Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)

    На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

    Шкала оценок результатов:

  • Высокий уровень агрессивности — 10-15 баллов.
  • Средний уровень агрессивности —5-9 баллов.
  • Слабый уровень агрессивности —0-4 баллов.

3.2 Анализ результатов исследования

 Каждая  из обозначенных выше методик  имеет шкалу уровня агрессивности (высокий, средний, слабый уровень агрессивности).  По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

  1) Оценка уровня агрессивности детей по результатам анкетирования детей на тему: «Телевизор в жизни школьника»: 32% детей имеют слабый уровень агрессивности, 45% средний, 23% высокий уровень агрессивности (см. табл.3):

Таблица 3.

Оценка  уровня агрессивности  детей по результатам  анкетирования детей  на тему: «Телевизор в жизни школьника»

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Айм 3      
2. Бухтиярова 1      
3. Бычков 4      
4. Галиц 7      
5. Григорьев 5      
6. Гуськов 2      
7. Иванников 4      
8. Карасёв 6      
9. Кижваткина 3      
10 Константинов 5      
11 Королёв 7      
12 Кривошея  2      
13 Матхаликова 1      
14 Мирзоева 0      
15 Муслимова 0      
16 Петров 7      
17 Плетенёв  5      
18 Салимов 7      
19 Соломатов 3      
20 Хачатрян  4      
21 Цыбров  3      
22 Юкина 1      
      7 чел.32 % 10чел. 45% 5чел.23%

     Во время заполнения анкет проводилась беседа, состоящая из 13 вопросов. Была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, осуществляется ли качественный и количественный контроль родителями , узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.

     В результате опроса были получены следующие  данные (для упрощения итогового вывода половые различия школьников не учитывались):

  • среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Особенно пользуется популярностью программа «Чрезвычайное происшествие» , почти 75 % испытуемых школьников отметили ее в беседе во время заполнения анкеты;
  • дети смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до  23.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами;
  • что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков
  • современные родители позволяют смотреть TV своим чадам после 22.00, часто не контролируя качество  просматриваемой детьми телепродукции

    2) Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 23% детей имеют слабый уровень агрессивности, 54% средний, 23% высокий уровень агрессивности (см. таблицу4)

    3) Оценка уровня агрессивности детей по карте наблюдений Стотта (структурализированное наблюдение, проводимое учителем): 27% детей имеют слабый уровень агрессивности, 55% средний, 18% высокий уровень агрессивности (см. табл.5):

Таблица 4

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Айм 7      
2. Бухтиярова 8      
3. Бычков 10      
4. Галиц 12      
5. Григорьев 11      
6. Гуськов 0      
7. Иванников 9      
8. Карасёв 17      
9. Кижваткина 4      
10 Константинов 14      
11 Королёв 10      
12 Кривошея  5      
13 Матхаликова 3      
14 Мирзоева 8      
15 Муслимова 0      
16 Петров 18      
17 Плетенёв  15      
18 Салимов 17      
19 Соломатов 9      
20 Хачатрян  16      
21 Цыбров  9      
22 Юкина 12      
      5 чел.23% 12 чел.54% 5чел. 23%

Оценка  уровня агрессивности детей  по методике Лаврентьевой Г.П.,ТитаренкоТ. 

Оценка  уровня агрессивности детей  по методике Лаврентьевой Г.П.,ТитаренкоТ. 

Ф.И. ребёнка % Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Айм 20      
2. Бухтиярова 40      
3. Бычков 47      
4. Галиц 67      
5. Григорьев 73      
6. Гуськов 40      
7. Иванников 40      
8. Карасёв 53      
9. Кижваткина 33      
10 Константинов 47      
11 Королёв 60      
12 Кривошея  40      
13 Матхаликова 20      
14 Мирзоева 20      
15 Муслимова 20      
16 Петров 80      
17 Плетенёв  47      
18 Салимов 53      
19 Соломатов 47      
20 Хачатрян  53      
21 Цыбров  33      
22 Юкина 40      
      6чел. 27% 12чел. 55% 4чел. 18%

Таблица 5  

Оценка  уровня агрессивности  детей по карте  наблюдений Стотта (структурализированное  наблюдение, проводимое учителем)

 

    4) Оценка уровня агрессивности детей по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 18% детей имеют слабый уровень агрессивности, 55% средний, 27% высокий уровень агрессивности (см.  табл.6):  

Таблица 6

Оценка  уровня агрессивности  младших школьников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова) 
 

    Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
    Слабый Средний Высокий
    1. Айм 2      
    2. Бухтиярова 7      
    3. Бычков 12      
    4. Галиц 13      
    5. Григорьев 8      
    6. Гуськов 5      
    7. Иванников 6      
    8. Карасёв 9      
    9. Кижваткина 3      
    1. Константинов 11      
    11 Королёв 12      
    12 Кривошея  4      
    13 Матхаликова 6      
    14 Мирзоева 5      
    15 Муслимова 2      
    16 Петров 12      
    17 Плетенёв  9      
    18 Салимов 10      
    19 Соломатов 7      
    20 Хачатрян  8      
    21 Цыбров  6      
    22 Юкина 7      
          4чел. 18% 12чел. 55% 6чел. 27%
 
 

      По результатам четырёх методик: 32% детей имеют слабый уровень агрессивности, 45% средний, 23% высокий уровень агрессивности (см. табл.7 и Рис.1):

      По результатам эксперимента  можно сделать выводы: из 22 детей, в особом внимании  нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  

    Средний уровень агрессивности  у 10 детей, они отличаются тем,  что негативно относятся к  замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более  слабым.

    Слабый уровень агрессивности  по результатам четырёх используемых методик был выявлен у 7детей экспериментальной группы.

    Контингент школьников с высоким  уровнем агрессивности по результатам  первой методики, выявляющей телепредпочтения, практически полностью совпадает  с контингентом учащихся с высокой агрессивностью по средним показателям следующих трёх методик, диагностирующие уровень агрессивности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7

  Оценка уровня  агрессивности детей  по четырём   методикам

    Ф.И. ребёнка Результаты  по методикам Выводы  об уровне агрессивности
    1 2 3 4
    1. Айм СР СР СЛ СЛ СЛ
    2. Бухтиярова СЛ СР СР СР СР
    3. Бычков СР СР СР В СР
    4. Галиц В СР В В В
    5. Григорьев СР СР В СР СР
    6. Гуськов СЛ СЛ СР СР СЛ
    7. Иванников СР СР СР СР СР
    8. Карасёв В В СР СР В
    9. Кижваткина СР СЛ СЛ СЛ СЛ
    10 Константинов СР СР СР В СР
    11 Королёв В СР В В В
    12 Кривошея  СЛ СЛ СР СЛ СЛ
    13 Матхаликова СЛ СЛ СЛ СР СЛ
    14 Мирзоева СЛ СР СЛ СР СЛ
    15 Муслимова СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ
    16 Петров В В В В В
    17 Плетенёв  СР В СР СР СР
    18 Салимов В В СР В В
    19 Соломатов СР СР СР СР СР
    20 Хачатрян  СР В СР СР СР
    21 Цыбров  СР СР СЛ СР СР
    22 Юкина СЛ СР СР СР СР
                 

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника