Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)

     В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [29].

      Согласно инстинктивным теориям,  агрессия является неотъемлемой  частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. [29, с.68]

    В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой   вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

      К ситуативной  теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит  к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания [11, с.37].

Систематизированную модель выдвинул  Н.Е. Миллер, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:

  1. силой побуждения к агрессии;
  2. силой факторов, тормозящих данное поведение;
  3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором [2, с.13].    

Фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться считал Л. Берковец. Роль посылов к агрессии   могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы [5, с.37].

     Теория социального научения агрессии А. Бандура,  постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление  или сдерживание деструктивных тенденций [4, с.39].

     По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

  • Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
  • Явные и латентные  (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
  • Вербальные – физические  (словесное нападение – физическое нападение).
  • Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
  • Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
  • Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).

     Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.

      Агрессия  может быть направлена на:

  • окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)
  • близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)
  • животных (птиц, кошек, насекомых)
  • себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)
  • внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)
  • символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания) [2, с.15].

     Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3].

     Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

  • причинение боли жертве, её страдания;
  • месть за перенесенное страдание;
  • причинение ущерба;
  • доминирование, власть над другим человеком;
  • получение материальных благ;
  • аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
  • самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
  • защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
  • отстаивание автономии и свободы;
  • завоевание авторитета в группе сверстников;
  • удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
  • привлечение внимания.

      Однако чаще всего агрессия  вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели[39,с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

     Навязывание моделей агрессивного  поведения реализуется в масс-медиа  и референтными группами. Сцены  насилия в средствах массовой  информации провоцируют агрессивность  зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.

     В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденции, или же оно зависит от каких – либо иных факторов. Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

    1. По степени личностной вовлеченности:

- ситуативные  личностные реакции (в форме  краткосрочной реакции на конкретную  ситуацию).

- агрессивное  состояние (на фоне стресса,  возрастного кризиса, дезадаптации)

- устойчивое  агрессивное поведение личности.

   2. По степени активности:

- пассивное  агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо)

- активное  агрессивное поведение (в форме  разрушительных или насильственных  действий)

   3. По эффективности:

- конструктивное  агрессивное поведение  (способствующее  адаптации , успеху и совладению со стрессовыми ситуациями)

-деструктивное  агрессивное поведение (наносящее  ощутимый успех самой личности  или окружающим её людям).

    4. По выраженности психопатологической составляющей:

- нормальное  агрессивное поведение

- агрессивное  поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение)

- агрессивное  поведение в рамках личностных  расстройств 

- агрессивное  поведение в рамках психических  заболеваний и психопатологических  расстройств [2, с.22].

     Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того,  что было воспринято неосознанным образом. [24, с.56]

     Для детей младшего школьного возраста наиболее характерными являются такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно – агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. В целом возрастная динамика соответствует возрастному  кризису 6 – 7 лет в младшем школьном возрасте. Многие исследователи подчеркивают, что систематическое агрессивное поведение детей больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребёнка, перинатальная энцефалопатия)и преимущественными нарушениями в эмоционально – волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией [29, с.75].

     В отечественной психологии в  качестве основной причины непатологической  агрессии ребёнка младшего школьного  возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании. [24,с.52]

    Агрессивность очень сходна с гиперактивностью, при обоих нарушениях проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью. [31, с.99].

     Согласно позиции отечественных  учёных, существует связь между  агрессивностью детей и свойствами  их нервной системы. Вероятность  агрессии повышается, когда нервная  система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы предаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения. Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Для маленьких детей характерны трудности торможения, затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое – у детей младшего школьного возраста только начинает складываться.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника