При
анализе социальных процессов выявляются
его носители, субъекты, а в связи с
этим – его субъективные и объективные
предпосылки. Установлению подлежат и
организационные формы социальных процессов,
их искажения, деформации, эволюционные
формы социальных процессов. Решение указанных
вопросов напрямую ставит проблему того,
что нужно проектировать. Любая социальная
технология, имеющая своей целью проектирование
и внедрение, ориентирована на технологизацию
соответствующего процесса.
При этом смысл технологизации заключается,
как правило, в следующем:
- формирование
процесса;
- придании
ему целевой направленности;
- оптимизации
социального процесса;
- обеспечение
устойчивости социального процесса;
- создание
механизма саморегуляции;
- обеспечение
благоприятных сопутствующих условий.
Конечно,
перечисленные позиции не выражают всего
социальных технологий, но это важные
этапы их реализации.
Итак,
социальная технология – это, прежде
всего, разработка методов и методик
результативного и рационального
целенаправленного социального
воздействия. Однако это воздействие
не сводится к совокупности механического
набора операций. В технологической последовательности
эти операции координированы и субординированы,
упорядочены
и регламентированы.
Виды социальных
технологий
Социальное
моделирование - исследование объектов
познания
на их моделях. Социальное моделирование
предполагает построение и изучение моделей
реально существующих предметов,
явлений и конструируемых объектов:
- для определения или улучшения их характеристик;
- для рационализации способов их построения;
- для управления и прогнозирования.
Социальный
эксперимент - метод изучения социальных
явлений
и процессов, осуществляемый путем наблюдения
за изменением социального объекта под
воздействием факторов, которые контролируют
и направляют его развитие. Социальный
эксперимент предполагает:
- внесение изменений в сложившиеся отношения;
- контроль за влиянием изменений на деятельность
и поведение личности и социальных групп;
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Технология
управления - приемы, порядок, регламент
выполнения процесса управления.
Технология
управления состоит из информационных,
вычислительных, организационных и
логических операций, выполняемых руководителями
и специалистами различного профиля
по определенному алгоритму вручную или
с использованием технических средств.
Социальный
проект – представляет собой такую
разновидность программы, где отражены
не только актуальные ориентиры, общие
задачи, но уточнены сроки достижения
подцелей, скоординированы усилия исполнителей
на основе глубокого изучения исходного
уровня развития объекта и использования
социальных нормативов. Проект характеризуется
глубокой проработкой социальных задач
и включает меры не только социально-диагностического,
но
и организационно-управленческого (технологического)
обеспечения.
Социальная
диагностика - социальная технология:
- использующаяся как самостоятельное
средство социальной диагностики и проектирования;
- содержащая описание семи процедур решения
социальных проблем: 1) диагностика задачи,
2) анализ ситуации, 3) постановка проблемы,
4) определение целей, 5) выработка решений,
6) разработка проекта и 7) разработка программы
реализации проекта. Социальный сценарий.
Социальная
версия.
Социодрама
- процедура исследования и преодоления
конфликтов внутри малой группы, а также
достижения согласия между участниками
взаимодействия относительно своих функций,
обязанностей, прав.
Социодрама
используется в деловых играх
и в социально-психологическом
тренинге.
Информационная
технология - совокупность методов, производственных
и программно-технологических средств,
объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, хранение, обработку,
вывод и распространение информации. Информационные
технологии предназначены для снижения
трудоемкости процессов использования
информационных ресурсов.
Формы
социальных технологий
В
социальных технологиях можно выделить
две формы:
1)
Программы, содержащие процедуры
и операции (как способы и средства
деятельности).
2)
Саму деятельность, построенную в соответствии
с такими программами. Социальные технологии
рассматриваются как способы осуществления
деятельности на основе ее рационального
расчленения на процедуры и операции с
их последующей координацией и синхронизацией
и выбора оптимальных средств, методов
их выполнения.
Методы
социальных технологий
Метод
– это способ построения и обоснования
системы философского и научного
знания, а также совокупность приемов
и операций практического и теоретического
освоения действительности. Своими генетическими
корнями метод восходит
к практической деятельности человека,
приемы которой должны были сообразоваться
со свойствами и законами действительности.
Развитие и дифференциация метода мышления
в ходе познания
к учению о методах – методология. Методология
– система принципов и способов организации
и построения теоретической
и практической деятельности, а также
учение об этой системе.
Методы,
используемые в социальных технологиях
для целей объективного научного
познания и формирования представлений
об объекте исследований, аналогичны методам,
применяемых
в других науках.
В
науке очень строгое отношение
к способам получения знания. Они
достаточно жестко регламентированы,
чтобы полученные данные удовлетворяли
строгим требованиям научной обоснованности
и объективности; в науке не существует
знания вне метода: если нет научного метода
для изучения явления – значит, нет
и научного знания о нем.
Современная
система научных методов столь
же многообразна, как и сама система знаний
об окружающем мире. В связи с этим существуют
различные классификации: степень общности,
сфера применения, содержание и характер
деятельности и т.п.
Технология
социальной работы как учебная и
научная дисциплина включает в себя
общие технологические процедуры (общие
технологии), важнейшие методы и частные
технологические процедуры (частные технологии).
Поэтому общие, частные технологии и составляют
предмет изучения дисциплины «Технология
социальной работы».
Можно
выделить всеобщие (философские) методы,
общенаучные методы и частные методы.
1.
Всеобщий (или философский) метод
понимается как единство мировоззренческой
и методологической позиции субъекта
в различных видах деятельности. Всеобщих
методов в истории познания известно два:
диалектический и метафизический. Это
общефилософские методы. Метафизический
метод с середины
XIX в. Начал все больше вытесняться диалектическим.
Метод материалистической диалектики,
сущность которого в том, что процесс выявления
и осмысления фактов, событий и явлений
основывается на отражении в сознании
исследователя объективной диалектики
самой социальной действительности, в
настоящее время единственный всеобщий
метод. При этом любое явление или событие
рассматривается и исследуется в состоянии
своего становления
и развития, что исключает субъективность
в подборе и толковании фактов, предвзятость
и односторонность.
2.
Общенаучные методы применяются
во многих областях деятельности,
в том числе и в социальной работе.
Среди них следует выделить:
- метод
научной абстракции состоит в отвлечении
в процессе познания от внешних явлений,
сторон и выделении глубинной сущности
процесса.
- метод
анализа и синтеза. Посредством
анализа исследуемое явление,
процесс расчленяют на составные
части и исследуют каждую отдельно.
Результаты анализа рассматривают целостно
и путем синтеза воссоздают единую научную
картину о социальном процессе.
- метод
индукции и дедукции. С помощью
индукции обеспечивается переход
от изучения единичных фактов
к общим положениям
и выводам. Дедукция делает возможным
переход от наиболее общих выводов к относительно
частным.
- единство
общего и особенного в теории
и практике социальной работы.
Технология социальной работы в широком
смысле включает социальные теории процесса
социального развития, представляет собой
единство метода и многообразие методик.
- исторический
метод. Историческое исследование не
только выявляет социальные закономерности
возникновения, становления явлений в
контексте исторического времени, но и
помогает разложить действующие в его
процессах социальные силы, проблемы на
составляющие, выявить их последовательность,
определить приоритеты.
- метод
восхождения от простого к
сложному. Социальные процессы представляют
собой совокупность простых и
сложных социальных явлений. В
социальном развитии простые
отношения не исчезают, они становятся
элементами сложной системы. Сложные
социальные явления, базируясь на простых
аспектах научного познания, концентрируют
их и получают более емкие, но конкретные
определения. Поэтому развитие от простых
социальных процессов к сложным получает
отражение в движении мышления
от абстрактного к конкретному.
-
единство качественного и количественного
анализа как метод познания
социальных отношений. Социальные
теории не могут ограничиваться
выявлением лишь качественной
стороны социальных процессов.
Они исследуют также и количественные
взаимосвязи, тем самым познанные социальные
явления предстают в виде меры, или как
качественно определенное количество.
- генетический
метод направлен на исследование
преемственности процесса развития
понятий, категорий, теории, методики
и социальных технологий.
- конкретно-социологический
метод выясняет и показывает
социальные связи, их эффективность,
общественное мнение, обратную связь;
включает в себя такие эмпирические
методы,
как анкетирование, интервьюирование,
наблюдение эксперимент, тестирование.
- методы
формализации – составление данных
о процессах социального развития
субъектов и объектов управления
в виде схем, графиков, таблиц.
- метод
аналогии – оценка конкретной
социальной ситуации, итогов работы
из опыта других организаций,
субъектов.
- системно-структурный
или структурно-функциональный метод
направлен на выяснение целостности явлений,
нового качества, выделение компонентов
системы социального развития и работы,
выяснение способа их взаимосвязи и функции.
3.
Частные технологии социальной работы
в своей основе составляют определенные
технологические процедуры оказания помощи
конкретным категориям и социальным слоям,
нуждающимся
в поддержке. Массив частных технологий
образует технологические процедуры:
социальная работа в сфере занятости населения
с безработными гражданами, с лицами девиантного
поведения,
с семьями, с лицами, страдающими психическими
расстройствами,
с инвалидами, гражданами пожилого возраста,
социальная работа
с детьми подростками, с молодежью, с малообеспеченными
слоями населения, с бездомными и беспризорными,
с мигрантами, беженцами, частные технологии
социальной работы в армии, социальная
работа на производстве, по месту жительства
и др.
Анализ
практической деятельности органов
управления социальной сферой позволяет
выделить основные группы методов социальной
работы: организационно-распорядительный,
социально-экономический, психолого-педагогический,
социологический, коммуникативный, медико-социальный,
этно-демографический, правовой, культурологический.
Заключение
В
заключении следует отметить, что
при разработке, апробации и внедрении
социальных технологий в практической
социономии целесообразно исходить
не только из потребностей
узко – профессиональной направленности
социальной работы как действия по оказанию
помощи нуждающимся, а также из стратегическо-перспективной
социальной задачи установления взаимовыгодного
паритета между отдельными гражданами
и обществом в целом. Целью этого паритетного
состояния должно быть улучшение уровня
жизни. Не случайно многие авторитетные
зарубежные ассоциации социальных работников
видят главную задачу социальной работы
в установлении взаимовыгодного
взаимодействия между отдельными людьми
и обществом, направленного на улучшение
качества жизни граждан своих государств.
В нашей стране процесс становления социальной
работы как профессиональной только разворачивается.
Причем проходит он в трудных условиях
кризисного состояния отечественной экономики.
Однако и для нас главным ориентиром, главным
критерием социальной работы является
качество жизни всех россиян.