Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа
Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77
Содержание игры: Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому – то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
19. «Которой игрушки не стало?»
Дидактическая цель: закрепление порядкового и количественного счёта.
Оборудование: игрушки.
Содержание игры: Воспитатель выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, воспитатель убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.
20. «Кто первый назовёт?»
Дидактическая цель: закрепление порядкового и количественного счёта.
Оборудование: Картинки, на которых в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы.
Содержание игры: Ведущий договаривается, откуда начинать пересчёт предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
21. «Конструктор»
Дидактическая цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются, Тренировка в счёте до 10.
Оборудование: Разноцветные фигуры.
Содержание игры: Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображённых на листе. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.
Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:
Взял треугольник и квадрат
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Ещё прямоугольник и два круга…
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку- иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг ёлочку.
Вначале выбери два круга-колеса,
А между ними помести-ка треугольник.
Из палок сделай руль. И что за чудеса –
Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!
22. «Мальчики»
Дидактическая цель: закрепление счёта и порядковых числительных. Развитие представления: «слева», «справа», «левее», «правее», «между».
Содержание игры: Воспитатель просит подойти к нему и построиться в шеренгу 6-10 мальчиков. Другие дети должны назвать мальчиков, а затем ответить на вопросы.
Сколько мальчиков всего? Кто стоит левее Коли? Кто – правее Толи? Кто стоит между Димой и Серёжей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Вася уйдёт домой, сколько останется мальчиков?
23. «Сколько? Какой?»
Дидактическая цель: счёт в пределах 10, закрепление порядковых числительных.
Оборудование: цифры.
Содержание игры: Воспитатель показывает множества предметов, просит сосчитать количество предметов в каждом множестве, исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Дети должны использовать порядковые числительные: первый, второй, третий,…десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй, бабка – третья и т. д.).
24. «Рассеянный художник» (1)
Дидактическая цель: развитие наблюдательности. Счёт до 10.
Оборудование: цифры.
Содержание игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника.
Начать игру можно так:
«На улице Бассейной
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника.
25. «Рассеянный художник» (2)
Дидактическая цель: развитие наблюдательности. Счёт до 10.
Оборудование: цифры.
Содержание игры: Воспитатель показывает детям рисунки, предлагает исправить ошибки художника, поместив у диска телефона правильные цифры из набора.
26. «Весёлый поезд»
Дидактическая цель: упражнение детей в количественном и порядковом счёте, различении цифр, цвета.
Оборудование: Плоский вариант поезда с силуэтами животных, цифры.
Содержание игры: Воспитатель спрашивает детей: «Вы любите путешествовать?». (Ответы). Тогда угадайте, на чём мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
В пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой – кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопрос по аналогии).
Сколько вагонов
у поезда? Каким по порядку стоит
коричневый вагон? Вагон, какого цвета
стоит шестым? Какой по порядку
вагон находится между
Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут.
Их круглые колёсики всё тук да тук, да тук.
Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот – справа налево. (Ответы детей).
Пронумеруйте вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? (Ответы детей).
В нашем поезде едут пассажиры – вот они. В каком по порядку вагоне едет кот? Петух? Красная шапочка?
27. «Пошли, пошли, поехали»
Дидактическая цель: упражнение детей в счёте на ощупь.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям стать в круг, руки спрятать за спину. В руки каждого ребёнка воспитатель вкладывает карточку, на которую нашиты пуговицы от 1 до 5 штук. Они считают пуговицы, держа руки за спиной. На слова: «У кого пуговица? У кого 2 пуговицы?» – дети показывают карточку с соответствующим количеством пуговиц.
Воспитатель объясняет правила игры: «Когда я скажу (пошли, пошли, поехали) - вы держите карточки перед собой, пуговицами вниз, чтобы их не было видно, и передаёте один другому по кругу. Когда я скажу (стой), карточку, которая будет у вас в руках, спрячьте за спину и посчитайте на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подглядывать нельзя!»
Педагог вместе с детьми становится в круг. Игру повторяют несколько раз.
28. «Зоопарк»
Дидактическая цель: упражнять в знании цифр и установлении соответствия между числом и цифрой.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям отправиться в необыкновенное путешествие – в зоопарк. Выясняет, кто был в зоопарке, и каких зверей он там видел. Затем дети рассматривают рисунки с изображением животных и называют их, считают их число в каждой клетке и кладут на каждую из них нужную карточку с цифрой.
Вопросы к детям?
Приложение 7
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
СТИХОТВОРЕНИЯ
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять,
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка-кочерга.
У неё одна нога.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка,—
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О —
Это нуль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим.
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять. С. Маршак «От 1 до 10».
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
Два — похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким.
Цифра три —
Словно ласточка, смотри!
Гляди, четыре — это стул,
Который я перевернул.
На что похожа цифра пять?
На серп, конечно, как не знать!
Семь — точно острая коса.
Коси коса, пока роса.
Цифра восемь так вкусна —
Из двух бубликов она. Г. Виеру.
ЗАГАДКИ
1. Для уборки
урожая
На
поля я выезжаю.
И
за несколько машин
Там работаю ОДИН. (Комбайн) У неё теперь ангина. (Град)
2. Вид её, как
запятая,
Хвост
крючком, и не секрет:
Любит
всех она лентяев,
А её
лентяи - нет. (ДВОЙКА)
3. Возле леса
на опушке
ТРОЕ
их живут в избушке.
Там ТРИ
стула и ТРИ кружки,
ТРИ кровати,
ТРИ подушки,
Угадайте
без подсказки,
Кто герои
этой сказки?
(ТРИ медведя, Машенька)
4. У него ЧЕТЫРЕ лапки,
Лапки
– цап –царапки,
ПАРА
чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
(ДЕВЯТЬ)
5. Дом на рельсах
тут как тут,
Всех
умчит он в ПЯТЬ минут.
Ты садись
и не зевай,
Отправляется… (Трамвай)
СКОРОГОВОРКИ
Клим, колоти.
Возле кадки – два ведра.
Тараторили на горке.
Несли сорок грошей.
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
ОДИН
Один за всех, все за одного.
Один ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
ДВА
Два сапога – пара.