Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:30, реферат
Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как при-родному и общественному существу. Однако, в этих связях и отношениях могут происходить изменения, угрожающие жизни человека. Поэтому, на протяжении своей истории люди пытались установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования. Установление этого согласия определено степенью исторического развития общества и социальными отношениями в нем.
1. Введение
3
2.Глава I. Экологический кризис
5
3.Глава II. Причины экологического кризиса
7
4. Глава III. Аспекты экологического кризиса
10
5. Заключение
15
6. Список литературы
18
13
Министерство образования РФ
Дальневосточный Государственный
Технический Университет
Тихоокеанский институт политики и права
Реферат поконцепции современного естествознания студентки II курса группы П-921 Грековой Л.А. |
2000
Содержание:
| стр |
1. Введение | 3 |
2.Глава I. Экологический кризис | 5 |
3.Глава II. Причины экологического кризиса | 7 |
4. Глава III. Аспекты экологического кризиса | 10 |
5. Заключение | 15 |
6. Список литературы | 18 |
Природа – все естественное. Все не культурное – искусственно. |
И.Северянин
Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как природному и общественному существу. Однако, в этих связях и отношениях могут происходить изменения, угрожающие жизни человека. Поэтому, на протяжении своей истории люди пытались установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования. Установление этого согласия определено степенью исторического развития общества и социальными отношениями в нем.
С быстрым развитием производственных сил с середины прошлого века не только выросло влияние человека на природу, но и усилились последствия потребительского отношения человека к природе как к чему-то стороннему, «вне чего он находится». Негативизм этих последствий особенно возрос в 60-е годы нашего века. Но вместе с тем увеличилось и понимание людей. Постепенно созрело сознание, что люди не являются безграничными царями природы и что нарушение экологического равновесия в природе, происшедшее под влиянием человеческой деятельности по освоению природы, может привести к угрозе самой жизни на Земле. Экологические проблемы становятся предметом исследования не только естественных, но и общественных наук.
С ростом общественного, особенно научного, интереса к экологическим проблемам все чаще стал возникать вопрос качества жизненной среды человека. Стало ясно, что решение экологических проблем состоит не только в защите экологического равновесия в среде человека, но и в сохранении (и улучшении среды) и тем самым сохранении биологического вида человека, в заботе о его общественном, мыслительном и творческом развитии. Было не просто принять некоторые общие показатели качества среды человека. Существующие различия происходят из разных научных подходов к изучению и решению экологических проблем, а также из разного социально-политического подхода.
Между природными и общественными компонентами среды есть специфическая взаимосвязь. Она выражается во влиянии общественного компонента (общественных процессов и формирований) на природный компонент, во влиянии природного компонента на общественный, на культуру, понимаемую в широком смысле как совокупность материальных и духовных ценностей. Эта их взаимосвязь выражается и при нарушении (деградации) одного из компонентов. Деградация одного компонента раньше или позже ведет к деградации другого. Наконец, нарушение экологического равновесия в природе (загрязнение атмосферы, почвы, воды, морей, накопление твердых отходов и отравляющих веществ в пище, шум, радиоактивные элементы) является результатом освоения природы, производства в социально-экономических условиях, при которых цель производства – присвоение как можно большего богатства.
Защита природной среды и улучшение качества жизни играют разную роль в различных странах, поскольку наряду с индустриально развитыми странами, где нарушение экологической среды является важной проблемой, есть страны, где люди еще только борются за обеспечение основных условий своего существования. В этих странах проблема защиты природной среды, сохранение экологического равновесия присутствуют в меньшей степени. В них проблемой можно назвать обеспечение минимальных условий для удовлетворения потребностей людей таким способом, чтобы сохранить человеческое достоинство. Защита природной среды в этих странах выходит на первый план только с ввозом «грязной технологии» из индустриально развитых стран.
Качества среды человека не реализуются спонтанно. Защита природной среды человека, улучшение качества всей среды человека могут осуществиться только организованными научно осмысленными действиями. Наконец, улучшение среды человека – ее природного и общественного компонентов – должно быть частью осуществления гуманистического идеала, к чему стремится высокоразвитое общество. Но одновременно при реализации качества среды человека нужно исходить из объективных обстоятельств, в которых это происходит, и осознания того, что путем «малых», постепенных и длительных общественных акций могут осуществиться великие идеалы. По сути улучшение качества среды человека, и природного, и общественного компонентов, должно представлять историческую ориентацию общественного развития в его гуманистическом осмыслении. Отношение человека к его среде (природной и общественной) неотделимо от его отношения к современности и к будущему.
Улучшение качества среды труда представляет одну из важнейших задач общества, основывающегося на отношениях искренности, сотрудничества и человеколюбия, осуществляющего таким образом новое качество среды труда, где не только защищена целостность человека, но и сам человек является субъектом осуществления качественной среды труда и безопасных условий труда как ее значительного компонента.
Глава I.
Экологический кризис.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармонического равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, начал делать орудие труда, пользоваться знаниями, рисовать и в своей деятельности производить средства для жизни. Но, осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде. Из-за малочисленности человеческих популяций в ранние исторические эпохи негативное отношение к природе еще не приводило к многочисленным нарушениям в природной среде. Люди покидали места, где они испортили природную среду, заселяли новые, а на старых местах происходило быстрое восстановление природы. Между тем, с развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорится об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Воздействие человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли как планеты, вызывает изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого воздействие выражается как угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.
Природные ресурсы делятся на две группы: возобновляемые и невозобновляемые. К группе возобновляемых ресурсов относятся лесные массивы, растительный и животный мир и т.д. осваивая и изменяя природу, человек может бесконтрольным уничтожением возобновляемых ресурсов вызвать нарушение экологического равновесия, чьи последствия могут быть губительны для человека. Невозобновляемые природные ресурсы – это те, количество которых ограничено и которые не могут восстанавливаться. К ограниченным природным ресурсам относятся запасы топлива и месторождения железа. И хотя нет согласия в вопросе количества невозобновляемых ресурсов и о стране, когда некоторые из них будут израсходованы, все равно остается фактом, что рано или поздно они будут израсходованы, и с этим в планировании будущего нужно считаться. В данном контексте особо ставиться вопрос энергетического кризиса и появляется необходимость замены энергетических ресурсов, возникших в результате природных процессов в геологическом прошлом, т.е. угля и нефти, поворотом к использованию солнечной энергии.
Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Деградация природной среды зависит как от количества и концентрации населения, так и от объема производства и потребления. В современном обществе все эти факторы действовали таким образом, что среда человека оказалась сильно загрязненной. Люди за последнее столетие допустили слишком большое увеличение производства и распространение отходов, субпродуктов и химикалий. Загрязнение сильно вредит жизни на нашей планете, самого человечества. Мы загрязняем воздух и воду, живем в таком шуме и пыли, которые ни одно животное терпеть не будет.
Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение воздуха и воды. Поэтому современный человек находится, может быть, перед самым тяжким испытанием за все время своего развития: как преодолеть кризис человечества, вызванный ограниченными запасами природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), как преодолеть энергетический кризис и одновременно многостороннее загрязнение природной среды, взрыв популяции, голод, нищету и т.д.
Глава II.
Причины экологического кризиса.
Поиск причин деградации природной среды и решение экологических проблем, возникших хотя и не в последнее время, начались довольно поздно в истории человеческого общества. Однако, как показывает жизнь, исследование экологического равновесия уменьшает возможности его восстановления и вложение капитала приносит большую прибыль. Они не появлялись как экономические проблемы, пока не угрожали самому способу организации производственного процесса, организации, которая базируется и не может осуществляться без все большей эксплуатации двух источников богатства: земли и трудящегося.
К тому же ответы, которые даются на вопрос, почему возникают экологические нарушения, часто различны и неполны, а некоторые из них носят классовый характер, и их вообще нельзя считать научными. Например, центральная проблема, из-за которой специфические трудности природной среды являются только симптомами состоит в том, что человечество систематически уменьшает возможности природной среды, губит то, чем оно располагает. Однако, такой ответ не полный, т.к. не раскрывает социально-экономических отношений, в которых осуществляется производство, особенности технологий, приводящих к экологическим нарушениям, ибо деградация природной среды возникает не только как последствие «освоения» природы с развитием производительных сил, но и при использовании этих производительных сил на производстве в рамках определенных социально-экологических отношений. Производство, с самого начала руководствуясь только прибылью, показывало свое деструктивное отношение к природной среде.
Информация о работе Социальные аспекты экологических проблем