Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:15, реферат
Освоение технологий в любой сфере деятельности,
ее последовательное применение на практике является важнейшим требованиям к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.
Введение 3
Социальные технологии 5
Виды социальных технологий 10
Формы социальных технологий 12
Методы социальных технологий 13
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Содержание
Введение
Социальные технологии
Виды социальных
технологий
Формы социальных
технологий
Методы социальных
технологий
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Освоение
технологий в любой сфере деятельности,
ее последовательное применение на практике
является важнейшим требованиям к профессионалу,
поэтому программа подготовки специалиста
с высшим профессиональным образованием
в области социальной работы включает
технологию социальной работы как одну
из основных учебных дисциплин.
Что
же вкладывается в понятие «социальная
технология»,
и «технология социальной работы» и как
соотносятся между собой эти понятия?
Технология (от древнегреческого. techne – искусство, мастерство, умение, logos – наука, знание, закон, учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Первоначально
определение технологии было ориентировано
преимущественно на деятельность в
производственной сфере, когда объектом
технологии выступали природные материалы.
В современном языке смысловое пространство
понятие технологии значительно расширилось,
и содержание понятия существенно обогатилось
за счет включения в объект технологий
социальных процессов.
Если в сфере материального производства понятие технологии прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилась не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.
Начиная
со второй половины 70-х годов и
фактически
по настоящее время продолжается интенсивная
научная разработка проблем, связанных
с социальными технологиями. Анализ публикаций
по этим вопросам свидетельствует, что
социальные технологии находятся в центре
внимания широкого круга научной общественности.
Естественно, исходным пунктом научного
исследования проблем социальной технологии
является определение ее сущности.
При
этом сложность и многообразность социальных
технологий, разнообразие подходов к их
анализу не могли не породить множества
определений сущности социальных технологий.
Среди них наиболее характерными являются
трактовки социальной технологии как
«способа управления, регулирования и
планирования социальных процессов»,
как «конечного продукта социального
проектирования, необходимого для обеспечения
процессов воспроизводства
и соверешенствования деятельности»,
как «совокупности приемов, методов и
воздействий, применяемых для достижения
поставленных целей», как социологической
категории, обозначающей
и характеризующей способ целенаправленного
решения общественной проблемы в виде
определенного набора процедур и операций
и как средства практического достижения
поставленных целей.
Приведенные
определения лишний раз подтверждают,
что любая попытка дать точное
и полное определение сущности сложного
социального феномена (а именно таковой
и является социальная технология)
будет неполным и будет носить относительный
характер. Вместе с тем, любая претензия
на обладание абсолютной истины относительно
динамичных систем, какими являются социальные
процессы и отношения, неправомерно. Каждое
из приведенных определений социальных
технологий отражает определенный существенный
аспект, имеющий важное значение для характеристики
социальной технологии и технологии социальной
работы.
Для
понимания соотношения
Социальные
технологии – это система знаний
об оптимальных способах преобразования
и регулирования социальных отношений
и процессов в жизнедеятельности людей,
а также сама практика алгоритмического
применения оптимальных способов преобразования
и регулирования социальных отношений
и процессов.
Технология
социальной работы – это одна из отраслей
социальных технологий, ориентированных
на социальное обслуживание, помощь и
поддержку граждан, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Социальные
технологии
Социальные технологии в широком смысле этого понятия – это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.
Понятие «социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операционность.
Исходя
из такого видения, социальные технологии
можно охарактеризовать как определенную
социальную праграмику, выстраивающую
в один ряд цель, средство и результат.
Правда, координация и субординация цели,
средств и результатов не так
уж проста и предлагает вариативность,
учет множества факторов, моделирование
и проектирование, систему критериев и
оценок, социальные версии и сценарии,
идентификаторы, методы диагностики и
т.д.
Но,
с другой стороны, социальные технологии
– это специфическая теория, наука,
исследующая процессы целенаправленного
воздействия на социальные объекты,
разрабатывающая и
на социальном и социологическом знании
объекта.
Второй
уровень технологического воздействия
предопределяется тем, что данный социальный
объект находится в неразрывной
связи с другими социальными объектами,
более того, является частью социальной
системы, органически интегрирован в социальное
целое. И любое изменение этого социального
объекта с неизбежностью влечет за собой
цепочку изменений других объектов. И
это
не побочный эффект.
В соответствии с этим есть смысл различать базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.
Если
попытаться раскрыть смысл базовых
социальных технологий, то здесь следует
сказать о гармонизации индивидуального,
личностного и общественно-значимого,
о выдвижении таких целей социальных технологий,
которые гуманистичны по своей природе,
о развитии творческих способностей и
активности социального субъекта.
Частные
социальные технологии – разновидность
форм тактико-оперативного воздействия
на социальный объект. Это социальное
конструирование, практически – предметное
урегулирование отношений и операций,
оптимизация социального взаимодействия
на разных уровнях. Думается, что указанное
разделение на базовые и частные социальные
технологии не синоним технологий второго
и первого уровней. Просто они олицетворяют
собой разные ипостаси социальной самоорганизации
и, соответственно, разные цели, средства
и методы. Все эти уровни, способы и методы
порою трудно развести, а может быть, это
и не нежно делать. Но имеет смысл проанализировать
само понятие социальной технологии или,
скажем так, прояснить современное видение
технологичности социальных технологий.
Сегодня
можно сформулировать две основные
точки зрения,
в какой-то мере символизирующие известную
дихотомию между частными и базовыми социальными
технологиями первого и второго уровней.
Одна из них принадлежит американскому
исследователю Эдвина Дж. Томасу, другая
– отечественному исследователю
Н.С. Данакину.
Э.
Томас связывает социальные технологии
с социальными направлениями. Согласно
его точки зрения, социальные технологии
имеют смысл, если они только вводят
социальные инновации.
В их число входят социальные исследования,
разработка исследовательских программ,
выработка моделей, социальный эксперимент,
эволюционные исследования, исследования
в области создания новых методик, выработка
оценок. В этом плане примечательным является
определение указанных технологических
этапов. Эволюционное исследование состоит
из анализа сложившегося положения дел,
разработки, развития и оценки социальных
нововведений. Эти нововведения включают
в себя специальные средства, позволяющие
сделал их реальностью.
Существует много разновидностей социальных технологий. Самыми общими из них являются методы экспертного оценивания, научного наблюдения, вмешательства. Необходимым условием реализации социальных технологий становится создание организационных структур и систем, и даже выработка политики социального воздействия.
Следующим
технологическим этапом служит разработка
модели эволюционного исследования.
Этап исследования предполагает ряд
фаз, которыми должен предшествовать анализ
системы. А именно:
за фазой развития должна следовать фаза
оценки, затем – фаза распространения
и внедрения. Первые четыре фазы, включающие
анализ, разработку, развитие и оценку,
и определяются как эволюционное исследование.
С
другой стороны, наличие той или
иной социальной проблемы еще не означает,
что существует исключительно лишь
ее технологическое решение. Надо понимать,
что разработка
и внедрение социальных технологий –
не пресловутая «панацея», пригодная для
всех случаев и во все времена. Технологичность
методов, на наш взгляд, должна явным образом
корреспондировать
с технологичностью целей и результатов.
В подобном представлении социальных технологий можно выделить следующую специфику. Ресурсы социальных технологий черпаются из многих областей. Так, технологическое развитие является следствием фундаментальных и прикладных исследований, научных и промышленных технологий, социально-политические сферы.
В
разработке и внедрении социальных
технологий находят применение разнообразные
методики: схемы потоков, матричные
методы, таблицы решений и
Необходимость
применения социальных технологий обусловлена
достаточно очевидными вещами. Прежде
всего, это то, что макет, модель, проект,
а значит мысль, предшествуя практическому
действию. А также это то, что рационализирует
последовательность действий. Суть социальных
технологий не в том, что делать,
а в том, в какой последовательности это
делать. Наконец, важным резоном в пользу
социальных технологий является то, что
необходимо проектировать и прогнозировать
последствия действий. Это и есть путь
социального проектирования.
Проблему,
а соответственно и этапы этого
пути, согласно
Н.С Данакину, могут быть представлены
следующим образом. Прежде всего, это онтологическое
обоснование социальных технологий. Дело
в том, что в основе социальных технологий
всегда находится один или несколько социальных
процессов. Социальные технологии как
последовательность операции – это тоже
социальный процесс. Согласно этому, главным
критерием применимости социальной технологии
является возможность ее корреспонденции
как процесса по отношению к социальному
процессу, выступающему объектом ее применения.
Если исключить этот процесс совместимости,
то вольно или невольно будет воспроизводиться
ограниченность рассмотренного выше подхода
Э. Томаса, где объект социальной технологии
– совокупность сложившегося положения
дел. Процессуальность – главный критерий
онтологического обоснования социальной
технологии. Однако представления о совместимости
двух социальных процессов недостаточно.
Нужно еще критически оценивать эти процессы
с точки зрения полноты, достаточности,
адекватности. Для этого процесс анализируется
с точки зрения его вида, типа, характерологических,
внутреннего механизма сопутствующих
условий, интенсивности, направленности.
Таким образом, формируется исчерпывающий
«реестр» социальных процессов.