Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа
Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66
Список литературы
П Р И
Л О Ж Е Н И Я
Приложение
1
Анкета
для учащихся «Телевизор в жизни школьника»
а) Мультфильм «Вини Пух идёт в гости»;
б) Мультфильм «Cимпсоны»;
в) Мультфильм «Железный человек»;
г) свой
вариант.
2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:
а) «Непутёвые заметки с ДК»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Чрезвычайное происшествие» ЧП;
г) свой
вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Звёздные воины»;
г) свой
вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой
вариант.
Беседа с учащимися.
Тема: «Телевизор в жизни школьника»
1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
2.Ты смотришь телевизор один или всей семьёй?
3.Какие передачи ты смотришь вместе со взрослыми?
4.Бывает ли, что ты смотришь передачи все подряд?
5.Какие передачи ты смотришь?
6. Какие мультфильмы, фильмы смотришь по телевизору?
7. Фильмы, какого жанра предпочитаете смотреть?
( Боевики, мелодрамы, ужасы, триллеры, комедии)
8.Как ты выбираешь передачу, которую будешь смотреть?
(Подсказывают ли тебе
9. До которого часа ты смотришь телевизор, играешь на компьютере?
10. Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
11. Чем ты обычно занимаешься перед сном?
12. Как думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ объясните.
13. Какие
программы тебе надоели, лучше бы их совсем
не было? Про что делается слишком мало
программ, о чем бы ты хотел смотреть по
телевизору?
Приложение 2
Анкета для педагогов, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г. [2]
ИНСТРУКЦИЯ:
ответьте «да» или
«нет» на несколько
вопросов, касающихся
поведения ребенка
4.Иногда
ему без всякой причины
5. Бывает,
что он с удовольствием ломает
игрушки, что-то разбивает,
6.Иногда
он так настаивает на чем-то,
что окружающие теряют
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В
ответ на обычные распоряжения
стремится сделать все
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи
вызывают у него сильное
16. Легко
ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически
более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит
лучше всех.
Приложение 3
Структурализированное наблюдение, проводимое учителем [2]
(Карта наблюдений Стотта) симптомы-образцы поведения, симптомокомплекс:
ВД
- враждебность к детям (от ревнивого
соперничества до открытой враждебности).
VIII. ВД
- враждебность по отношению
к другим детям.
Приложение 4
Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) [20]
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника