Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 сем черновик 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУММАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 
 

Специальность 030301 Психология

Специализация - Организационная психология 

СЫСОЛЯКИНА  ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА 

  КУРСОВАЯ РАБОТА  

 

Социально-психологические  факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УФА 2012

 

      Введение

     Для каждого ребенка встреча с учителем - это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того чтобы таких встреч было как можно больше, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми и утвердить новый опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах личностно- гуманного подхода.

     Чтобы осуществлять такой подход, учителю  необходимо значительно пополнить  свои личностные ресурсы, научиться  понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации  педагогического процесса. Это относится и к деятельности социального педагога, потому что речь пойдет о запущенных детях. Это те дети, которым не хватает заботы, внимания. .На современном этапе, когда речь идет о гуманистической педагогике, работа с такими детьми становится во главу угла.

     Поэтому тема данной работы очень актуальна  сегодня. На мой взгляд запущенные дети - это социально неадаптированные дети, т. к.требуют больше внимания., заботы, такта общения с ними. Здесь не обойтись без помощи социального педагога. Отсюда целью курсовой работы - показать технологию адаптации таких детей.

     Задачи  работы, которые вытекают из цели:

     Выявить характерные черты запущенных детей;

     Показать  основные направления в работе социального  педагога с запущенными детьми;

     Описать методы, формы социальной адаптации.

     При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально - психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта социального  педагога по проблеме адаптации запущенных детей.

     Объектом  исследования стала деятельность соц. педагога с запущенными детьми.

     Предметом изучения было формирование у детей  положительных качеств в процессе соц.- педагогической работы.

     Сама  работа состоит из введения, заключения, трех глав приложений и литературы.  
 
 
 
 
 
 

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Социально-психолгические факторы  педагогической запущенности детей.

Развитие  человека, как процесс, детерминировано  внутренними противоречиями, психофизическими особенностями, социальными ситуациями, представляющими собой «особое  сочетание внутренних процессов  развития и внешних условий» (Божович  Л.И.), мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.

Ребенок, появившийся  на свет, обладает определенными задатками "предрасположенностями". Но как  раскроются эти задатки зависит  от того, как сложится его жизнь, начиная уже с "младенчества". Зависит это и от воспитания, то есть от целенаправленного влияния  на ребенка, подростка, юношу и от стихийных воздействий среды. Человек  становится индивидуальностью только в результате развития в определенных условиях, обусловленных задатками  или предрасположенностью. Если условия  жизни не соответствуют его психофизическим  особенностям и задаткам, то развитие его индивидуальности искажается, а  значит деформируется, личность становится дисгармоничной. Необходимо длительное действие искажающих факторов, чтобы  гармоничность была нарушена и привела  к непредсказуемым изменениям. Факторы: могут быть биологическими (заболевания, интоксикация, травмы), психологическими (психотравмирующие обстоятельства, стрессы, длительные переживания и  так далее) и социальными (дефицит  стимулов развития, влияния окружающих людей, характер их взаимодействия и  тому подобное).

Одним из дефицитов  социальных и психологических стимулов и условий развития личности являются социально-культурная и социально-педагогическая запущенность детей.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром называется социализацией - это самореализация и развитие личности на протяжении всей жизни  в процессе усвоения и воспроизводства  культуры общества, системы социальных связей. Таким образом, человек в  процессе социализации не только обогащается  опытом, но и реализует себя как  личность, влияет на жизненные обстоятельства, на окружающих людей. Социализированный  человек должен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным  обстоятельствам. Человек, плохо адаптированный в обществе и не способный противостоять  ему - конформист - то есть жертва социализации.

Проблемы  социализации личности в настоящее  время очень актуальны и новы, но и сложны для познания. За рубежом  их исследовали Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г.Мид, А.Инкельс. В нашей стране – В.А.Сластенин, А.В.Мудрик, И.С.Кон, А.В.Петровский, Г.М.Андреева и другие. Существует множество концепций  социализации школьников.

По мнению Мудрика А.В. социализация – это  самореализация и развитие личности на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, системы социальных связей. А факторы социализации – это  обстоятельства, оказывающие то или  иное влияние на человека, и требующие  от него определенной активности .

Социализация  личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни  каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни. Это  процесс и результат развития во взаимодействии с социумом, окружающей действительностью.

С.В. Расчетина  определяет социализацию как процесс  преодоления возрастных кризисов, проблемных ситуаций, возникающих под влиянием акцентуации характера, провоцирующих  формирование конфликтных ситуаций в ближайшем окружении ребенка, под влиянием искаженных семейных отношений, кризисных событий, формирующихся  в условиях нестабильного общества. Как и любое другое общественное явление она многоаспектна, и  потому изучается во многих науках: социологии, культурологии, истории, этнографии, психологии и педагогике. В педагогике как науке об образовании учитываются  и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации  передачи социального опыта и  духовных ценностей от поколения  к поколению.

В психологическом  словаре социализация (от латинского слова- общественный) рассматривается  как процесс становления личности, обучение и усвоение индивидуальных ценностей, норм, установок, образцов поведения. Это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и  общении процесс и результат  усвоения и активного воспроизводства  личностью социального опыта .

Этот процесс  двусторонний: 1 – усвоение индивидом  социального опыта путем вхождения  в социальную среду и систему  социальных связей (среда воздействует на человека), 2 – процесс активного  воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности и активного включения  в социальную среду (воздействие  человека на среду)

Содержание  социализации: развитие личности в 3 сферах: в деятельности (ведущий вид деятельности оказывает наибольшее влияние), в  общении (три стороны общения по Г.М.Андреевой: коммуникативная, перцептивная, интерактивная), в самосознании – формировании образа собственного я.

Стадии социализации: дотрудовая (период жизни до начала трудовой деятельности), трудовая (воздействие  человека на среду) и послетрудовая (передача опыта).

Продукт социализации – образование социальных установок, мотивации деятельности, формирование определенных черт характера (Б.Г. Ананьев)

Институты социализации: семья, сверстники, учебные  заведения, трудовые коллективы, средства массовой информации и другие.

Частично  социализация личности осуществляется в семье, школе, среде сверстников, а также существенную роль играет «стихийное воздействие». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таким образом, большое значение в возникновении  педагогической запущенности играет социализация, то есть характер влияния факторов социализации на человека. Исходя из вышесказанного, можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.

1. Общеизвестно, что  решающее влияние на психическое  развитие ребенка, его последующее  поведение, отношения, общение  с окружающими оказывается психологический  микроклимат семьи. Там, где  нет взаимной любви, доверия,  привязанности, дружбы между родителями  и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными,  жесткими и замкнутыми, несмотря  на внешнюю тишину и порядок  в семье. Социальная позиция  родителей, социальная обстановка  в семье. Примером в данном  случае может служить преимущество  материальных благ над духовными,  деловой занятости родителей  над воспитанием и общением  с ребенком. Социальная позиция  членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна  тем, что в ней формируется  тот первичный социальный опыт  ребенка, на основе которого  он потом воспринимает и оценивает  окружающую действительность, формируется  его избирательное отношение  к влияниям жизни. 

2. Второй фактор, влияющий на развитие педагогической  запущенности - особенности взаимоотношений  с учителями, который предъявляет  требования по отношению запущенному  ребенку в связи с их невыполнением,  стыдит его перед всем классом,  «засыпает» «двойками», ученик еще  больше замыкается в себе, а  его протест приобретает демонстративный  характер.

3. Следующий фактор  может быть обусловлен предыдущими.  Отношение учителя к педагогически  запущенному ученику порождает  неблагополучное положение его  в классном коллективе. Постоянные  конфликты с учителями, разрыв  дружеских отношений с одноклассниками  создают душевную пустоту и  сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педзапущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках. Это далеко не все факторы, которые определяют возникновение педагогической запущенности. А.В. Мудрик выделяет факторы социализации, которые влияют на усвоение ребенком социального опыта. Он их классифицирует следующим образом:

1. Макрофакторы - условия  социализации всех или очень  многих людей (космос, планета,  мир в целом, страна, общество, государство).

2. Микрофакторы - в  которых происходит социализация  большинства людей (это социальные  институты, с которыми человек  непосредственно взаимодействует:  семья, школа, общество сверстников).

3. Мезофакторы: это  этнос, тип поселения (поселок,  село). Для нас представляет большую  значимость изучение микрофакторов  социализации и рассмотрение  их с точки зрения стихийного  и целенаправленного педагогического  воздействия, причем как благоприятного, так и негативного. 

А теперь раскроем сущность каждого из этих факторов и определим, какие же из них в наибольшей степени  влияют на возникновение педагогической запущенности ребенка.

 Воспитание становится одной из важнейших функций государства, начиная с 19 века. Государство провозглашает задачи системы воспитания, содержания этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров. И общий характер условий социализации складывается в государстве, его политике в сфере воспитания, определяется государственным строем.

Информация о работе Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста