Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности, все в большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……………………………………………………………………………5
1.2 Пути формирования коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………....7
Глава II. Технологические основы формирования коммуникативной толерантности подростков
2.1 Характеристика деятельности Озерского сельского Дома культуры по формированию коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………..10
2.2 Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Курсовая техн.основы.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

Листы собираются (они должны быть подписаны), а затем вручаются  адресату.

Обсуждение:

Что вы почувствовали, когда  получили подарок?

Кто недоволен полученным подарком?

Приятно ли было делать подарки? Все ли получили подарки?

Испытание 2. Часто окружающие нуждаются в нашей поддержке. Умеете ли вы оказывать внимание и  поддержку? Сейчас каждый из вас с  закрытыми глазами пройдет сквозь дружеский ручеек, а все остальные  должны выразить ему свое расположение разными способами. Условие: проходящему  через ручеек должно быть приятно  выражение вашего расположения, иначе  испытание вы не пройдете.

Отслеживание результатов  прохождения испытаний.

Испытание 3. Каждому человеку приятно слышать в свой адрес  добрые слова. Умеете ли вы говорить другим людям приятное?

Сейчас вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Подумайте  о каких-либо чертах характера или  личности, например о дружелюбии, уме, чуткости и пр. Один из вас начинает и говорит комплимент рядом стоящему, второй повторяет комплимент первого  и добавляет свой, третий должен назвать два предыдущих и добавляет  свой и т.д., последний передает комплименты  первому.

Отслеживание результатов  прохождения испытания.

За прохождение каждого  испытания команды получают жетоны. В случае успешного прохождения  всех этапов дети выполняют следующее  упражнение.

Испытание 4. Один из участников выходит за дверь, все остальные говорят, одно качество характера, что, по их мнению охарактеризовывает его. Ведущий записывает все на листочек. Входит участник, и по очереди ведущий зачитывает все слова, а наш герой должен отгадать, кто про него так думает. По окончании подсчитывается сколько было угадано слов. И так далее каждый, по очереди отгадывает слова. Этой игрой участникам дается понять, что они представляет собой в глазах других ребят. Важно, что бы руководитель контролировал эти высказывания, так как в силу своей негативной агрессией, участники могут неадекватно отнестись к высказанному.

3. Вы успешно прошли  все испытания, и теперь, чтобы  окончательно расколдовать жителей  планеты Дружба, вам нужно нарисовать сердце вашей группы и заполнить его своими добрыми пожеланиями окружающим вас людям.

Ваше полное доброты сердце расколдовало жителей планеты, теперь они бережнее будут относиться к  тому, что имеют. Они будут хранить  свое хорошее отношение друг к  другу, свою дружбу.

А теперь кто-то один из группы выходит в центр, к нему подходит другой, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба  остаются в центре, по-прежнему держась  за руки. К ним подходит третий, берет  за руку кого-то одного и произносит те же слова благодарности. Таким  образом, группа в центре постоянно  увеличивается. Все держат друг друга  за руки. Когда к группе присоединится  последний участник, круг замыкается, и все завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук. На этом игра заканчивается.

4. Окончание:

• Сегодня на занятии  я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я думаю...

• Я хочу...

• Я чувствую...

ПЛАНЕТА БЛАГОРОДСТВА

Цель занятия:

— осознание детьми понятия  «благородство», по отношению к каким  людям они поступают благородно, что в этом играет решающую роль;

— формирование положительных  установок по отношению к другим людям;

— развитие толерантности  к окружающим;

— способствовать самоанализу  и самопознанию учащихся;

— помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения.

Оборудование: сказка С. Брайера  «Роза», листы бумаги, ручки, восковые мелки или фломастеры, спокойная  музыка.

Ход занятия

1. Мы продолжаем путешествие  по Вселенной человеческих отношений.  Нам предстоит осознать, что же  необходимо людям, чтобы жить  в мире и согласии с окружающими.  Сегодня мы отправимся на планету  Благородства.

Как вы понимаете, что такое  благородство (продолжите предложение  «Благородство — это...», «Благородный человек — это...»)?

Итак, в путь... (звучит спокойная  музыка). Пока мы преодолеваем большие  пространства, послушайте небольшой  рассказ.

Жила-была роза. Очень красивая — алая и душистая. И еще она  была доброй. Однажды сирень сказала:

— Меня замучили козы! Они  меня съедят!

Роза пожалела ее и подарила свои шипы. Теперь козы не могли есть сирень.

— Роза, — попросил тюльпан. — Ты такая добрая, подари мне  свой замечательный аромат. И роза подарила в ту же минуту.

— Ах! — воскликнул тюльпан. — Ах, я пахну! Я счастлив!

— Добрая роза! — сказала  ночная фиалка. — Подари мне свой алый цвет. Я от природы бледна и  невзрачна.

И роза подарила ей алый цвет.

Все заметили, что осталась она беззащитной, некрасивой, но каждый радовался за себя.

Тут пришли козы. Они увидали  розу — воскликнули:

— Что за чудо, какого мы еще не видали?!

Они, прежде поедавшие цветы  без сожаления, смотрели на розу —  и улыбались, как дети. Бутон розы был совершенно прозрачный, будто  капля с неба! Ведь она отдала свой алый цвет.

— Удивительная чистота! —  сказали козы и решили больше не трогать цветы.

Рефлексия: дети делятся  своими впечатлениями об услышанном.

2. Вот мы и прибыли  на планету Благородства. Здесь  живут люди, которые понимают, что,  для того чтобы жить в мире  и согласии с окружающими, иногда  приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита  к другу приходится по заданию  мамы идти в магазин. Вспомните,  ради кого вам пришлось отказаться  от собственного удовольствия? Кто  этот человек? ваш самый близкий  родственник или очень хороший  друг, а может быть, это был  совсем незнакомый вам человек?  Итак, вы припомнили этих людей.  А теперь подумайте о том,  при каких обстоятельствах вы  совершили этот поступок? Это  была ваша личная инициатива, вам очень хотелось сделать  именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал, приказывал  или унижался, молил вас об  определенной услуге, и вы после  некоторого колебания (а может  быть, и без всяких колебаний)  выполнили его просьбу? Вспомните  эти обстоятельства. Запишите свои  впечатления о проделанной работе.

Обсуждение:

Часто ли вы совершаете подобные поступки?

Совершая их, вы ждете  ответной благодарности или делаете  это бескорыстно?

Трудно ли бывает отказаться oт собственного удовольствия?

Какие личностные качества помогают совершать благородные  поступки? (Называемые детьми качества записываются на доске и обсуждаются.)

3. Нарисуйте символические  картинки, изображающие такие личностные  качества, как духовность, справедливость, совестливость, правдивость, благородство, мудрость.

4. Духовные ценности начали  складываться еще в древности.  С середины I тыс. до н.э. стало  оформляться «золотое правило»  нравственности: «Поступай по отношению  к другим так, как ты хотел  бы, чтобы они поступали по  отношению к тебе». Это правило  находит отражение практически  у всех цивилизованных народов.

Например, в Китае, в VI в. до н.э. существовало правило: «Чего сам  не желаешь, того не делай другим» (Конфуций).

Индия, V в. до н.э., «Махабхарата»: «Те поступки других людей, которые  человек для себя не желает, что  самому неприятно, пусть сам не делает другим».

Древняя Греция, VI в. до н.э., Фалес: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других, то проживем жизнь наилучшим образом».

Древний Рим, I в. до н.э. — I в. н.э., Сенека: «Что ты другим, того же от других ты жди».

Евангелие от Матфея (гл. 7.12): «Итак, во всем как хотите, чтобы  с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Русские пословицы: «Чего  в другом не любишь, того и сам  не делай», «Что людям желаешь, то и  сам получаешь», «Как аукнется, так  и откликнется».

5. Что вы больше всего  цените в своей жизни? Что  имеет для вас большое значение? (Запись детьми своих жизненных  ценностей.)

6. Окончание занятия:

• Сегодня на занятии  я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я думаю...

• Я хочу...


Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности