Социальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Краткое описание

Освоение технологий в любой сфере деятельности,
ее последовательное применение на практике является важнейшим требованиям к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Оглавление

Введение 3
Социальные технологии 5
Виды социальных технологий 10
Формы социальных технологий 12
Методы социальных технологий 13
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      При анализе социальных процессов выявляются его носители, субъекты, а в связи с этим – его субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов, их искажения, деформации, эволюционные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему того, что нужно проектировать. Любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса.  
При этом смысл технологизации заключается, как правило, в следующем:

- формирование  процесса;

- придании  ему целевой направленности;

- оптимизации  социального процесса;

- обеспечение  устойчивости социального процесса;

- создание  механизма саморегуляции;

- обеспечение  благоприятных сопутствующих условий.

      Конечно, перечисленные позиции не выражают всего социальных технологий, но это важные этапы их реализации.

      Итак, социальная технология – это, прежде всего, разработка методов и методик  результативного и рационального  целенаправленного социального  воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены  
и регламентированы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды социальных технологий 

      Социальное  моделирование - исследование объектов познания  
на их моделях. Социальное моделирование предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов,  
явлений и конструируемых объектов:  
- для определения или улучшения их характеристик;  
- для рационализации способов их построения;  
- для управления и прогнозирования.

      Социальный  эксперимент - метод изучения социальных явлений  
и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:  
- внесение изменений в сложившиеся отношения;  
- контроль за влиянием изменений на деятельность  
и поведение личности и социальных групп;  
- анализ и оценку результатов этого влияния.

      Технология  управления - приемы, порядок, регламент  выполнения процесса управления.
     Технология  управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и  логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля  по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.

      Социальный  проект – представляет собой такую  разновидность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач  
и включает меры не только социально-диагностического, но  
и организационно-управленческого (технологического) обеспечения.

      Социальная  диагностика - социальная технология:  
- использующаяся как самостоятельное средство социальной диагностики и проектирования;  
- содержащая описание семи процедур решения социальных проблем: 1) диагностика задачи, 2) анализ ситуации, 3) постановка проблемы, 4) определение целей, 5) выработка решений,  
6) разработка проекта и 7) разработка программы реализации проекта. Социальный сценарий.

      Социальная  версия.

       Социодрама - процедура исследования и преодоления конфликтов внутри малой группы, а также достижения согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей, прав.
     Социодрама  используется в деловых играх  и в социально-психологическом  тренинге.
     Информационная  технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
     Формы социальных технологий
     В социальных технологиях можно выделить две формы:
     1) Программы, содержащие процедуры  и операции (как способы и средства  деятельности).
     2) Саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
     Методы  социальных технологий
     Метод – это способ построения и обоснования  системы философского и научного знания, а также совокупность приемов  
и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими генетическими корнями метод восходит  
к практической деятельности человека, приемы которой должны были сообразоваться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация метода мышления в ходе познания  
к учению о методах – методология. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической  
и практической деятельности, а также учение об этой системе.
     Методы, используемые в социальных технологиях  для целей объективного научного познания и формирования представлений  
об объекте исследований, аналогичны методам, применяемых  
в других науках.
     В науке очень строгое отношение  к способам получения знания. Они  достаточно жестко регламентированы, чтобы полученные данные удовлетворяли строгим требованиям научной обоснованности и объективности; в науке не существует знания вне метода: если нет научного метода для изучения явления – значит, нет  
и научного знания о нем.
     Современная система научных методов столь  же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т.п.
     Технология  социальной работы как учебная и  научная дисциплина включает в себя общие технологические процедуры (общие технологии), важнейшие методы и частные технологические процедуры (частные технологии). Поэтому общие, частные технологии и составляют предмет изучения дисциплины «Технология социальной работы».
     Можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные методы.
     1. Всеобщий (или философский) метод  понимается как единство мировоззренческой  и методологической позиции субъекта  
в различных видах деятельности. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины  
XIX в. Начал все больше вытесняться диалектическим.  
Метод материалистической диалектики, сущность которого в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности, в настоящее время единственный всеобщий метод. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления  
и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.
     2. Общенаучные методы применяются  во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
- метод  научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении глубинной сущности процесса.
- метод  анализа и синтеза. Посредством  анализа исследуемое явление,  процесс расчленяют на составные  части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно  
и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе.
- метод  индукции и дедукции. С помощью  индукции обеспечивается переход  от изучения единичных фактов  к общим положениям  
и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
- единство  общего и особенного в теории  и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик.
- исторический  метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты.
- метод  восхождения от простого к  сложному. Социальные процессы представляют  собой совокупность простых и  сложных социальных явлений. В  социальном развитии простые  отношения не исчезают, они становятся  элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления  
от абстрактного к конкретному.
    - единство качественного и количественного  анализа как метод познания  социальных отношений. Социальные  теории не могут ограничиваться  выявлением лишь качественной  стороны социальных процессов.  Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество.
- генетический  метод направлен на исследование  преемственности процесса развития  понятий, категорий, теории, методики  
и социальных технологий.
- конкретно-социологический  метод выясняет и показывает  социальные связи, их эффективность,  общественное мнение, обратную связь;  включает в себя такие эмпирические  методы,  
как анкетирование, интервьюирование, наблюдение эксперимент, тестирование.
- методы  формализации – составление данных  о процессах социального развития  субъектов и объектов управления  в виде схем, графиков, таблиц.
- метод  аналогии – оценка конкретной  социальной ситуации, итогов работы  из опыта других организаций,  субъектов.
- системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функции.
     3. Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся  
в поддержке. Массив частных технологий образует технологические процедуры: социальная работа в сфере занятости населения  
с безработными гражданами, с лицами девиантного поведения,  
с семьями, с лицами, страдающими психическими расстройствами,  
с инвалидами, гражданами пожилого возраста, социальная работа  
с детьми подростками, с молодежью, с малообеспеченными слоями населения, с бездомными и беспризорными, с мигрантами, беженцами, частные технологии социальной работы в армии, социальная работа на производстве, по месту жительства и др.
     Анализ  практической деятельности органов  управления социальной сферой позволяет  выделить основные группы методов социальной работы: организационно-распорядительный,  
социально-экономический, психолого-педагогический, социологический, коммуникативный, медико-социальный,  
этно-демографический, правовой, культурологический.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В заключении следует отметить, что  при разработке, апробации и внедрении  социальных технологий в практической социономии целесообразно исходить не только из потребностей  
узко – профессиональной направленности социальной работы как действия по оказанию помощи нуждающимся, а также из стратегическо-перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и обществом в целом. Целью этого паритетного состояния должно быть улучшение уровня жизни. Не случайно многие авторитетные зарубежные ассоциации социальных работников видят главную задачу социальной работы в установлении взаимовыгодного  
взаимодействия между отдельными людьми  
и обществом, направленного на улучшение качества жизни граждан своих государств. В нашей стране процесс становления социальной работы как профессиональной только разворачивается. Причем проходит он в трудных условиях кризисного состояния отечественной экономики. Однако и для нас главным ориентиром, главным критерием социальной работы является качество жизни всех россиян.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальные технологии