Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 сем черновик 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)

консультировании  несовершеннолетних и их родителей  по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты

Центра —  администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. — в зависимости  от специфики возникших проблем.

Научно-методическая работа Центра включает:

• обеспечение  профилактической работы образовательных  учреждений по преодолению и коррекции  отклоняющегося развития личности ребенка;

• планирование и ведение исследовательской  работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»;

• опубликование  материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;

• апробация  и внедрение отечественных и  зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми «группы риска»;

• повышение  квалификации работников образовательных  учреждений - организация постоянно  действующего научно-практического  семинара для специалистов, работающих с детьми «группы риска»;

• организация  и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра.

Социолого-аналитическое  и просветительское направление работы Центра включает:

• социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;

• сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми «группы риска» в области;

• создание информационного  банка данных по проблемам детей  и семей «группы риска»;

• публикация популярных материалов для детей «группы  риска» и родителей.

Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с деятельности медико-психолого-педагогической комиссии. На основе исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обучения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периодическими консультациями.

Центр оказывает  психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам «группы риска», имеющим проблемы различного характера:

1. Проблемы, возникающие  в ходе образовательной деятельности:

— недостаточная  степень готовности к обучению;

— трудности  в освоении общеобразовательных  программ;

— категорический отказ от посещения школы (школофо-бия);

— высокая степень  педагогической запущенности.

2. Проблемы, связанные  со здоровьем:

— общая соматическая ослабленность;

— хронические  заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;

— посттравматический синдром;

— логоневроз;

— психические  последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

3. Психофизиологические  проблемы:

— отклонения интеллектуального  и личностного развития;

— низкая работоспособность  и частичное отставание в развитии высших психических функций;

— патохарактерологическое  развитие личности;

— нарушение  эмоционально-волевой сферы личности;

— коммуникативные  проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);

— последствия  перенесенного психического или  физического насилия.

4. Социально-правовые  проблемы:

— семейные проблемы, сложные жизненные условия;

— нарушение  прав детей, физическое либо психическое  насилие над ребенком;

— проживание в  неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;

— социальная дезориентация  и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

В данном Центре реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями проживания в социуме.

Интересный и  многообразный опыт социально-реабилитационной работы складывается в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.

Как правило, эти  учреждения рассчитаны на педагогически  запущенных подростков, у которых  из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками, наметилась деформация ценностных и референтных ориентации, имеет место семейное неблагополучие.

Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных  подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений  является включение их в систему  новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно  полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая  могла бы выполнять функции института  социализации, а вернее ресо-циализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус, преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Такие ресоциализирующие функции могут выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт работы таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб «Калейдоскоп» в Вятке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс «Лужники» в Москве (руководитель Ю.К. Берез-кин) и других показывает, что организация коллективов, выполняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

условиях, разработанных  в свое время А.С. Макаренко [7]:

1. Совместная  деятельность, общие цели, фундаментирую-щий  коллектив.

2. Наличие перспектив  развития — близкой, средней  и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.

3. Эстетика, дисциплина  и детское самоуправление.

4. Чувство защищенности  и радостный мажорный тон.

5. Преемственность  и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.

6. Связь с  другими детскими и взрослыми  коллективами.

7. И, наконец,  воспитатель как центр и основной  организатор всей системы коллективных отношений.

Однако вместе с тем, учитывая, что досуговый  центр строит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливающих привлекательность клубов в глазах подростков. Специфику социально-педагогической работы и ее огромные воспитательные возможности хорошо понимал один из первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, который создавал первые клубные детские объединения «Сетлемент» и «Бодрая жизнь» еще 1908 году. С.Т. Шацкий писал: «Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки.

...Детская жизнь  есть игра инстинктов, и поэтому  необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с одной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вернее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимостью создания живой, естественной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими потребностями, обусловленными процессом активного формирования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализовывались на основе позитивно ориентированной деятельности в условиях здорового коллектива, что и представляет собой клуб.

Учитывая современную  социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные трудности, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.

В настоящее  время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные педагоги и работники социальных служб  решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.

Немало проблем  в работе с подростками возникает  и со школой. Чтобы исправить тяжелую  конфликтную ситуацию, сложившуюся  у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.

Большую проблему также представляет уличное окружение дезадаптированного подростка, которое, как правило, противодействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсенал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь,

становилась подразделением клуба. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

1-й этап групповой  автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.

2-й этап лидерской  реорганизации, когда проходит  либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.

3-й этап слияния  группы с коллективом клуба.  На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива. 
 
 
 

3 Технология работы социального педагога.

3. 1. Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей.

Для того чтобы  не упустить ребенка или помочь семье  в исправлению, в результате совместных усилий педагогического коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от классных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социальной адаптации и реабилитации подростков, Кризисный центр, из органов милиции (участковый, инспекторы по делам несовершеннолетних), здравоохранения, медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.

В банк данных вошли  сведения о различных категориях подростков. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом, в Центре семейного воспитания — красным, в милиции — зеленым. Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о родителях и лицах, их замещающих (опекуны, образование, место работы, должность). На каждого проблемного подростка и на проблемную семью заведена карточка, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка

Информация о работе Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста