Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 сем черновик 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)

Осуществление процесса реабилитации может также  затрудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке представлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, я социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последовательно быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дезадаптации.

В настоящее  время сложилась достаточно широкая  разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков.

Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время  создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального  развития, Минздрава, комитетов по делам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.

Наиболее сложные  и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда  и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом, развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п..

В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению  к детям, помещенным в социальные приюты, важное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родительской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя. Большой опыт по подбору приемных семей накоплен в сопиально-реаби-литационном учреждении «Воспитательный Дом» Санкт-Петербурга, совмещающего социальный приют и реабилитационный центр. Специальная социальная служба при «Воспитательном Доме» ведет картотеку потенциальных приемных семей и семей усыновителей, знакомится с этими семьями, изучает условия проживания в семье, подбирает детей, наиболее совместимых с будущими родителями. На первых порах дети помещаются в семьи в качестве воспитанников «Воспитательного Дома», при этом семьям выплачивается сумма, причитающаяся на содержание детей в социальном учреждении. В том случае, когда ребенок приживается в приемной семье, по обоюдному согласию родителей и ребенка могут быть оформлены опека, попечительство либо усыновление.

У детей, поступающих  в социальные приюты большие проблемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; сначала для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание детей  и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения — детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе  Министерства образования, и они  прежде всего рассчитаны на дезадаптированных  учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями  и считаются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия.

Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, различаются своим возрастным контингентом. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной  школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.

Для дезадаптированных  учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального  самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации дезадаптированных  детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Что характерно, современные исследования многодетных  семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

В настоящее  время имеется положительный  опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Таганрог и Псков. Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеобразовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относится к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных  школ, в системе Минобразования развивается  сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. В качестве примера можно привести принципы и содержание деятельности Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы (10,105):

1. Комплексный  подход к диагностике и реализация  потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

2. Индивидуализация  и вместе с тем дифференциации  подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

3. Вариативность  в выборе форм организации  обучения и воспитания детей  данной категории.

4. Ранняя медико-психолого-педагогическая  диагностика и коррекция нарушенных  психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.

5. Коррекционная  направленность обучения и воспитания.

6. Направленность  системы обучения и воспитания  на сохранение и развитие здоровья детей.

7. Соблюдение  прав детей и подростков, социального  патро-нирования нуждающихся в  особом внимании. Цели деятельности  Центра следующие:

• осуществление  практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;

• преодоление  явлений школьной и социальной дезадапта-ции: развитие познавательного интереса;

• разработка, апробирование  и внедрение новых подходов к  учебно-воспитательному процессу;

• содействие становлению  индивидуальности и творческого  отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;

• обеспечение  социально-правовой защиты детей и  подростков;

• обобщение  опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

• осуществление  комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;

• выбор оптимального способа обучения для каждого  ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;

• оказание индивидуально-ориентированной  педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

• консультативная  помощь родителям или людям, их замещающим;

• методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Основные направления  деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое  и просветительское. Диагностическое  направление включает в себя  комплексную психолого-медико-педагогическую  диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится:

• индивидуальная — при первичном обращении  к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;

• групповая - при  социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты  работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.

Психокоррекционное  направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:

• при начальных  стадиях пограничных психических  состояний детей и подростков;

• при травмировании  психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;

• с целью  компенсации девиаций личностного  развития и неадекватных форм поведения;

• для коррекции  межличностных отношении;

• с целью  преодоления различных комплексов личностного характера;

• для адаптации  ребенка в социуме. Оздоровительное  направление представляют следующие  разделы работы:

• углубленная  диагностика причин и характера  отклонений в развитии ребенка;

• разработка и  проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;

• разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

• обеспечение  соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска».

Учебно-воспитательное направление деятельности Центра — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;

Информация о работе Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста