателей  физической агрессии, подозрительности и общего уровня враждебности.

После коррекционно-развивающих  занятий произошли изменения  и в уровне самооценки у подростков: у агрессивных иумеренно агрессивных подростков самооценка стала неустойчивой, а унеагрессивных подростков сохранилась адекватная самооценка.

Больше всего коррекционно-развивающие  занятия повлияли на неагрессивных  и умеренно агрессивных подростков. Особо значимое снижение степени  выраженности вербальной агрессии у  подростков свидетельствует о том, что они, благодаря коррекционно-развивающим  занятиям, усваивают неагрессивные  способы выражения своих чувств, эмоций, мыслей, а также социально  приемлемые формы выражения агрессии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В 7-ом классе результаты подростков экспериментальной группы сравнивались с результатами подростков контрольной группы по методике Басса-Дарки в начале и конце 7-ого класса. Было установлено, что в конце 7-ого класса показатели выраженности агрессии у подростков из контрольной группы статистически значимо превышают показатели подростков из экспериментальной группы.

Однако повышение показателей  агрессии у агрессивных подростков и в меньшей степени у умеренно агрессивных подростков, несмотря на коррекционно-развивающие занятия, свидетельствует о том, что причина  не только в неумении подростков выражать агрессию в социально адекватных формах, но и в других факторах, которые нужно искать, на наш взгляд, в детско-родительских отношениях.

Обоснуем свое предположение: по мнению А.А. Бодалева, В.В. Столина  и др. образцы поведения родителей  имеют прямое влияние на поведение  ребенка. Особенности взаимоотношений  родителей и детей закрепляются в собственном поведении ребенка  и становятся моделью для его  дальнейших контактов (С.В. Ковалев, А.И. Захаров, Т.И. Комисаренко, В.Я. Титаренко, А.А. Люблинская и др.). Однако взаимодействие ребенка с другими людьми сводится не только к воспроизведению моделей  поведения, усвоенных во взаимоотношениях с родителями, но и обусловлено  особенностями самосознания ребенка, которое, начиная с первых месяцев  его жизни, складывается в его  отношениях с близкими взрослыми (М.И.Лисина, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.).

С целью изучения характерных  черт взаимодействия и отношений  родителей (матерей и отцов отдельно) с подростками, экспериментальной группебыла предложена методика И.М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок» (в дальнейшем ВРР).

В 5-ом классе по методике ВРР были получены следующие результаты (рис. 2):

Агрессивные подростки считают своих матерей строгими (76,2%) и контролирующими все стороны их жизни (61,2%). При этом матери используют запреты, выговоры, нередко физические наказания, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись их воле, авторитету, часто не считают нужным обосновывать свои требования. Однако, по мнению подростков, матери активно включают их в обсуждение семейных дел, проблем, проявляют повышенное внимание к жизни, поведению, интересам подростков (66,7%), хотя часто такая забота носит формальный характер. По мнению подростков, матери в отношениях с ними мнительно-тревожны, редко выражают подросткам свое сочувствие, принятие (39%), теплое отношение, хотя и удовлетворены взаимоотношениями с ними (59,7%). Сочетание высоких показателей по шкалам строгости, контроля, эмоциональной близости и сотрудничества со стороны матерей, с одной стороны и низких показателей по шкале принятия – с другой стороны, на наш взгляд, свидетельствует об авторитарном стиле материнского воспитания, который воспринимается подростками как внимание и забота матерей о них.

 

Рис. 2 Оценка подростками взаимодействия с матерями по 10-ти шкалам методики ВРР

в 5-ом классе

Умеренно агрессивные подростки считают своих матерей очень строгими (80,4%), но относящимися к ним с уважением и стремящимися понять подростков, их интересы и взгляды(57%). По мнению подростков, матери тверды и постоянны в своих требованиях к ним. Они требуют от подростков осмысленного поведения, стараются им помочь и не боятся лишний раз похвалить их. Отношения между подростками и матерями строятся на эмоциональной близости(73,7%), принятии (57%) и сотрудничестве (70,8%), что приводит к удовлетворительным взаимоотношениям (66,4%). Сочетание высокого уровня эмоциональной близости, сотрудничества со стороны матерей, их авторитетности, адекватного уровня принятия и удовлетворенности отношениями с подростками свидетельствуют об авторитетном стиле материнского воспитания. Однако высокий показатель строгости указывает на то, что матери во взаимодействии с подростками могут быть агрессивны и авторитарны. Неагрессивные подростки оценивают своих матерей как требовательных (69,6%), контролирующих (63,5%) и, в тоже время, последовательных в своих требованиях к ним (64,6%). По мнению подростков, их взаимоотношения с матерями строятся на взаимоуважении и принятии (63,9%). Матери и подростки эмоционально близки друг к другу (72%), мнения, поступки и действия матерей являются авторитетными для подростков (78,7%). Поэтому свои отношения с матерями подростки оценивают как эмоционально близкие и благоприятные (78,9%). Сочетание высокого уровня эмоциональной близости, принятия, авторитетности матерей и удовлетворенности отношениями с подростками свидетельствуют об авторитетном стиле материнского воспитания.

В 7-ом классе по данной методике было проведено повторное исследование. По мнению всех подростков, при взаимодействии с ними матери становятся менее эмоционально близкимии менее удовлетворенными отношениямис подростками.Но при этом матери проявляют больше склонности к сотрудничеству и больше последовательностив своих требованиях к подросткам. В профиле материнского отношения к агрессивным подросткам по сравнению с умеренно агрессивными и неагрессивными подростками ярко выступают: требовательность, строгость, контроль, низкая эмоциональная близость, отвержение, низкая степень тревоги, непоследовательность воспитания, конфронтация и неудовлетворенность отношениями с ребенком. В отличие от умеренно агрессивных и неагрессивных подростков агрессивные подростки считают, что их матери к 7-му классу стали по отношению к ним более требовательными, строгими и контролирующими. Статистически значимые измененияоценок детско-родительских отношений за период обучения с 5-ого по 7-ой классы у агрессивных подростков были установлены по шкалам методики ВРР (критерий χ² – Фридмана,за минимальный порог достоверности принимали p≤0,05): повышениеоценок по шкалам «нетребовательность – требовательность» (α=0,037); «автономность – контроль» (α=0,036); «тревожность за ребенка» (α=0,05) и «непоследовательность – последовательность родителя» (α=0,05); понижение оценок по шкале «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,05).

Для уточнения полученных результатов о влиянии характера  детско-родительских отношений на проявление агрессии у подростков в 7-ом классе исследуемой выборке подростков была предложена методика ADOR – Подростки  о родителях (Д. Шеффер, 1965). Так как  содержательная нагрузка каждой из шкал несколько отличается от того, кто  оценивает родительский образ: девочка  или мальчик-подросток, уточним, что  в группу агрессивных подростков вошли 7 мальчиков и 6 девочек; в группу умеренно агрессивных подростков вошли 16 мальчиков и 13 девочек и в  группу неагрессивных подростков вошли 14 девочек.

По данной методике были получены следующие результаты у подростков: мальчикиагрессивной группы считают, что матери враждебно относятся к ним, агрессивны, чрезмерно строги, властны, эмоционально холодны, подозрительны, склонны к чрезмерной критике в их адрес. Данный стиль материнского отношения к подросткам можно охарактеризовать как отвергающе-отстраненное отношение. Девочкиагрессивной группы отмечают, что их матери во взаимодействии с ними непредсказуемы и непоследовательны, эмоционально-холодные и отвергающие,что указывает на враждебно-подавляющее отношение матери к дочери. Мальчикии девочкиумеренноагрессивной группы оценивают отношение матери к себе как гармоничное. Однако мальчики данной группы считают, что матери недостаточно отзывчивы и проявляют недостаточно симпатии по отношению к ним.Девочки неагрессивной группы считают стиль материнского воздействия гармоничным и удовлетворены характером межличностных отношений с матерью.

Анализ сочинений –  рассказов подростков по проективной  методике «Выходной день в моей семье» подтверждает результаты исследования. Агрессивные подростки свой выходной день в семье часто проводят в одиночестве - 42,5% , их выходные не совпадают с выходными матерей - 35,7%. И только 21,4% подростков данной группы проводят выходные вместе с родителями: они всей семьей ездят на дачу, ходят в парк, магазины и т.д. Умеренноагрессивные подростки свой выходной день проводят с родителями (59,2%) или в совместной деятельности с отцом (24,1%). Неагрессивные подростки, в основном, проводят свой выходной с семьей - 72,4%.

Методика ВРР и методика ADOR проводились с подростками  экспериментальной группы в 7-ом классе после тренинга. Были получены следующие результаты: агрессивные мальчики-подростки по-прежнему воспринимают своих матерей агрессивными, строгими, властными, эмоционально холодными и подозрительными. В конце года, по мнению сыновей, у матерей во взаимодействиях с ними отмечаются непоследовательность, непредсказуемость иразмытость воспитательных приоритетов, норм, принципов. Мать либо устраняется, либо начинает формально относиться к воспитанию сына. Девочки-подростки данной группы считают своих матерей непоследовательными, непредсказуемыми и подозрительными, эмоционально отгороженными, не принимающими, а также, по мнению девочек-подростков, матери самоустраняются от их воспитания. Характер материнского отношения к дочери по-прежнему можно описать как отвергающе-отстраненное отношение. Умеренно агрессивные подростки (мальчики и девочки) удовлетворены стилем взаимодействия с матерью, считают свои взаимоотношения гармоничными. Однако, как считают мальчики-подростки данной группы, в поведении матерей отмечаются непредсказуемость и непоследовательность. Неагрессивные девочки-подростки оценивают свое взаимодействие с матерью как гармоничное.

Следующим шагом анализа  было сравнение результатов подростков по группам (агрессивные, умеренно агрессивные, неагрессивные) по сходным шкалам методики ВРР и методики ADOR, полученные в 7-ом классе. При этом по методике ADOR за основу были взяты устойчивые тенденции, выявленные за период обучения в 7-ом классе (начало года – конец года). Обе методики показали, что агрессивные подростки считают своих матерей агрессивными, строгими, властными, эмоционально холодными, подозрительными, непоследовательными, непрогнозируемыми в своих реакциях на поведение подростка, эмоционально отгороженными, не принимающими и самоустраняющимися от воспитания подростков. Подростками данной группы стиль материнского воспитания устойчиво оценивается как авторитарный, дисгармонично-непоследовательный и отвергающе-отстраненный. Умеренно агрессивные подростки оценивают взаимодействие с матерями как гармоничное, но при этом отмечают, что матери несколько непоследовательны в своих требованиях к ним. Неагрессивные подростки отмечают, что их матери эмоционально близки с ними, настроены на сотрудничество и удовлетворены взаимодействием с подростками. Однако подростки этой группы считают, что, по мере их взросления, матери начинают более формально относиться к их воспитанию и во взаимоотношениях с ними проявляют больше директивности. Но, по-прежнему, умеренно агрессивные и неагрессивные подростки оценивают стиль материнского воспитания как авторитетный.

Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков