Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности, все в большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……………………………………………………………………………5
1.2 Пути формирования коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………....7
Глава II. Технологические основы формирования коммуникативной толерантности подростков
2.1 Характеристика деятельности Озерского сельского Дома культуры по формированию коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………..10
2.2 Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Курсовая техн.основы.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

II блок «Путешествие во  Вселенной человеческих взаимоотношений»  — осознание детьми уникальности  и ценности каждого отдельного  человека, умение понимать, чувствовать  и принимать окружающих людей  (то есть формирование у детей  установки ОН+, ОНИ+). Этот блок  начинается рассказом о планете  «Дружба», которую захватил эгоизм. Далее ребята отвечают на вопрос: «что же такое для вас дружба?».  Потом педагог предлагает им  помочь этой планете и пройти  ряд испытаний, которые учат  их делать комплименты, подарки  и, наконец, просто улыбаться  своим товарищам. После каждого  испытания ребята делятся своими  впечатлениями. Задача педагога  провести аналогию с реальным  миром, в котором мы все живем.

III блок «Галактика гармоничных  отношений» — умение ладить  с другими, конструктивно строить  взаимоотношения, решать конфликтные  ситуации (МЫ+). Третий блок построен  в виде путешествия на планету  благородства, но во время полета  ребята слушают рассказ о благородстве. Затем идет обсуждение: «Что для  вас значит благородство?», «Приходилось  ли вам отказываться от удовольствия  ради кого-нибудь?». Далее педагог  подводит занятие к осознанию  детьми того, что благородство  необходимо нам  для мирного существования – что означает сосуществование или толерантность.

Программа состоит из трех частей. Все занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, что создает соответствующую дружескую атмосферу. Помимо этого, в программе использованы очень яркие рассказы, предъявляемые детям виде легенд, которые так же создают доверие и открытость. Особенно важно во время занятий создать особые условия для открытия детьми своего внутреннего мира. В данных занятиях эта цель очень хорошо достигается. Все занятия сопровождаются рефлексией, помогающей руководителю занятий корректировать дальнейший ход развития. Так же стоит заметить, что в занятиях не идет навязывание какой-либо точки зрения, ребята сами делают выводы из сложившейся ситуации и принимают соответствующие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, анализируя вышеизложенное, можно говорить, о необходимости развития коммуникативной толерантности у подростков. Ведь именно в этот период начинает формироваться чувство идентичности человека, развиваются коммуникативные навыки и общение выходит на первый план. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности.

Общая коммуникативная толерантность  обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами, но в тоже она формируется под воздействием на личность подростка деятельностью образовательных и досуговых учреждений.

Образовательные школы совместно с домами культуры несут ответственность за формирование личности в целом.  Каждое учреждение добивается этого своими методами, средствами и формами. Озерский сельский дом культуры решает проблему коммуникативной толерантности в процессе деятельности различных формирований (театральных, хореографических и др.), что так же очень гармонично и эффективно сливается с деятельностью участников.

Для решения данной проблемы предложен и другой метод работы – метод игры. Игры могут значительно усилить мотивацию участников, в связи своей легкой формой восприятия окружающего, что способствует пониманию сложных взаимосвязей. Они дают возможность проверить на практике различные убеждения, навыки и способности.

Предложенная игровая программа рассчитана на подростковый возраст. Состоит она из трех блоков имеющих логическую связь. Подросткам предоставляются различные игры, задания и тренинги, целью которых является: осознание себя, своего «Я», своего общения и своих взаимоотношений с окружающими их людьми; определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых в них качеств; способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе; развивать дружеские отношения между подростками; помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения, и др.

Игровая программа «Я+ОН+ОНИ=МЫ»  была проведена в МУК «Озерский сельский дом культуры». Участниками программы стали все желающие подростки Озерского сельского поселения. На протяжении всего мероприятия участвующие были активны и доброжелательны,  но все же, были ребята, которые иногда могли проявить негативную агрессию, вызывающую за счет защитной реакции. По итогам пройденного, подросткам были заданы вопросы о том, что они поняли, о чем теперь, и как думают, ответы были особенно неожиданными от тех, кто каким-либо  образом проявлял свое недовольство, нетерпение к характеристики в свою сторону от окружающих.

Возможно, не так быстро и спонтанно участники осознают свою коммуникативную толерантность, но, то, что они стали правильно задумываться о своем поведении, я считаю - самый важный шаг в решении нашей проблемы, это и есть заслуга программы «Я+ОН+ОНИ=МЫ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. «Описание занятий с подростками по проблеме толерантности», Классный руководитель №4 2005 г.
    2. Абдуллина М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: автореферат дис. канд. пед. наук / Башкирский гос. пед. университет Уфа. 2001г.
    3. И. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- М: Аспект-Пресс, 1996г.
    4. Беньков О.А. «Возрастная динамика личностных характеристик толерантности в социокультурном контексте», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Лесосибирск 2006 г.
    5. Бобинова С.В. «Приемы воспитания толерантности» Имидж №5 2005 г.
    6. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998г.
    7. Выготский Л. С. педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1984г.
    8. Ефимова Д. В. Исследование коммуникативной толерантности подростков с нормальным психическим развитием//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. – Пенза. – Выпуск № 12. – 2010г.
    9. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов как составная часть образовательного процесса в вузе [Текст]/Гришук В.М.// Междисциплинарный подход в становлении специалиста-профессионала в гуманитарном вузе: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции/Под ред. М.Н. Заостровцевой, В.З. Юсупова. -Москва-Коряжма: Изд-во «Старая Вятка», 2005г.
    10. Клепиова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М: Академический проект. 2005г.
    11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989г.
    12. Панченко И.А. «Развитие толерантного взаимодействия подростков во Всероссийском детском центре "Орленок", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Магнитогорск, 2005 г.
    13. Чепкасова О.А.  «Формирование толерантных отношений у современных школьников», http.://www.tolerance.ru.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

«Я+ОН+ОНИ=МЫ»

Целью программы является укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Программа формирования толерантных  установок у подростков состоит  из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное  движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей к умению строить  с ними конструктивные отношения.

I блок программы «Путешествие  по внутреннему миру» нацелен  на самоидентификацию, принятие  учащимися своего «Я», осознание  собственной ценности и уникальности, формирование самоуважения, чувства  собственного достоинства, личностной  рефлексии, потребности в саморазвитии  и веры в свои возможности,  то есть положительной «Я-концепции» (Я+).

II блок «Путешествие во  Вселенной человеческих взаимоотношений»  — осознание детьми уникальности  и ценности каждого отдельного  человека, умение понимать, чувствовать  и принимать окружающих людей  (то есть формирование у детей  установки ОН+, ОНИ+).

III блок «Галактика гармоничных  отношений» — умение ладить  с другими, конструктивно строить  взаимоотношения, решать конфликтные  ситуации (МЫ+).

МОЯ ВСЕЛЕННАЯ

Цели занятия:

— осознание учащимися  круга своего общения, своих взаимоотношений  с окружающими их людьми;

— определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых  в них качеств;

— формирование толерантных  установок в отношении других людей.

Оборудование: листы бумаги, восковые мелки или фломастеры, ручки, космическая музыка.

Ход занятия

1. (Звучит музыка.) Всем  нам приходится взаимодействовать  с различными людьми, нас окружающими.  Подумай о тех, с кем ты  чаще всего сталкиваешься в  жизни, какие отношения складываются  у тебя с этими людьми...

Возможно, какой-то человек  только промелькнул в твоей жизни, подобно комете, но оставил свой неизгладимый след. А кто-то, подобно  планете-спутнику, постоянно находится  рядом с тобой. Приятно или  неприятно тебе это общение? Возможно, у тебя много знакомых и товарищей, которые напоминают Млечный путь, а может быть, у тебя есть верные друзья, которые совместно с тобой  образуют созвездие, либо есть один друг, но он — самая большая планета  в твоей Вселенной. У тебя есть возможность подумать о том, какая  она — твоя Вселенная, как она  выглядит, какие ощущения у тебя с нею связаны. И ты можешь, еще  немного попутешествовав во Вселенной  своих взаимоотношений с другими  людьми, определить, с кем и почему не складываются отношения, общение  с кем для тебя очень важно  и значимо, чем определяется эта  значимость, что ты больше всего  ценишь в других людях. А теперь ты можешь вернуться назад, в класс.

2. Нарисуй свою Вселенную,  дай названия планетам, звездам,  кометам в ней. Определи ту, которая принадлежит тебе. Посели  на другие людей из своего  окружения.

3. Опиши свои ощущения  во время путешествия по своей  Вселенной. Все ли тебя в  ней устраивает или что-то хотелось  бы изменить? Если бы ты мог  что-то изменить, то что бы это  было?

4. Выдели двух человек  из своего окружения, которые  для тебя наиболее значимы.  Запиши те качества, которые тебе  нравятся в каждом из них  (поставь инициалы первого и  ниже перечисли эти качества, затем то же повтори для второго). Просмотри свои списки и подчеркни те качества, которые в них совпадают. Выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты ценишь в других.

5. А теперь определи  двух человек, особенно неприятных. Запиши те качества, которые тебе  в них не нравятся. Подчеркни  совпадающие и выпиши их отдельно. Это те качества, которые ты  не принимаешь в других.

6. Часто мы не принимаем  что-то в другом человеке, потому  что не знаем и не понимаем  его. Один из секретов успешного  общения — это эмпатия, умение  понять и почувствовать другого  человека, взглянуть на ситуацию  его глазами. Сейчас подумай  о том человеке, который тебе  неприятен или чем-то раздражает.

— Представь себя этим человеком.

— Изобрази его выражение  лица.

— Прими его любимую  позу.

— Ощути те чувства, которые  у тебя возникают.

— Вспомни, какие слова, выражения  использует этот человек.

— Что он любит делать?

— Как он обычно справляется  с жизненными трудностями? А теперь запиши свои мысли об этом человеке.

 

7. Окончание занятия:

• Сегодня на занятии  я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я чувствую...

• Я думаю...

• Я хочу...

 

ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ

Цель занятия:

— способствовать формированию благоприятного психологического климата  в ученическом коллективе;

— развивать дружеские  отношения между подростками;

— поддерживать у ребят  интерес друг к другу, желание  приносить своими поступками радость  окружающим;

Оборудование: бумага, ручки, восковые мелки, плакаты с изображением сердца, планет, сказка И. Вачкова «О дружбе и ее потере» (с некоторыми изменениями текста).

Ход занятия

1. Внимание! Внимание! Внимание! С планеты Дружба получен радиосигнал  с призывом о помощи. Командам  звездолетов-спасателей приготовиться  к полету, курс — планета Дружбы. В пути вы получаете сообщение  о том, что же случилось с  ее жителями.

Все жители этой планеты  были большими друзьями и превыше  всего ценили свою дружбу. Однажды  каким-то космическим ветром к ним  занесло старого волшебника, много  повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости  их дружбы. Тогда жители планеты  заявили: «Мы уверены в том, что  наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется  несокрушимой».

— Вы хотите подвергнуть  вашу дружбу испытаниям? — спросил  старый волшебник. — ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.

Однако жители планеты  настаивали на испытаниях. Вначале  волшебник лишил их языка, на котором  они общались. Жители сумели прекрасно  обходиться без слов и быстро научились  понимать друг друга. Тогда волшебник  поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные  клички и прозвища, часто между  ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие  и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания — всё смогла победить и преодолеть настоящая дружба.

Уже хотел прекратить испытания  волшебник, но прежде решил попробовать  последнее средство. И в этот раз  заклинания подействовали, отвернулись  друзья друг от друга, разошлись все  в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и  восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное  им качество разрушает все — даже самые добрые отношения. Потому что  как болезнь проникает оно  в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому  искреннему и доброму общению. Никакая  дружба не устоит, если в душе поселяется эгоизм.

Посмотрите, уже показалась нужная нам планета. С тех пор  как она оказалась в руках  эгоизма, подернута планета мрачной  дымкой.

Только те, кто по-настоящему умеет дружить, смогут победить эгоизм. А чем для вас является дружба? Подумайте над этим и закончите  предложения:

Дружба — это...

Друг — это...

Дружба в моей жизни...

(Продолжить предложения  должен тот, кто поймает мяч.)

Избавить от эгоизма души жителей планеты вы сможете, если пройдете все испытания. Вы готовы к  ним?

Испытание 1. Достаточно легко  дарить подарки, помогать или делать что-то приятное в расчете на последующую  благодарность или ответную помощь, подарок. Значительно сложнее это  делать тайно, не рассчитывая на ответ. Сейчас каждый из вас по жребию получит  имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком станет то, что, по вашему мнению, очень важно именно этому человеку. Такой подарок  невозможно купить. Запишите то, что  вы хотели бы подарить, на листе бумаги, свой подарок вы можете украсить. Важное условие — подарок должен быть приятен тому, кто его получил. Если это условие не будет выполнено и хоть один человек выразит недовольство, то вы испытание не прошли.

Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности