Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

В- Высокий  уровень агрессивности

СР- Средний  уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности 
 
 
 

Рис.1

Оценка  уровня агрессивности  детей по  четырём методикам 
 

 

     
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Практические рекомендации  для родителей и педагогов

      По окончанию проведения беседы. поспоследующего анкетирования  и анализа социальных карт детей, мы получили  результаты, позволяющие условно разделить родителей на две группы:

  • родители, работающие на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или не имеющие образования, или относящиеся к рабочему классу, совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, тем самым ребёнок абсолютно самостоятелен в выборе теле - и видеопросмотра, в большинстве случаев не знают предпочтений своих детей
  • родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, действуют традиционными методами воспитания - запрещают смотреть телевизор слишком долго, либо избирательно разрешают смотреть некоторые программы.

     Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание детей виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, через, образ мыслей), мы считаем, что, познакомив родителей с данной информацией, можно, на наш взгляд, в значительной степени регулировать негативное влияние СМИ на уровень агрессивности младших школьников.

      Сочли своим долгом разработать соответствующие рекомендации для родителей (знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория):

    Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют  как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.

    1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители,  должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.

    1. Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
    2. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

      Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

    а) Продолжительность пребывания  ребёнка у телевизора должна  находиться в чёткой взаимосвязи  с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр  для детей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

    б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для младшего школьника могут быть:

  • беседы  с классными руководителями и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);
  • личные и общественные примеры  (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
  • игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
  • образовательные программы(в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

    2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и  эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

    3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря,   схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

    В любом случае ребёнок соизмеряет  свои наблюдения, мнения, идеи со  взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

    4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с классным руководителем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых СОШ.

Необходимо  взаимодействие учителя и семьи  по коррекции негативного влияния  СМИ. Данное сотрудничество должно объединить усилия двух воспитывающих сторон, и только при соблюдении этого  условия можно добиться положительного результата. Для этого необходимо нормированное общение ребёнка со средствами массовой информации, когда родители не только знают, что смотрит их ребёнок, но и пытаются анализировать телевизионные и музыкально-эстрадные программы вместе с ним (с точки зрения их нравственного содержания).

     В заключение дадим несколько советов родителям, кому знакома ситуация, когда их дети, не успев прийти из школы, сразу включают телевизор и готовы смотреть его до поздней ночи.

           Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть телевизор и какие программы, а родители должны строго следить за соблюдением этих правил. А лучше всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать их, высказывать свое неодобрение, если герой ведет себя агрессивно. И, конечно же, следует контролировать просмотр детьми телепрограмм.

Насилие на телеэкране и детская агрессивность  совершенно очевидны. Исследования последних  лет показали, что насилие, демонстрируемое  средствами массовой информации - это  одна из причин, ведущих к агрессивному поведению.

       Родители должны:

  • помогать детям в выборе телепередач и ограничивать их времяпровождения у телевизора, но лучше, если дети будут делать (понимать) это сами, а именно не лениться просматривать программы на будущую неделю. Отбирать те передачи, которые полезно и интересно посмотреть ребенку. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд;
  • беседовать со своими детьми на тему "Телевидение. Опасность. Дети", то есть попытаться объяснить ребёнку, почему существуют запретные телепередачи, и почему телевизор нельзя смотреть долго (вредно для здоровья и т.д.);
  • составить свою программу (график подачи той или иной информации) воспитательного характера для ребёнка, учитывая при этом возрастные и индивидуально-личностные особенности ребёнка;
  • объяснить и показать разницу между отечественной телепродукцией и зарубежной, то есть воспитывать у ребёнка патриотизм к своему Отечеству;
  • после просмотра той или иной телепередачи (фильма, шоу и т.д.) анализировать вместе с ребёнком значимость данной телепередачи (фильма, шоу), поведение героев или ведущих и т.д.;
  • ориентировать ребёнка на выбор телегероя для подражания, то есть обсуждать вместе с ребёнком его поведение, воспитание, основные черты характера, желательно создать домашнюю видеотеку с отечественными мультиками и детскими фильмами (80-ч и 90-ч гг.);
  • формировать у ребёнка самостоятельный выбор в области позитивного телепросмотра, позитивные предпочтения ребёнка в теле - и видеопросмотре (жанре, страны производителя, фильмы или мультфильмы);

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенное нами исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность младшего школьника, позволяет констатировать следующее.

    1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. На мой взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения  Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».

   2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика (Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации», как наиболее достоверную.

   3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка. Всвязи с этим, нами разработана анкета для детей, которая была проведена в конце беседы и предварила собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование воспитателя ГПД по методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.

    4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей 1класса МОУ СОШ №5 г. Лыткарино, наша первоначальная гипотеза о том,  что   в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника