Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)

Выводы  по II главе

       В данной главе мы рассмотрели вопрос  о классификации средств массовой информации и  провели  её характерологический анализ. Разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика (Давыдов В.В), и социология (Фохт–Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно расходятся по этому вопросу. В своём исследовании мы придерживаемся точек зрения на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации» (А.А. Мелик-Пашаев).

     Во втором пункте мы рассмотрели психологические аспекты средств массовой информации. Согласно многолетним исследованиям, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей не была в полной мере выяснена. Мы придерживаемся точки зрения Р. В. Овчаровой, которая  выделяла четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий  на кино- и телеэкране.

    Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного и младшего школьного  возраста). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ            АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В третьей  главе представлены ход выполнения экспериментальной работы, анализ результатов исследования и разработка  практических рекомендации для родителей.                        

3.1 Ход выполнения  экспериментальной  работы

    Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.

     Эмпирическая база исследования:  1класс МОУ СОШ №5 г.Лыткарино Эксперимент проводился в период с апреля по октябрь 2010 г. В эксперименте участвовало 22ребёнка (14 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 6,5-7,5лет:                                                                                                Таблица 1 
                                                                                     Контингент испытуемых

Ф.И. ребёнка Ф.И. ребёнка
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Айм Ал

Бухтиярова  Ал

Бычков  Юр

Галиц Юр

Григорьев К

Гуськов Ф

Иванников М

Карасёв Д

Кижваткина  Ел

Константинов  М

Королёв Ал

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Кривошея К

Матхаликова М

Мирзоева  Эл

Муслимова Р

Петров  Р

Плетенёв  М

Салимов С

Соломатов Н

Хачатрян  Р

Цыбров  К

Юкина Ан

 
 

В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:

  1. Анкета для детей с предварительной беседой на тему: «Телевизор в жизни школьника» (Приложение 1);
  2. Анкета для педагога, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 2)
  3. Структурализированное наблюдение, проводимое учителем (Карта наблюдений Д. Стотта) [2] (Приложение 3);
  4. Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 4).

Краткое описание методик

1. Анкета для  детей «Телевизор в жизни школьника»

 Возраст  испытуемых – 6-7 лет.

    Учитель в форме беседы проводит  в индивидуальном режиме с  каждым ребёнком четыре тестовых  испытания на предмет его отношения  к вопросам, связанным с проявлением  агрессивности на телеэкране, что  говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл – в том случае, если ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой);  2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

  • Высокий уровень агрессивности - 6-8 баллов.
  • Средний уровень агрессивности - 3-5 баллов.
  • Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

2.  Анкета для педагога  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

  Инструкция. Воспитателю ГПД предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании

чего  делается вывод об уровне агрессивности  ребёнка (чем больше итоговая

сумма, тем выше уровень агрессивности  ребёнка).

Шкала оценок результатов:

  • Высокий уровень агрессивности — 15—20 баллов
  • Средний уровень агрессивности — 7—14 баллов
  • Слабый уровень агрессивности —1—6 баллов

3. Структурализированное наблюдение, проводимое классным руководителем  (Карта наблюдений Д. Стотта)

  Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 10 фрагментов фиксированных форм поведения, которые сгрупированны в синдром, симптомокомплекс (СК): враждебность по отношению к другим детям (ВД). Для оценки уровня агрессивности внимание уделили только одному синдрому VIII.

Инструкция. Испытатель  в течении недели в школе наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения, наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом,

справа  – двумя.

а) Подсчитывается сумма баллов . Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях.

б) Баллы переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности.

      Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:                                 

Шкала оценок результатов:

  • Очень слабая  выраженность данного качества 0-20% 
  • Слабая выраженность 20-40%
  • Средняя выраженность 40-60%
  • Высокая выраженность 60-80%
  • Чрезмерная выраженность качества 80-100%

    Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Интервал от 80 до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.

4. Методика “Рисунок  несуществующего  животного” (автор  - Колосова С.Л.)

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция:  “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя. 
 

Таблица 2

         Симптомокомплексы  теста для оценки  агрессивности детей 

Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная линия рисунка 0,1
2 Неаккуратность  рисунка 0,1
3 Большое количество острых углов 0,1
4 Верхнее размещение углов 0,1
5 Крупное изображение 0,1
6 Голова обращена вправо или анфас 0,1
7 Хвост поднят вверх, пышный 0,1
8 Угрожающее  выражение 0,1
9 Угрожающая поза 0,1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0,1
11 Хищник 0,1
12 Вожак или одинокий 0,1
13 При нападении  дерется традиционным способом 0,1
14 Ночное животное 0,1
15 Другие признаки 0,1

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника