Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:48, курсовая работа
Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности, все в большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……………………………………………………………………………5
1.2 Пути формирования коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………....7
Глава II. Технологические основы формирования коммуникативной толерантности подростков
2.1 Характеристика деятельности Озерского сельского Дома культуры по формированию коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………..10
2.2 Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………………….. 20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности подростков
1.1 Психолого-педагогические
особенности подросткового возраста…………………………………………………………
1.2 Пути формирования
Глава II. Технологические основы формирования коммуникативной толерантности подростков
2.1 Характеристика деятельности
Озерского сельского Дома культуры по
формированию коммуникативной толерантности
подростков……………………………………………………
2.2 Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры………………...14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы
Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности, все в большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок. Подростки часто подвержены влиянию различных идеологий, в том числе националистических, что может служить поводом для экстремистского поведения и участия подростков различных конфликтах. Все чаще подростки становятся частью различных субкультур, враждующих между собой. Если не снижать развивающую агрессивность среди них, то в ближайшем будущем мы придем к постоянным конфликтам среди молодежных объединений.
Формирование коммуникативной толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают подростки, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду и досуговую деятельность. Поэтому тему курсовой работы я выбрала «Формирование коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности».
Степень научной разработанности темы
Объектом исследования в курсовой работе является коммуникативная толерантность, а его предметом - процесс формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры.
Цель работы
Разработать программу формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Метод исследования
Базой исследования работы являются творческие коллективы Дома культуры Озерского сельского поселения.
Практическая значимость
Данная работа может использоваться в практике специалистами и педагогами дополнительного образования, образовательных учреждений, руководителями и методистами учреждений социально-культурной сферы.
В процессе, решение данной проблемы, может помочь подросткам пересмотреть, критически осмыслить свое поведение, отношение к другим людям и к себе, создать предпосылки для нормального хода личностного развития.
Степень научной разработанности темы.
В первой части курсовой работы используется теоретический анализ специальной литературы; во второй части изучение опыта деятельности («Описание занятий с подростками по проблеме толерантности», Бобинова С.В. «Приемы воспитания толерантности» Имидж №5 2005 г. М др.)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Начать рассмотрение данного вопроса необходимо с определения понятия подростковый возраст. Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период, подросток проходит большой путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими.
Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ,умение подчиняться нормам коллективной жизни.
Надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями.
В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях мужчина и женщина, а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был(а) до этого. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Изменяется характер отношений со старшими из позиции подчинения, подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения: например, повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Исходя, вышеизложенного, подростковый возраст – это переход от детства к взрослости. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются черты характера, формы поведения, наращиваются знания, умения, происходит становление своего «Я», обретается новая социальная позиция. У подростка образуется личностная нестабильность, как в поведении, так и противоречивости характера, что приводит к конфликтным ситуациям при общении со сверстниками, старшим поколением и между собой.
Можно выделить характерные особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
1.2. Пути формирования коммуникативной толерантности подростков
Коммуникативная толерантность - это применяемая в психологии характеристика отношений личности к другим людям - показывает степень индивидуальной переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию. Осознанно или подсознательно, каждый человек реагирует на то, что он отличается от партнера по общению. Некоторые различия кажутся неприятными и потому осуждаются, либо раздражают, либо вовсе не принимаются.
Особое внимание необходимо
обращать на толерантность в подростковом
возрасте. Ведь именно в этот период
начинает формироваться чувство
идентичности человека, развиваются
коммуникативные навыки, общение
выходит на первый план. В подростковом
возрасте закладываются основы дальнейшего
социального поведения
Наиболее благоприятные для формирования коммуникативной толерантности являются коллективная, творческая деятельность с общественно значимым смыслом и различные игровые формы. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь подростков общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы, учит находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.
Когда в группе создан комфортный
микроклимат, ее участники обретают
уверенность, стремятся учиться
и творить. Игры – одна из самых
эффективных форм создания такой
атмосферы. Игры могут значительно
усилить мотивацию участников, способствуют
пониманию сложных
При воспитании коммуникативной толерантности все занятия должны быть взаимосвязаны и разработаны в соответствии с основными принципами воспитания в педагогике. Поэтому при воспитании необходимо тщательно выбирать приемы, которые используются, и представлять их педагогический потенциал в целостном виде, т.е. видеть сходство и отличие между ними, знать их место в процессе формирования личности. Отвечать этим требованиям дает возможность классификация приемов воспитания, которых можно выделить три группы.
1. Организация деятельности подростков.
Прием «Эстафета». Руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. Задача педагога состоит в организации любой эстафеты, которые многие привыкли проводить, но с учетом этих групп, что бы разные представители оказывались в одной игровой команде.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Руководитель в своем разговоре старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Здесь может подойти тренинговая игра «горячий и холодный стул», в ходе которой ребята должны про каждого члена коллектива сказать положительные и отрицательные качества участника. Задача педагога в этой игре, следить за ее ходом и контролировать высказывание ребят и создавать условия, что бы ребята учились находить в каждом хорошее, а отрицательные качества объяснять, как обычное качество человека, которое нам не нравится, а другой его считает положительным и подводить ребят к положительному восприятию всех окружающих нас людей.