Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.
Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 7
1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет 17
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Классификация средств массовой информации 21
2.2 Психологические аспекты средств массовой информации 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход выполнения экспериментальной работы 41
3.2 Анализ результатов исследования 46
3.3 Разработка практических рекомендации для родителей 54
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ[ЛогиноваИрина1][1].doc

— 555.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                3

Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ                      

1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности                          7

1.2 Возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет                    17

Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                               

2.1 Классификация средств массовой информации                                         21

2.2 Психологические аспекты средств массовой информации                       28

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ  ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ  АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                                                    

3.1 Ход  выполнения экспериментальной работы                                          41

3.2 Анализ  результатов исследования                                                               46

3.3 Разработка  практических рекомендации для родителей                         54

Заключение                                                                                                         60

Список  литературы                                                                                            62

Приложения                                                                                                        66 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность исследования обусловлена тем, что информационный бум охватил все слои общества, включая и школьников. Жить в современном обществе, игнорируя такие источники информации и связи, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако в практике организации семейного воспитания зачастую не уделяется достаточное внимание тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает и идеализирует. Гораздо чаще в сфере информационных потоков ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание еще  до конца несформированно, поэтому дети как самые эмоционально впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).

    Необходимо отметить, что ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные и негативные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-школьник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

    Большинство детей в считанные  секунды могут скопировать повадки  и манеру поведения любимого  киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…

   Негативное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

    Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и другие аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна и не вызывает сомнений.

    Цель исследования: выявление негативной зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности младших школьников.

   Объект исследования: психофизическое развитие детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: процесс негативного влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации) на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социокультурных условиях, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации).

    Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности.
  2. Рассмотреть классификацию средств массовой информации и  представить её характеристики.
  3. Провести экспериментальное исследование по рассматриваемой теме, и проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей

    младшего  школьного возраста, в зависимости от телеинформации;

  1. Разработать практические рекомендации для родителей и учителей по контролю и регуляции процесса негативного воздействия современных СМИ с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

     В ходе работы был применен комплекс таких научно-исследовательских методов, как  междисциплинарный теоретический анализ научной литературы, анкета с предварительной беседой, наблюдение, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки экспериментальных данных.

     Исследование проводилось с марта по октябрь 2010 в три этапа.

     Первый этап – постановочный (1.03.10-23.04.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

     Второй этап – собственно-исследовательский (3.05.10- 25.09.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

     Третий этап (27.09.10-30.10.10) – интерпретационно-оформительский – обработка и систематизация материала.

      База исследования:  МОУ СОШ №5  г. Лыткарино Московской области. В исследовании принимали участие учащиеся первых классов в количестве 22 человек.

      Научно-теоретическая новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе: актуализирована проблема, некоторой степени, проникновения в сознание и самосознание младших школьников виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, образ мыслей.

     Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанный комплекс рекомендаций может быть использован в деятельности учителей и родителей в работе по коррекции негативного влияния СМИ на уровень агрессивности младших школьников.

     Структура работы: дипломный проект состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 63 наименования,  приложения (4). Работа включает таблицы (7), иллюстрирована рисунком (1). 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ

     В первой главе изложены важнейшие концепции феномена детской агрессивности, а также описаны возрастные психологические особенности ребёнка 6 – 7 лет.                     

1.1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

    Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.

    Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают  сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. [2, с.7]

    Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

    Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся акцент сделать на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения.

     Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля описал Н.Д. Левитов. [28 с.18]

   По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.

Понятие враждебной и инструментальной агрессии ввел А. Басс. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения [2, с.8].

     Боле логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на  наш взгляд, предлагает Э. Фромм. Он разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, злокачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно[50, с.35].

     Агрессивные действия могут быть  как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

Пять видов агрессии выделяют    А. Басс и А. Дарки:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
  5. Негативизм (оппозиционное поведение). [2, с.10]

     В свою очередь Ю. Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды[33, с.24].

     В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы   агрессии   принадлежат З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [54, с.65].

Информация о работе Социальный аспект влияния СМИ на уровень агрессивности младшего школьника