Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 сем черновик 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)
  1. Алемаскин МА. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.
  2. Алемаскин МА., Морозова ТА. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации /Гос. ком. СССР по ПТО. - М., 1986.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - Т. П. -М,,1980.
  4. Антонян ЮМ.. Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.
  5. АсмоловА.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  6. Бабанский Ю.К., Победоносцев ГА. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1980.
  7. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.
  8. Байбородова Л.В„ Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. - Ярославль, 1997.
  9. Байярд Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
  10. Башкатов ИЛ. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.
  11. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и психол. соч. В 2 т. - Т. 1. - М., 1979.
  12. Богданова О.С; Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. - М., 1988.
  13. БожовичЛ Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  14. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. ~ М., 1984.
  15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.—М., 1988.
  16. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. - 1992.
  17. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. -М., 1986.
  18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е. изд. -М., 1994.
  19. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М., 1982.
  20. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
  21. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков, А.В.
  22. Мишина Т.М. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1978.
  23. МудрикАЛ. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М., 1983.
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

                                                             Приложение 1

План тематических блоков

Блок 1. Оптимизм как характеристика позитивного мышления.

Блок II. Позитивное мышление о способах взаимодействия с людьми, имеющими проблемы в общении.

Блок III. Любовь в ее различных проявлениях как характеристика позитивного мышления.

Блок IV. Правила  позитивного мышления.

План-конспект занятия  по теме «Любовь к Родине»

Цель занятия - вывести детей на освоение социальных ценностей через понятие «любовь  и уважение к своей Родине» (позиция  о целесообразности жизни на своей Родине, о возможности быть счастливым и в стране с экономическим кризисом - все зависит от человека, от его подхода к жизни).

Алгоритм процедур и операций:

1. Прослушивание  Полонеза ля минор М. Огиньского.

2. Вопрос детям:  «Почему этот полонез называется «Прощание с Родиной»?

3. Ответы детей.

4. Пояснение  преподавателя, что М. Огинский  был вынужден бежать из Польши  после разгрома восстания поляков  против России. сделавшей Польшу  своей колонией. Все годы эмиграции  его преследовала ностальгия. Тогда  он и написал этот полонез.

5. Вопрос учителя  детям: «Что такое ностальгия»?

6. Ответы детей.

7. Слово учителя.  Следует акцентировать внимание  на том, что большинство людей,  уехавших на чужбину, страдают от разлуки с Родиной, как бы богато они ни жили на чужбине. Ностальгия - очень серьезное переживание и надо помнить об этом. когда собираешься переехать жить за границу: а не сделаешь ли хуже себе? Ведь каждый человек «корнями» связан со своей страной. И растение, вырванное с корнем из земли, не всегда приживается на другой почве. Так и человек. Поэтому, например, русские эмигранты (и прошлых эпох. и нынешних) страдают ностальгией, вспоминают русский снег, русские березки, часто смотрят русские фильмы, слушают русскую музыку, например. песню «Вечерний звон».

8. Прослушивание  песни «Вечерний звон» в записи. Одновременно с помощью диапроектора или эпипроектора демонстрируется репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».

9. Вопрос детям:  «Как бы вы охарактеризовали двух разных людей по их высказываниям?»

Первое высказывание: «Родина везде, где хорошо платят».

Второе: «Хоть  та земля теплей, а родина милей». (Фрагмент из песни Э. Колмановского и И. Шаферана «Журавленок».)

10. Ответы детей.

11. Слово учителя  о том, что деньги не заменят Родины. Переход к мысли, какие добрые и мужественные люди были и есть в нашей стране (примеры из исторического прошлого России, настоящего времени). При всех трудностях современной жизни надо не страдать, а помогать себе (а тем самым и своей стране) своей активностью, стремлением сделать свою жизнь лучше, но не за счет других. Можно стать обеспеченным человеком, не будучи при этом подлецом, и помогать другим. Можно быть счастливым и в своей стране при всех ее трудностях -всё зависит от человека, от его подхода к жизни.

12. Прослушивание  хора «Славься» М. Глинки из  оперы «Иван Сусанин» («Жизнь  за царя»),

Примеры творческих заданий из различных занятий

1. Прослушивание  украинской песни «Бывайте здоровы» (в транскрипции телепередачи «Старые песни о главном - 1»). Перед прослушиванием вопрос детям: «Эту песню сочинил оптимист или пессимист? Почему?»

2. Прослушивание  темы Шерлока Холмса из увертюры  к к/ф «Приключения Шерлока  Холмса и доктора Ватсона». Перед  прослушиванием задается вопрос: «Что это за персонаж?» После того, как дети его узнали, прочесть им литературный фрагмент любого рассказа о Шерлоке Холмсе, который характеризует социоадаптивный стиль общения великого сыщика (например. из рассказа «Пестрая лента» - момент посещения Шерлока Холмса отчимом сестер Стоунер). Перед прослушиванием ставится вопрос: «Почему Шерлок Холмс так реагировал на оскорбления, ведь его оскорбляли незаслуженно?»

3. Рассказ педагога  о старинной игре участники которой должны были рассердить друг друга. Кто раньше рассердится, тот и считается проигравшим. Вопрос детям: «С какой целью проводилась эта игра?»

4. Прослушивание  двух музыкальных фрагментов, отражающих  различные модели отношений (например, дуэта Кота и Пирата из мультмюзикла  Г. Гладкова «Голубой щенок»  и «Песни о дружбе» из кинофильма  «Гардемарины, вперед!», композитор В.Лебедев). Вопрос детям: «Какой вид дружбы вы выбираете и почему?»

5. На основе  вальса из балета «Золушка»  С. Прокофьева или песни «Добрый  жук»

А. Спадавеккиа  из кинофильма «Золушка» проводится беседа по следующим направлениям: только ли за хрустальные башмачки и роскошное платье принц полюбил Золушку? А если б она была сплетницей, драчуньей, скандалисткой и т.д.? 
 
 

                                                         Приложение 2

В завершение всего  курса педагог раздает каждому  ребенку памятку.  

Памятка .

1. Помни, что  в мире есть не только лужи, но и солнце (хорошее в жизни). В плохие минуты вспоминай о солнце (о хорошем в мире).

2. Если придет  неприятность или несчастье, помни, что со временем душевная боль пройдет (это закон психологии). Говори себе «Все пройдет» и переключайся на какое-нибудь дело, не «зацикливайся» на страданиях.

3. Помни, что  твои главные враги - отрицательные эмоции — злость и уныние. Всю жизнь гони их от себя: юмором, мужеством, позитивным мышлением.

4. Выбери себе  в друзья оптимизм, умей радоваться мелочам. Помни, что человек может стать счастливым независимо от внешних обстоятельств, если выберет оптимизм и будет прогонять злость и уныние.

5. Помни, что  у всех людей (и у тебя  тоже) есть недостатки. Всегда понимай  это и не злись.

6. Помни, что  каждый человек имеет право  на любую внешность (полнота,  худощавость, рост. нос. уши и  т.д.) и на застенчивость тоже.

7. Помни, что  лентяи редко достигают успеха  в жизни.

8. Помни, что  человек может быть счастлив  в любом возрасте (и в старости тоже). Все зависит от него самого.

9. Помни, что  человек (и ты тоже) - важная  и необходимая часть мира (независимо от профессии). Гордись тем. что ты - человек, и помни, что в каждом от природы есть сила, помогающая преодолеть любые трудности.

10. Помни, что  всегда найдутся люди, которые  желают тебе добра.

Будь счастлив. Ты это сможешь, если захочешь.

Твой преподаватель  по основам позитивного мышления.

(Подпись.)

Эта памятка  является кратким резюме основных положений спецкурса.В заключение необходимо отметить следующее:

1. Данный спецкурс  не выдвигает нереальную цель - сформировать идеального ребенка. обладающего всем комплексом качеств позитивного мышления. Цель в ином - побудить ребенка к постоянному развитию у себя этих качеств через осознание их необходимости и целесообразности для его жизни.

2. При проведении  спецкурса необходимо учитывать  наличие в каждом классе детей  группы риска, требующих специальной коррекционной работы в психологических или реабилитационных центрах. Однако апробация данной социальной технологии показала ее результативность для большинства учащихся.

3. Данный спецкурс, если его сделать обязательным предметом, предполагает охват максимального числа учащихся и помощь им в решении своих проблем (тем более, что во многих школах нет квалифицированных социальных работников, а психологические и реабилитационные центры существуют не во всех городах и селах, и не все дети обращаются туда со своими проблемами),

4. Желательно, чтобы  предмет вел социальный педагог  (преподавание этого предмета не предполагает профессиональный музыкальной подготовки), тогда у него будет возможность лучше узнать всех детей своей школы и заслужить их доверие. В дальнейшем они будут с желанием обращаться к нему со своими проблемами.

5. При проведении  спецкурса необходима постоянная  работа с родителями, классным  руководителем и другими преподавателями в форме собраний, лекций,тренингов, индивидуальных бесед и т.д.

Информация о работе Социально-психологические факторы педагогической запущенности детей младшего школьного возраста