Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности, все в большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения.
Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава I. Технологические аспекты формирования коммуникативной толерантности подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……………………………………………………………………………5
1.2 Пути формирования коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………....7
Глава II. Технологические основы формирования коммуникативной толерантности подростков
2.1 Характеристика деятельности Озерского сельского Дома культуры по формированию коммуникативной толерантности подростков………………………………………………………………………..10
2.2 Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Курсовая техн.основы.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог  хочет, чтобы дети больше были информированы  друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

2. Организация диалоговой рефлексии.

Диалоговая рефлексия  это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения подростка к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с учеником.

Прием «Ролевая маска». Детям  предлагается войти в роль другого  человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Импровизация на свободную  тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

  1. Использование средств искусства (художественной литературы, кинофильмов и т. д. )

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя  сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Педагогических приемов  — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов  использует те, которые соответствуют  его индивидуальному стилю.

Итак, коммуникативная толерантность - это применяемая в психологии характеристика отношений личности к другим людям - показывает степень индивидуальной переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию. Оценка коммуникативной толерантности собирательна, так как в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения, присущие данному человеку. И одним из способов формирования коммуникативной толерантности подростков является коллективная творческая деятельность, которая формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей, терпимо относиться к себе, и к другим людям.

Выделены три группы приемов по формирования коммуникативной толерантности подростков: организация подростков в коллективе, организация диалоговой рефлексии, использование художественной литературы.

Все рассмотренные формы  и приемы воспитания должны использоваться, как часть программы, целью которой является создание условий для бесконфликтного общения и осознанию необходимости данного пути развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Технологические основы коммуникативной толерантности подростков

 

2.1. Характеристика деятельности Озерского сельского Дома культуры по формированию коммуникативной толерантности подростков

 

Муниципальное учреждения культуры «Дом культуры Озерского сельского  поселения» муниципального образования  «Озреское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (сокращенной  наименованием юридического лица –  МУК «Дом культуры Озерского сельского  поселения») - клубное учреждение, центр  культурно-массовой и просветительской работы.

Основным документом Муниципального бюджетного учреждения культуры является Устав.

Штат Дома культуры не большой: директор, художественный руководитель,  2 руководителя клубных формирований, аккомпаниатор, 2 технички и 3 охранника.

Таблица стажа работы сотрудников МУК Дом культы «Озерского сельского поселения» в сфере культуры:

 

Должность

 

ФИО

 

Возраст

 

Образова

ние

Стаж работы

До 5 лет

6-10 лет

Свыше 10 лет

Директор

Данилина Лидия Петровна

 

60 лет

Высшее экономическое

 

 

 

 

 

Художественный руководитель

 

Вражкина Любовь Юрьевна

 

23 года

 

Средне- специальное

 

   

Руководитель кружковой  деятельности

Быкова Оксана Юрьевна

 

30 лет

 

Среднее

 

   

Руководитель кружковой  деятельности

Потапова Ольга Михайловна

 

30 лет

 

Среднее

 

   

 

Деятельность  СДК разнообразная. Ведется работа с кружками разных направлений в зависимости от запросов населения: любительские объединения, клубные формирования, кружковая работа.

Формами деятельности Озерского СДК являются:

    1. Проводятся вечера, театрализованные представления, танцевально-развлекательные, выставочные, концертные и игровые программы.
    2. Проходят организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований.
    3. Проводятся спектакли с участием, как участников самодеятельности, так и с участием профессиональных коллективов.
    4. Проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов, ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями.
    5. Организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, игровых и других культурно-развлекательных программ. 

В практической деятельности, на различных мероприятиях, широко применяется: живое слово, искусство  всех видов и жанров, технические  средства, то есть те средства, которые придают особую эмоциональную окраску.

Кружковая работа проводится со всеми возрастными группами. Но все же, основными участниками художественной самодеятельности являются  дети, подростки и люди пожилого возраста, так как в эти периоды жизни больше всего свободного времени (танцевальный кружок «Звездочки» 6 – 9 лет; театральная группа «Барбарики» 5 – 12 лет; театральная группа «Новый мир» 11 – 15 лет; танцевальный кружок «Fiesta» 11 – 15 лет; «Воскресная школа о. Пафнутия»;  вокальный хор «Ветеранов» и др.)

Сотрудники Дома культуры стараются как можно больше привлечь подростков к искусству, творчеству и культуре. Данная работа в основном проходит через художественную самодеятельность. Деятельность кружков наиболее благоприятна для формирования коммуникативной толерантности, так как, направлена на коллективную творческую деятельность, что позволяет увлечь подростков общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы, учит находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного.

Одной из новой кружковой  деятельности является Воскресная школа О. Пафнутия (совместно с О.Ю. Быковой). Данный кружок не имеет ограничения в возрасте, но в основном посещают его дети и подростки младшего возраста (6 – 13 лет). На  данном кружке дети  знакомятся с молитвами, библейскими историями, церковными праздниками, учатся терпимости, проповеди, а так же, ставят различные театрализованные постановки на библейские темы, на темы что хорошо и что плохо, и д. Отец Пафнутий учит ребят любить себя и ближнего своего, относиться ко всем так, как бы ты хотел, что бы относились к тебе, а так же многие другие темы, которые непосредственно касаются коммуникативной толерантности.

Одним из самых популярных направлений в Озерском сельском доме культуры является театрализация. Театр «Новый мир» создает условия, что бы все участники смогли общаться друг с другом на равных в независимости от социальных или других отличий. Различные парные или групповые этюды, упражнения на доверие и взаимопонимание,  игры - все это учит подростков положительно  относиться к группе и ко всему окружающему. В процессе подготовки к спектаклю могут происходить различные бытовые ситуации, которые являются у участников коллектива зерном отрицательных или негативных эмоций, но общая творческая деятельность над одним делом,  сплочает их и поднимает командный дух. Подростки на данном кружке учатся взаимоотношению друг с другом, учатся работать в коллективе, переступая через преграды занимаясь своим любимым делом, проявляя при этом терпимость, как к себе, так и к другому человеку.

Следующим направлением деятельности по формированию коммуникативной толерантности является хореография. Танцевальный кружок «Fiesta» не менее популярен, чем театральная группа «Новый мир». Основа деятельности кружка зависит от сплоченности группы, от того, как они чувствуют друг друга. При работе в коллективе, особенно хореографическом, должна быть жесткая дисциплина, и подросткам необходимо удерживать свои неприятные впечатления и нетерпимость к чужому мнению. Для этого на занятиях проводятся различные тренинги и упражнения на доверие и взаимопонимание. Эти тренинги необходимы и действительны не только для работы именно в танце, но и на окружающий мир в целом.

На кружке вокального пения  «Тутти Фрутти» одна из важных задач - это умение чувствовать и слушать  партнера. Осознанно или подсознательно, каждый участник коллектива, как вокального так и любого другого реагирует на то, что он отличается от остальных по общению. Некоторые различия им кажутся неприятными и потому осуждаются, либо раздражают, либо вовсе не принимаются. А это очень негативно влияет на общую сплоченность и творческую работу группы. И умение терпимо воспринимать личность, дается к сожалению не многим. И для плодотворной работы учащихся руководитель проводит различные упражнения, тренинги и беседы для формирования коммуникативной толерантности подростков. Понимая, что для работы общего коллективного дела, необходимо приспособиться к окружающей среде, подростки усваивают  навыки коммуникативной толерантности. 

Таким образом, проблема формирования коммуникативной толерантности в  МУК «Озерский сельский дом культуры» решается кружковым методом работы, (театральный, хореографический, вокальный и воскресная школа. Специфика данной работы в том, что в основе коллективного творчества, работой над общим любящим делом, которое непосредственно их увлекает, руководители пропагандируют коммуникативную толерантность, своим примером анализируя их действия, делают более демократичные замечания, так же проводят различные упражнения, тренинги. На занятиях дети учатся, не проявлять негативную агрессию в возникших конфликтных ситуациях, а быть более сдержанными, и относиться терпимее к неприятным им личностям.

 

2.2.  Программа формирования коммуникативной толерантности подростков в условиях Озерского сельского Дома культуры

 

Атмосфера коллективов, находящихся постоянно вместе  заставляет подростка начинать взаимодействовать и с окружающими. Задача руководителя создать такие условия, что бы все смогли общаться на равных в независимости от социальных или других отличий. Исходя из собственного опыта и выше сказанного, наиболее эффективным для формирования коммуникативной толерантности являются игровые программы, имеющие четкую логику развития и мотивацию для активного участия в ней. Ребята должны развивать навыки коммуникативной толерантности в процессе развития лидерских качеств, т.е. через свое «Я», развития творческого мышления, организаторских навыков и др. Это делается с целью не навязывания подростка принципов своего восприятия мира. Уже говорилось ранее, что задача руководителя привести подростка к осознанию необходимости такого поведения. Поэтому, выводя на первый план для подростка развития лидерских качеств, мы тем самым мотивируем его на активное участие в проводимых мероприятиях и осознанию необходимости толерантного поведения для достижения лучших результатов в поставленной им цели.

В основе разработанной программы, используется игровая деятельность. Как уже говорилось, игра это один из самых лучших способов создать благоприятную атмосферу подросткам для реализации личностных качеств, положительного взаимодействия отношений в группе и для адекватного им восприятия заданной темы. В игровой форме подросткам легче воспринимается назидательная информация о правильном поведении, взаимоотношении и о доброжелательности.

 Данная программа использовалась в Озерском сельском доме культуры. После проведения игровой программы «Я+ОН+ОНИ=МЫ» ребята поделились мнением о прошедшем мероприятии, рассказывали свои впечатления, что им понравилось, что нет, и как они поняли важность правильного общения. Было очень приятно, что ребята очень тонко прочувствовали суть игр, много нового узнали о себе, посмотрели на себя со стороны, и услышали как их воспринимают окружающие.

Целью программы является укоренение духа толерантности, формирование коммуникативных отношении, как важнейшей ценности общества.

Программа формирования установок  у подростков состоит из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и  принятие других людей к умению строить  с ними конструктивные отношения.

I блок программы «Путешествие  по внутреннему миру» нацелен  на самоидентификацию, принятие  учащимися своего «Я», осознание  собственной ценности и уникальности, формирование самоуважения, чувства собственного достоинства, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии и веры в свои возможности, то есть положительной «Я-концепции» (Я+). Для этого проводится аналогия с Вселенной, в качестве планет и созвездий выступают знакомые и родные каждого из  подростков, а так же он сам. Путешествуя по Вселенной он изучает свой внутренний мир, где он должен определить круг своих друзей и двух человек которые ему особенно неприятны. Далее ему предлагается поставить себя на его место, т.е. используется прием обмен ролями, и отвечать на вопросы от лица этого человека, а потом записать свои ощущения и отношение после этого к человеку. Занятие заканчивается рефлексией, как и остальные два блока [Приложение 1].

Информация о работе Технология формирования коммуникативной толерантности подростков средствами социальной культурной деятельности