Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа
Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
Специальность 030301 Психология
Специализация
- Организационная психология
СЫСОЛЯКИНА
ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально-психологические
факторы педагогической запущенности
детей младшего школьного возраста
УФА 2012
Введение
Для каждого ребенка встреча с учителем - это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того чтобы таких встреч было как можно больше, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми и утвердить новый опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах личностно- гуманного подхода.
Чтобы осуществлять такой подход, учителю необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса. Это относится и к деятельности социального педагога, потому что речь пойдет о запущенных детях. Это те дети, которым не хватает заботы, внимания. .На современном этапе, когда речь идет о гуманистической педагогике, работа с такими детьми становится во главу угла.
Поэтому тема данной работы очень актуальна сегодня. На мой взгляд запущенные дети - это социально неадаптированные дети, т. к.требуют больше внимания., заботы, такта общения с ними. Здесь не обойтись без помощи социального педагога. Отсюда целью курсовой работы - показать технологию адаптации таких детей.
Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.
При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально - психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта социального педагога по проблеме адаптации запущенных детей.
Объектом исследования стала деятельность соц. педагога с запущенными детьми.
Предметом
изучения было формирование у детей
положительных качеств в
Сама
работа состоит из введения, заключения,
трех глав приложений и литературы.
1.1 Социально-психолгические факторы педагогической запущенности детей.
Развитие
человека, как процесс, детерминировано
внутренними противоречиями, психофизическими
особенностями, социальными ситуациями,
представляющими собой «особое
сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий» (Божович
Л.И.), мерой его собственной
Ребенок, появившийся
на свет, обладает определенными задатками
"предрасположенностями". Но как
раскроются эти задатки зависит
от того, как сложится его жизнь,
начиная уже с "младенчества".
Зависит это и от воспитания, то
есть от целенаправленного влияния
на ребенка, подростка, юношу и от
стихийных воздействий среды. Человек
становится индивидуальностью только
в результате развития в определенных
условиях, обусловленных задатками
или предрасположенностью. Если условия
жизни не соответствуют его
Одним из дефицитов социальных и психологических стимулов и условий развития личности являются социально-культурная и социально-педагогическая запущенность детей.
Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром называется социализацией - это самореализация и развитие личности на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, системы социальных связей. Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства, на окружающих людей. Социализированный человек должен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Человек, плохо адаптированный в обществе и не способный противостоять ему - конформист - то есть жертва социализации.
Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и новы, но и сложны для познания. За рубежом их исследовали Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г.Мид, А.Инкельс. В нашей стране – В.А.Сластенин, А.В.Мудрик, И.С.Кон, А.В.Петровский, Г.М.Андреева и другие. Существует множество концепций социализации школьников.
По мнению Мудрика А.В. социализация – это самореализация и развитие личности на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, системы социальных связей. А факторы социализации – это обстоятельства, оказывающие то или иное влияние на человека, и требующие от него определенной активности .
Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни. Это процесс и результат развития во взаимодействии с социумом, окружающей действительностью.
С.В. Расчетина определяет социализацию как процесс преодоления возрастных кризисов, проблемных ситуаций, возникающих под влиянием акцентуации характера, провоцирующих формирование конфликтных ситуаций в ближайшем окружении ребенка, под влиянием искаженных семейных отношений, кризисных событий, формирующихся в условиях нестабильного общества. Как и любое другое общественное явление она многоаспектна, и потому изучается во многих науках: социологии, культурологии, истории, этнографии, психологии и педагогике. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.
В психологическом
словаре социализация (от латинского
слова- общественный) рассматривается
как процесс становления
Этот процесс
двусторонний: 1 – усвоение индивидом
социального опыта путем
Содержание социализации: развитие личности в 3 сферах: в деятельности (ведущий вид деятельности оказывает наибольшее влияние), в общении (три стороны общения по Г.М.Андреевой: коммуникативная, перцептивная, интерактивная), в самосознании – формировании образа собственного я.
Стадии социализации: дотрудовая (период жизни до начала трудовой деятельности), трудовая (воздействие человека на среду) и послетрудовая (передача опыта).
Продукт социализации – образование социальных установок, мотивации деятельности, формирование определенных черт характера (Б.Г. Ананьев)
Институты социализации: семья, сверстники, учебные заведения, трудовые коллективы, средства массовой информации и другие.
Частично
социализация личности осуществляется
в семье, школе, среде сверстников,
а также существенную роль играет
«стихийное воздействие».
Таким образом, большое значение в возникновении педагогической запущенности играет социализация, то есть характер влияния факторов социализации на человека. Исходя из вышесказанного, можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.
1. Общеизвестно, что
решающее влияние на
2. Второй фактор,
влияющий на развитие
3. Следующий фактор
может быть обусловлен
1. Макрофакторы - условия социализации всех или очень многих людей (космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство).
2. Микрофакторы - в
которых происходит
3. Мезофакторы: это
этнос, тип поселения (поселок,
А теперь раскроем сущность каждого из этих факторов и определим, какие же из них в наибольшей степени влияют на возникновение педагогической запущенности ребенка.
Воспитание становится одной из важнейших функций государства, начиная с 19 века. Государство провозглашает задачи системы воспитания, содержания этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров. И общий характер условий социализации складывается в государстве, его политике в сфере воспитания, определяется государственным строем.