Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Для развития количественных представлений (количественного и порядкового счета) у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующие игры: «Сколько», «Хлопки», «Стук-стук», «Веселый счет»,   «Считай - не ошибись», «Весёлый поезд», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Которой игрушки не стало», «Сколько? Какой?», «Мальчики», «Кто первый назовёт?» и др.

Игры «Покажи, что больше, что меньше», «Кто знает, пусть дальше считает», «Чего не стало» «Рассеянный художник», «Сколько? Какой?» и др. используются для закрепления умения считать в прямом и называть числа в обратном порядке, а также активизации в речи количественных (один, два,...) и порядковых (первый, второй,...) числительных в пределах 10, 20.

Игры «Назови  соседей», «Составим поезд» и др. применяются с целью закрепления у детей представления о числе («соседи» числа, последующее, предыдущее число).

Игры «Лучший  счётчик», «Хлопки», «Построим домик  для рыбок», «Число и цифру я  знаю», «Путаница», «Построим домик», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Что изменилось?» -  с целью упражнения в знании цифр   и установления соответствия между множеством, числом и цифрой (Приложение 5, 6).

Задания в отдельных  играх необходимо индивидуализировать. Если ребенок, испытывает трудности при усвоении некоторых количественных представлений, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует дошкольника на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, следует давать более усложненное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре (32,15).

Основная особенность  дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они  создаются взрослыми в целях  воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

С точки зрения С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, возможность  обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует заметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них  побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста (16, 322–323).

В практике накоплен достаточный опыт применения дидактических игр как средства «практикования», закрепления знаний детей. Они могут ввести ребенка через принятую им роль в определенную ситуацию, побуждающую его действовать, так или иначе. Эта важная функция дидактической игры общеизвестна и бесспорна.

В дошкольной педагогике существуют различные классификации  игр.

С точки зрения А.К. Бондаренко игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных  игр у детей воспитывают желание  заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат (7, 16-20).

А.К.Бондаренко раскрывает определенную структуру дидактической игры, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры является и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Рассмотрим  приемы и методы руководства дидактическими играми.

Прежде чем  начать игру, необходимо вызвать у  детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса и т.д. Используя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения. Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая руководит, сближает их, укрепляет дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснения правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель от детей. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются краткостью и выразительностью.

Воспитатель с  самого начала и до конца активно  вмешивается в ее ход: отмечает удачные  решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых и  т. д.

Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежит ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Анализируя  игру, воспитатель обязательно подчеркивает, что дети выполнили добросовестно правила игры, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечает тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались правильно выполнить задание  (7, 21–31).

Таким образом, дидактическая игра занимает важное место в жизни детей. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и игровые правила.  Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Большую помощь дошкольникам в овладении элементарными  математическими знаниями и умениями, как отмечает А.А. Смоленцева, могут оказать сюжетно-дидактические игры (40, 9).

Так, в игре «Зоопарк»  закрепляются навыки количественного  и порядкового счета, совершенствуется умение раскладывать предметы по убывающей величине, уточняется понимание детьми относительного характера величины. Выделяются роли рабочих зоопарка и его посетителей. Рабочие зоопарка должны разместить обитателей зоопарка (медведя, волка и зайца) в клетки таким образом, чтобы в самой большой оказался медведь, в клетке поменьше — волк, а в маленькой клетке — заяц. Посетители зоопарка определяют количество клеток, место, на котором должна находиться клетка с тем или иным зверем. В зоопарке появляется слон. Рабочие зоопарка подбирают для него клетку соответствующей величины. Посетители определяют его место в ряду. При этом дети устанавливают, что медведь, бывший в ряду зверей самым большим, оказался маленьким по сравнению со слоном. Затем в зоопарк привозят ежа, которому также требуется найти клетку и определить его место в ряду. Дети определяют, что заяц, бывший до этого в ряду зверей самым маленьким, оказался большим по сравнению с ежом.

Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад» и  т. д. (40, 21).  В данные игры могут играть дети разных возрастов. Воспитателю следует продумывать организацию и проведения игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Кроме разнообразных  игр, среди средств, используемых для  развития  количественных представлений у дошкольников в разновозрастной группе можно использовать стихи, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковую  гимнастику,  занимательные задачи и другие.

Рассмотрим, как в обучении дошкольников на занятиях по математике можно использовать стихи.  Например, знакомство с цифрами можно сопровождать изучением стихотворений Ю. Яковлева, С. Маршака, Г. Виеру  и других (Приложение 7). Они помогут детям лучше усвоить названия цифр, познакомиться с особенностями их написания. Детям не всегда легко даётся различение количественных и порядковых числительных, понимание их смысла, усвоение последовательности чисел в ряду. Поэтому для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия, полезно использовать стихотворения, в которых числительные выступают как в роли порядкового номера, так и в качестве характеристики.

Неоценима роль малых фольклорных жанров, которые также можно использовать при формировании количественных представлений у дошкольников. Загадки не только развлекают детей, дают возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляют их задуматься, развивают самостоятельность, инициативу, направляют на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. В загадках математического содержания анализируется предмет или явление с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Полезным для этого может стать как сам текст загадки, в котором встречается математическое понятие, так и отгадка.

Загадка может  служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение и т.д.). Во-вторых, для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, геометрических фигурах, пространственно-временных отношениях.

Большое внимание на занятиях по математике педагог должен уделять технике речи (правильному дыханию, дикции, умению  управлять своим голосом и т.д.). С этой целью в работе с дошкольниками в разновозрастной группе можно широко использовать скороговорки, в которых встречаются числа. Например: «У четырёх черепашат по четыре черепашонка». «Опять пять ребят нашли у пенька пять опят».

  На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. На селе они часто встречаются в речи взрослых, поэтому их тоже целесообразно включать в занятия и другие виды деятельности в условиях разновозрастной группы (Приложение 7).

Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления  умения вести счет в прямом направлении  и называть числа в обратном порядке. Дети любят и надолго запоминают считалки (Приложение 7). Чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. В таком случае выбор будет более справедливым. Например:

 

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Выплыл ясный  месяц.

  Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.


 

В структуре каждого занятия  в разновозрастной группе предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это могут быть динамические упражнения с речевым сопровождением или пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений дошкольников  и будут способствовать развитию количественных представлений (49, 54).

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

 

Пальчиковые игры могут быть использованы в качестве физкультминутки и для отработки  навыков счета (Приложение 8). Например,  игра «Пальчики».

Раз – два  – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два  – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

 

Дети должны поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать  их в том же порядке.

В детском саду дошкольники знакомятся с простыми задачами и арифметическими действиями - сложением и вычитанием. Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представление об окружающем.

Особый интерес  вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Несколько необычными и повышающими интерес у детей  к предмету являются задачи в стихах. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать (49, 48).

В процессе решения  задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают.

Приведенные ниже задачи можно использовать в работе с дошкольниками (Приложение 9).

Задача 1.

       Жили себе дед да баба,

И была у них  курочка ряба.

Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду