Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

За двумя  зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Как две капли  воды.

 

ТРИ

От горшка три  вершка.

Обещанного  три года ждут.

Не узнавай  друга в три дня – узнавай в три года.

 

ЧЕТЫРЕ

На все четыре стороны.

Конь о четырёх  ногах, да и то спотыкается.

Без четырёх  углов изба не рубится.

ПЯТЬ

Знать, как свои пять пальцев.

Пятое колесо в  телеге.

С пятого на десятое…

 

СЕМЬ

Семь бед  – один ответ.

Семь раз  примерь – один отрежь.

Семеро одного не ждут.

 

ВОСЕМЬ

Весна да осень  – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

 

ДЕВЯТЬ

Девятый вал.

За тридевять  земель, в тридевятом царстве.

 

ДЕСЯТЬ

Дело десятое.

Не трусливого десятка.

С пятого на десятое.

 

СЧИТАЛКИ

Вышли мышки, как-то раз

Поглядеть, который  час,

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули  за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон!

 

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались  поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два –  шли утята,

Три, четыре –  шли домой.

Вслед за ними плёлся пятый,

Впереди бежал  шестой, а седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

Где вы? Где вы?

Не пищи!

Мы тут рядом…поищи.

 

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки  на квартире.

К ним повадился  сам – друг,

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука давай  попросим:

«Ты, обжора, не ходи».

Ну-ка, Машенька, води!

 

Чайки жили у  причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять –

Помоги их сосчитать

 

Раз, два, три, четыре, пять

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить…

Сколько в комнате  углов,

Сколько ног  у воробьёв,

Сколько пальцев  на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке  копеек!

 

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили  с ним,

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать  – 

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Чтоб лететь нам на планету.

Смастерили  мы ракету.

Раз, два, три  –

Полети сегодня  ты.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Коля будет  начинать.

Пчёлы в поле полетели,

 Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы  на цветы,

мы  пугаем –  водишь ты!

 

 

Приложение 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Раз, два –  стоит ракета,

Три, четыре –  самолет,

Раз, два –  хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи  шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора опять  писать.

 

Зайке холодно  сидеть,

Надо лапочки  согреть.

Лапки вверх, лапки  вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька  скакать.

Прыгать заинька  горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

 

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три  кивка,

На четыре –  руки шире,

Пять, шесть  – тихо сесть.

Семь, восемь –  лень отбросим.

 

Столько раз  поднимем руки,

Сколько точек  в этом круге.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем  наклонов.

Приседаем столько  раз,

Сколько бабочек  у нас.

 

 

 

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКА

 

Игра  «Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед - это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

«Теремок»

 

Кисти рук подняты  на уровень шеи, кончики пальцев  соединены, изображая крышу.

Стоит в поле теремок,    (пальцы раздвинуть в стороны)

На двери  весит замок,    (пальцы переплетены в замок)

Открывает его  волк:      (движения сомкнутыми кистями влево, вправо)

Дерг-дерг, дерг-дерг   (движения сомкнутыми кистями к себе, от себя)

Пришел Петя-петушок    (пальцы подняты вверх, изображая гребешок)

И ключом открыл замок.   (пальцы размыкаются и соединяются, изображая         крышу)

«Пальчики»

Раз - два - три - четыре - пять — 

Вышли пальчики гулять.

Раз - два - три - четыре - пять — 

В домик спрятались опять.

Поочередно  разгибать все пальцы, начиная  с мизинца, затем сгибать их в  том же порядке.

 

 

 

 

«Здравствуй»

 

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный  ветерок,

Здравствуй, маленький  дубок!

Мы живем  в одном краю —

Всех я вас  приветствую!

Пальцами  правой руки по очереди «здороваться»  с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 

 

 

Игра  «Разожми свой кулачок»

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоём  живёт 

Славная семейка.

Первый палец  самый главный.

Он как папа, он большой.

И совсем  похож  на маму

Указательный, второй.

Третий палец  – средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвёртый  – очень странный,

Оттого, что  безымянный.

У него, как у  щенка,

Нету имени  пока.

А мизинец – пятый пальчик,

Как его мне  не узнать?

Это ты и есть, мой мальчик,

Научившийся  считать.

 

 

Приложение 9

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1.

Жили мужик  да баба. У них была дочка да сынок  маленький.

—Доченька, —  говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек и по два пряника — тебе и брату.

Вопрос:

Сколько пряников купит мать детям? (Четыре)

 

Задача  2.

Жила-была в  одной деревне девочка. Звали  ее Машенька. Пошла как-то девочка  в лес за грибами. Гуляла по лесу от подберезовика до подосиновика, от опят до лисичек и не заметила, как стемнело. Испугалась Машенька. Видит, что потеряла дорогу домой. Ходила, ходила по лесу и наткнулась па дом. Постучала — никто не отвечает. Зашла в горницу и видит — стоит большой стол, а возле стола стулья. Первый стул самый высокий, второй чуть пониже, а третий самый низкий.

Вопросы:

Сколько всего было стульев? (3)

Сколько медведей жило в избушке? (3)

Сколько взрослых зверей? (2)

Сколько детенышей? (1)

Каким был первый стул по высоте? (Самым высоким).

 

Задача 3.

Красная Шапочка  в воскресенье проснулась очень  рано. Ведь сегодня у бабушки был день рождения. Мама испекла для бабушки 5 пирожков, а Красная Шапочка по дороге к бабушке в лесу сорвала несколько ромашек, их было на 2 больше, чем пирожков.

Вопрос.

Сколько ромашек было у девочки? (Семь)

 

Задача 4.

Карабас Барабас  дал Буратино 5 золотых монет. Хитрая Лиса Алиса и ее верный друг Кот  Базилио, узнав это, решили перехитрить  деревянного мальчика. Они сказали ему, что есть такое поле чудес, на котором эти монеты можно посадить, и на следующий день на этом месте вырастет  Золотое дерево, на котором вместо листочков будут висеть золотые монеты. И станет у Буратино на 2 монеты больше, чем было.

Вопрос:

Сколько люнет будет, если Буратино посадит сваи золотые монты? (Семь)

 

Задача 5.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла  свою пряжу. Пошел старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришел невод с тиною морскою. Вше раз старик закинул свой невод, пришел невод с двумя рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришел невод, а там еще 4 рыбки.

Вопросы:

Сколько морских рыбок поймал старик? (6).

Сколько раз старик закинул свой невод? (3).

 

Задача 6.

Муха, Муха-Цокотуха,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Позолоченное  брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку  нашла,

Пошла Муха на базар,

Купила самовар  и пряники.

За свою покупку  она уплатила 8 рублей. Самовар стоил 6 рублей, а остальные деньги она уплатила за пряники.

Вопрос: Сколько стоили пряники? (2 рубля)

 


Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду