Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 сем черновик 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)

5) В современном  мире человек с раннего детства  оказывается в окружении техносферы, существенной частью, которой являются  средства массовой коммуникации, стремительно развивающихся на  протяжении ста лет. Они играют  огромную роль в жизни и  развитии детей, подростков и  юношей. Причем на первое место  вышли так называемые электронные  средства, значительно потеснив  письменные.

Говоря о  влиянии на ребят СМК, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему  неформального образования, существенно  отличающегося от системы обучения в учебных заведениях. Они выполняют  и релаксационную функцию, поскольку  во многом определяют досуговое времяпрепровождение  детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное. Для большинства  ребят телевидение, прослушивание  музыкальных записей, чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов  межличностных конфликтов, в том  числе и при возникновении  осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, находясь один дома, включает магнитофон, телевизор для того, чтобы устранить ощущение одиночества.

Техносфера  и средства информации создают условия  для развития детей, в частности  обогащения их словарного запаса, овладения  широким кругом информации. Но в  то же время объективно они формируют  слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий. И, значит, средства массовой коммуникации могут влиять и негативно на социализацию личности ребенка.

    5. Хотя  у всех институтов общая задача - воспитание человека, решается  она каждым из них по-разному,  и роль их не только не  одинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей  в системе воспитания и именно  на нее возлагается ответственность  за подрастающее поколение. Как правило, педагогически запущенный ребенок приходит в школу уже таким, значит, задача школы заключается в преодолении этой запущенности, но очень часто случается так, что школа наоборот усугубляет её, негативно влияя на ребенка. В этом "виноват" педагогический коллектив, который не квалифицированно подходит к этой проблеме, не решает проблемы и конфликты такого ребенка, а наоборот обостряет их, делая тем самым ученика отверженным и в среде взрослых. Да, именно на школу возлагается надежда, обязанность по преодолению педагогической запущенности ученика. Так как именно в учебной деятельности проявляются негативные последствия педагогической запущенности и, как правило, родители таких детей не имеют представления, как бороться с этой проблемой в силу своего стиля жизни (асоциальное поведение). То есть роль школы в педагогической запущенности двояка, с одной стороны, она может усилить ее, а с другой стороны приложить все усилия по ее преодолению.

Таким образом, изучив факторы социализации, мы выявили  те из них, которые оказывают наибольшее влияние, как позитивное, так и  негативное, на развитие ребенка. Негативное влияние формирует предпосылки  к возникновению педагогической запущенности.

Такие факторы, как государство, этнос, тип поселения, оказывают опосредованное влияние  на возникновение педагогической запущенности школьников.

Если в  остальных факторах обратить внимание на негативные предпосылки изучаемой  проблемы, то получим следующий перечень:

Семья: 1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка  одного или обоих родителей.

2. Низкий  материальный уровень и условия  проживания.

    3. Низкий  образовательный и культурный  уровень родителей.

    4. Неправильное  отношение и ошибки в воспитании.

Сверстники: 1. Социальная отверженность подростка  в учебном коллективе.

2. Неблагоприятные  статусы в группе сверстников.

    3. Знакомые  и друзья, входящие в асоциальную  группу.

Школа: 1. Ошибки в организации образовательного процесса. 2. Отношения с учителями.

Негативные  проявления одних факторов, могут  усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних  факторов может компенсировать, уменьшить  отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить  негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными  обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении  данной проблемы.

Таким образом, образовательное учреждение в лице специалистов психолого – педагогической службы, может успешно справляться  с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.  

2.Характеристика  запущенных детей 

2.1 Социально-педагогическая  запущенность в  детском возрасте

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности,общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью,с другой —воспитательное окружение сдерживает его.(5,76).

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который,преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности.Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии,трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности,становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.

Педагогическая  запущенность обусловлена прежде всего  недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной,игровой и других видов деятельности.Ее проявлениями следует считать труднообучаемость,трудновоспитуе-мость,т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности,учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность— это состояние,противоположное развитости,образованности(обученности):отсутствие необходимого запаса знаний,слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и  педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение,помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности,необученность,необразованность,в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка,его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания,на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе,в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей, по мнению Овчаровой,могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип,состояние здоровья,доминирующие психоэмоциональные состояния,внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.(14,146).

В качестве критериев  для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка она приняла следующие параметры:

характер воспитательного  окружения:

а) ориентированное  на ребенка,полное, стабильное,положительно воздействующее;б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное(полное), нестабильное,противоречиво воздействующее;

в) безразличное к ребенку, неполное(полное), стабильное(нестабильное),дезорганизующее;г) враждебное к ребенку, неполное(полное), нестабильное,негативно воздействующее на ребенка;

характер воспитательно-образовательной  работы с детьми:

а) личностно-ориентированный,развивающий,эффективный;

б) целерациональный,репродуктивно-адаптивный,достигающий  цели путем личностных жертв; в) анонимный,информационно-репродуктивный,неэффективный;

характер внутренней позиции ребенка:

а) взаимодействие(относительная  независимость,устойчивость,сопротивляемость);

б) противодействие(гипернезависимость,упрямство,негативизм,трудновоспитуемость);

в) бездействие(гиперзависимость,неустойчивость,податливость).

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью,детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития,которые по-разному отражаются на результатах последнего.

Однако в каждой воспитательной среде можно выделить множество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности. Остановимся на самых важных из них. Условно обозначим их как ситуации «взаимного безразличия, «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «подавления активности ребенка», «инфантилизации ребенка».

Подобные ситуации могут возникнуть и в семье, и  в детском саду, и в школе. Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрослого и ребенка, как -правило, порождают глубокую социально-педагогическую запущенность. Ситуация т. е. позитивное, заинтересованное (или неустойчивое) отношение воспитателей к ребенку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребенка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности. В поведении ребенка продолжают накапливаться негативные привычки, его поступки все больше не соответствуют социальным ожиданиям. Подавление активности ребенка, его инфантилизация приводят к качественным изменениям в формировании ребенка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания. Это можно назвать качественной динамикой социально-педагогической запущенности.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для  развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия.Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомо - комплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом  к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка. Так считает Божович Л. И.

При определении  степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).(2,234).

Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется  количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинаюшего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта(2,342)..

Информация о работе Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста