Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Содержание  игры: Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий  бросает  кому – то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

 

19. «Которой  игрушки не стало?»

Дидактическая цель: закрепление порядкового и количественного счёта.

Оборудование: игрушки.

Содержание  игры: Воспитатель выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, воспитатель убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

 

20. «Кто  первый назовёт?»

Дидактическая цель: закрепление порядкового и количественного счёта.

Оборудование: Картинки, на которых в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы.

Содержание  игры: Ведущий договаривается, откуда начинать пересчёт предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на  указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

 

21. «Конструктор»

Дидактическая цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются, Тренировка в счёте до 10.

Оборудование: Разноцветные фигуры.

Содержание  игры: Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображённых на листе. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно  начать, обратившись к детям с  такими стихами:

 

Взял треугольник  и квадрат

Из них построил домик.

И этому я  очень рад:

Теперь живёт  там гномик.

 

Квадрат, прямоугольник, круг,

Ещё прямоугольник  и два круга…

И будет очень  рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

 

Я взял три треугольника

И палочку- иголочку.

Их положил  легонько я

И получил вдруг  ёлочку.

 

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок  сделай руль. И что за чудеса –

Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!

 

 

22. «Мальчики»

Дидактическая цель: закрепление счёта и порядковых числительных. Развитие представления: «слева», «справа», «левее», «правее», «между».

Содержание  игры: Воспитатель просит подойти к нему и построиться в шеренгу 6-10 мальчиков. Другие дети должны назвать мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Сколько мальчиков  всего? Кто стоит левее Коли? Кто  – правее Толи? Кто стоит между  Димой и Серёжей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Вася уйдёт домой, сколько останется мальчиков?

 

23. «Сколько? Какой?»

Дидактическая цель: счёт в пределах 10, закрепление порядковых числительных.

Оборудование: цифры.

Содержание  игры: Воспитатель показывает множества предметов, просит сосчитать количество предметов в каждом множестве, исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Дети должны использовать порядковые числительные: первый, второй, третий,…десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй, бабка – третья и т. д.).

 

 

24. «Рассеянный  художник» (1)

Дидактическая цель: развитие наблюдательности. Счёт до 10.

Оборудование: цифры.

Содержание  игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника.

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной

Один  художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав  птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры  и исправь ошибки рассеянного  художника.

 

25. «Рассеянный  художник» (2)

Дидактическая цель: развитие наблюдательности. Счёт до 10.

Оборудование: цифры.

Содержание  игры: Воспитатель показывает детям рисунки, предлагает исправить ошибки художника, поместив у диска телефона правильные цифры из набора.

 

26. «Весёлый  поезд»

Дидактическая цель: упражнение детей в количественном и порядковом счёте, различении цифр, цвета.

Оборудование: Плоский вариант поезда с силуэтами животных, цифры.

Содержание  игры: Воспитатель спрашивает детей: «Вы любите путешествовать?». (Ответы). Тогда угадайте, на чём мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

                                                 (Поезд)

В пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой – кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопрос по аналогии).

Сколько вагонов  у поезда? Каким по порядку стоит  коричневый вагон? Вагон, какого цвета  стоит шестым?  Какой по порядку  вагон находится между оранжевым  и коричневым?  Найди вагон, который  стоит рядом с жёлтым, но не красный. (Ответы детей).

Вагончики весёлые  бегут, бегут, бегут.

       Их круглые колёсики всё тук  да тук, да тук.

Перечислите по порядку цвета вагонов слева  направо. А теперь наоборот – справа налево. (Ответы детей).

Пронумеруйте  вагоны своего поезда. Какого цвета  девятый вагон? (Ответы детей).

В нашем поезде едут пассажиры – вот они. В  каком по порядку вагоне едет кот? Петух? Красная шапочка?

 

27. «Пошли, пошли, поехали»

Дидактическая цель: упражнение детей в счёте на ощупь.

      Содержание игры: Воспитатель предлагает детям стать в круг, руки спрятать за спину. В руки каждого ребёнка воспитатель вкладывает карточку, на которую нашиты пуговицы от 1 до 5 штук. Они считают пуговицы, держа руки за спиной. На слова:  «У кого пуговица?  У кого 2 пуговицы?» – дети показывают карточку с соответствующим количеством пуговиц.

Воспитатель объясняет  правила игры: «Когда я скажу (пошли, пошли, поехали) - вы держите карточки перед собой, пуговицами вниз, чтобы их не было видно, и передаёте один другому по кругу. Когда я скажу (стой), карточку, которая будет у вас в руках, спрячьте за спину и посчитайте на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подглядывать нельзя!»

Педагог вместе с детьми становится в круг. Игру повторяют несколько раз.

 

28. «Зоопарк»

Дидактическая цель: упражнять в знании цифр и установлении соответствия между числом и цифрой.

Содержание  игры:  Воспитатель предлагает детям отправиться в необыкновенное путешествие – в зоопарк. Выясняет, кто был в зоопарке, и каких зверей он там видел.  Затем дети рассматривают рисунки с изображением животных и называют их, считают их число в каждой клетке и кладут на каждую из них нужную карточку с цифрой.

Вопросы к детям?

  • Сколько жирафов в клетке?  (1)
  • Сколько слонов?  (2)
  • Сколько из них больших? Сколько маленьких?
  • Сколько медведей? (3)  И т.д.
  • Кого больше: слонов или медведей? И на сколько?
  • Кого меньше: оленей или зебр? (Зебр меньше, чем оленей. Зебр 5, а оленей 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

СТИХОТВОРЕНИЯ

Вот один, иль  единица,

Очень тонкая, как  спица.

А вот это  цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост  за нею.

А за двойкой  — посмотри

Выступает цифра  три.

Тройка —  третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя  идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла  плясать

По бумаге цифра  пять,

Руку вправо протянула,

Ножку круто  изогнула.

Цифра шесть  — дверной  замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка-кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки  два кольца

Без начала и  конца.

Цифра девять, иль  девятка,— 

Цирковая акробатка,

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде  буквы  О —

Это нуль, иль  ничего.

Круглый ноль такой  хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним,

Единицу примостим.

Он  побольше станет весить, 

 Потому что  это — десять.     С. Маршак  «От 1 до 10».

Похожа единица  на крючок,

А может, на обломанный сучок.

Два — похожа  на гусенка

С длинной шеей, клювом тонким.

Цифра три —

Словно ласточка, смотри!

Гляди, четыре —  это стул,

Который я перевернул.

На что похожа цифра пять?

На серп, конечно, как не знать!

Семь — точно  острая коса.

Коси  коса, пока роса.

Цифра восемь так  вкусна — 

Из двух бубликов она.  Г. Виеру.

 

ЗАГАДКИ

1. Для уборки  урожая                                   6. На дворе переполох

    На  поля я выезжаю.                                      С неба сыплется горох,

    И  за несколько машин                                  Съела ШЕСТЬ горошин Нина

    Там  работаю ОДИН.  (Комбайн)                У неё теперь ангина. (Град)

 

2. Вид её, как  запятая,                                    7. Что это за СЕМЬ братьев:

   Хвост  крючком, и не секрет:                           годами равные,

   Любит  всех она лентяев,                                  Именами разные?

   А её  лентяи  - нет. (ДВОЙКА)                         (Дни недели)

 

3. Возле леса  на опушке                                  8. Я так мила, я так кругла

   ТРОЕ  их живут в избушке.                             Я состою из ДВУХ  кружков.

   Там ТРИ  стула и ТРИ кружки,                        Как рада я, что я нашла

   ТРИ кровати,  ТРИ подушки,                           Себе таких, как вы, дружков.

   Угадайте  без подсказки,                                   Какая цифра это сказала?

   Кто герои  этой сказки?                                      (ВОСЕМЬ)

               (ТРИ медведя, Машенька)

 

4. У него ЧЕТЫРЕ лапки,                                 9. Отгадайте-ка, ребятки,

   Лапки  – цап –царапки,                                       Что за цифра-акробатка?

    ПАРА  чутких ушей.                                           Если на голову встане

    Он гроза для мышей. (Кот)                              Ровно на ТРИ меньше станет.

  (ДЕВЯТЬ)

 

5. Дом на рельсах  тут как тут,                         10. Проживают в трудной книжке

   Всех  умчит он в ПЯТЬ минут.                           Хитроумные братишки.

   Ты садись  и не зевай,                                          ДЕСЯТЬ их, но братья эти

   Отправляется… (Трамвай)                                Сосчитают всё на свете.

                                                                                     (Цифры)

 

СКОРОГОВОРКИ

  • В один клин

Клим, колоти.

  • Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки  – два ведра.

  • Три сороки -  тараторки

Тараторили  на горке.

  • У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
  • Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Сидели, свистели семь свиристелей.
  • Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
  • Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

  • Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка

 

                        ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

ОДИН

Один за всех, все за одного.

Один ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

 

ДВА

Два сапога –  пара.

Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду