Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа
Задачи работы, которые вытекают из цели:
Выявить характерные черты запущенных детей;
Показать основные направления в работе социального педагога с запущенными детьми;
Описать методы, формы социальной адаптации.
Из всего вышеперечисленного видно, что макрофакторы оказывают определенное воздействие на возникновение педагогической запущенности, но влияние их в большей степени опосредованное.
2)На воспитание
подрастающего поколения
В современном городе ребенок последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем между собой часто не связанных. В каждой из них складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор, хотя иногда и в негативном направлении.
Таким образом,
этнос и тип поселения, как
мезофакторы социализации оказывает
большое влияние на развитие ребенка.
И в то же время играет большую
роль в возникновении педагогической
запущенности.
1.3 Особенности семьи педагогически запущенного школьника
Семья: важнейший институт воспитания подрастающего поколения.
Какую бы сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда ожидается, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, на содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье.
Первый – подкрепление - поощряя определенное поведение, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряемые, а какие нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример и, наконец, зная внутренний мир, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются для ребенка.
Независимо
от стиля, присущего той или иной
семье, она как мы уже сказали,
всегда играет кардинальную роль в
воспитании ребенка. И именно семья
является причиной возникновения педагогической
запущенности ребенка, так как ребенок
постоянно находится в
Как правило,
семья педагогически
1.структура семьи,
2.ее образовательный и культурный уровень,
3.нравственный облик семьи,
4.отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Остановимся подробнее на этих параметрах, так как именно они и указывают на благополучие или не благополучие семьи, следовательно, на наличие неблагоприятных факторов в рамках семьи, влияющих на возникновение педагогической запущенности.
1. Наиболее
типичный недостаток структуры
семьи педагогически
Не проходит
бесследно для детей и развод
родителей, даже без предшествующих
ему в присутствии детей
Не легче
бывает положение детей и после
развода, т.к. развод не снимает противоречий
между родителями, и они находят
свое проявление в последующем по
отношению к ребенку, и в решении
вопроса о том, встречается ему
или не встречаться с родителем
оставившем семью. Сравнительно редки
случаи, когда этот вопрос решается
безболезненно для ребенка, он продолжает
общаться с обоими родителями, не испытывая
какого-либо отрицательного влияния. Чаще
ребенка или даже подростка оставляют
на воспитание матери, хотя далеко и
всегда её педагогические преимущества
налицо. Она препятствует встречам
ребенка с отцом, порой сознательно
или несознательно
2. Общеобразовательный
и культурный уровень семей
педагогически запущенных
Матери, характеризующиеся аморальным поведением, наносят своим детям двойной вред. Во-первых, они, естественно, оказывают на детей прямое аморальное поведение, приобщая их к алкоголю и беспорядочной половой жизни. Во-вторых, в большинстве случаев такие матери просто не занимаются своими детьми, которые становятся безнадзорными.
3. По отношению
родителей к воспитанию своих
детей семьи педагогически
Вторая группа
- семья, где ребенок - объект безрассудного
обожания, где ему все дозволено,
все внимание сосредоточено на нем
при безразличном или отрицательном
отношении ко всем прочим, окружающим
его в школе, детям. Категория
несколько более
Третья группа
- более распространена среди семей
педагогически запущенных школьников,
а среди семей
Самая большая группа семей педагогически запущенных школьников четвертая, составляющая основную, преобладающую долю. Это родители, которые не занимаются воспитанием своих детей, действуя по "формуле": "Мы их отдали в школу, пусть там и воспитывают". В этой группе семей можно выделить три достаточно четкие и типичные подгруппы:
1. с признаками указанной выше третьей группы (аморальные семьи),
2. родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей,
3. большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должное внимание ребенку.
Во всех
этих группах неизбежна
Таким образом, существует много подходов к изучению семей, так как влияние этого фактора на развитие детей уже давно отмечено учеными. Мы не ставили перед собой цель их все изучить, однако надо отметить, что при анализе этого фактора и его влияния на возникновение педагогической запущенности нужно обратить внимание на выше рассмотренные параметры: материальное положение и условия проживания, структура семьи (участие обоих родителей в воспитании), образовательный и культурный уровень родителей, отношение к воспитанию и стиль воспитания (А.В. Баркан указала на 11 неправильных стилей, из которых наиболее известны – гиперопека и безнадзорность).
4) Общество сверстников - во многом модель взрослого общества. Здесь дети, учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых:
Основа общества сверстников - неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. Но на самом деле это не так, этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко ещё более жестких, чем в среде взрослых. И все-таки, чем старше школьник, тем настоятельней у него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную возможность реализовать себя и внутренне, и внешне, потому, что в компаниях сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. В это же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.
Общество сверстников - это не только неформальные группы, это и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а так же детские и юношеские организации.
Группа сверстников может иметь и криминальный характер, иметь антисоциальную направленность, что, конечно же, отрицательно сказывается на самом ребенке, входящем в такую группу.
Влияние соответствующей
группировки на подростка зависит
в немалой мере от роли, которую
он в этой группировке играет. Если
он чувствует себя "своим", испытывает
определенный психологический комфорт,
влияние оказывается
Но очень часто ребенок, попавший в антисоциальную группировку, не может противостоять требованиям и нормам, принятым в этой группе. И поэтому можно с уверенностью сказать, что общество сверстников – очень сильный и серьезный фактор возникновения педагогической запущенности, а точнее - ее дальнейшего развития. Так как уже сказано было, что самым главным является фактор семьи и семейного воспитания.
Как правило,
педагогически запущенный ребенок,
является непризнанным в классе, утвержденным,
все это толкает его к
Исследования М.А. Алемаскина показали, что социальная изоляция, отверженность подростка в учебном коллективе неизбежно приводит его к поискам иной среды общения и удовлетворения потребности в престиже в антиобщественных группировках /2/.
Неофициальные
объединения, группировки педагогически
запущенных подростков, по сравнению
с обычными ученическими коллективами,
менее прочны, личность в таких
объединениях часто характеризуется
выраженными
Все это еще раз доказывает, что общество сверстников оказывает большое влияние не только на возникновение, но и на проявление педагогической запущенности ребенка.