Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)

     Что же касается проведения  лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К.Бюттер придерживается мнения, что никогда даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе [12, с. 63]. Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину, что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм). [23, с.48]

    В свою очередь, четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий  на кино- и телеэкране выделяет Р. В. Овчарова.

   1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?

   2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?

   3) Проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?

   4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии? [40]

     Среди большинства исследователей  агрессивного поведения практически  нет расхождений при ответе  на первый вопрос. Как показали  многочисленные исследования, дети действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Ответы на другие вопросы позволяют выделить три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.

     Первую модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение. Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становиться узаконенной.

    Вторую модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом  контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели». . [40, с.268]

     Третья модель«возбуждающая» (С. Шехтер)..Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:

а) эмоциональное  возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программ;

б) возбуждение, связанное с неопределённостью  стимулов. [40, с.270] 

    Отметим следующее. «Модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического  действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают детям определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей. В результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.

    Известна также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них  агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений [40, с.268-270].

     Ребёнок 6–7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. В зависимости от физического состояния, психика ребёнка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии  за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой. Огромное желание общения притягивает дошкольника к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, ребёнок представляет собой приемник идей. Анонимность школьника , находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.  Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних школьников  это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит  в некое гипнотическое состояние).

    По данным психофизиологов, детям  до  двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15  до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Школьник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, школьнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника. [58 с.27-28]

    Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания  школьника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики младшего школьника.

    Вот некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:

   а) создание яркого видеоряда  с целью образования определенного  светового ощущения, и чем оно  сильнее, тем сильнее к нему  приковывается и внимание, а за  вниманием и психика школьника; 

   б) такое же замечание следуете  отнести и к звуковым эффектам;

   в) новизна и необычность также  привлекает к экрану ребёнка,  потому что по закону движения  и устремления психических процессов  монотонность вызывает отвращение;

   г) показ крупным планом лица  мультгероя является особо действенным  фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо,  маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением , и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

   д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в  различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.

   е) Прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребёнка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

   ж) Видео - компьютерные спецэффекты  мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов

   з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации

   и) Телевизионная съемка и последующий  монтаж могут создать идеальное  событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

     Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети.  А дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. [32, с.30]

    В зависимости от склада и  состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с ребёнком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику зрителя в соответствии с его содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую утверждают внушением.

     Мониторинг только одного телевизионного  дня даёт нам неутешительные  результаты: по центральным каналам в доступное для младшего школьника время демонстрируются зарубежные мультипликационные фильмы, со сценами убийств, насилия и агрессии, со множеством тех спецприёмов, которые мы рассмотрели выше («Мыши рокеры с Марса», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек – паук», «Дикая семейка Торнберри» «Губка Боб квадратные штаны», «Симпсоны», «Черепашки – ниндзя» и др.). С двух до четырех часов дня на экран выползают нарисованные чудовища. В этом можно убедиться, заглянув в названные часы на канал СТС, ТНТ или любой другой.

     В декабре 1997 года по Японии прокатилась волна эпилептических припадков, случавшихся во время демонстрации мультика "Покемон" (сокращение от Pocket Monsters - "карманные монстры"). Утверждалось, что приступы эпилепсии провоцировались мигающим экраном. В "опасной" сцене (а эпилепсию вызывала совершенно определенная сцена) красный фон сменялся голубым. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией.

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника