Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа
Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77
Для развития количественных представлений (количественного и порядкового счета) у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующие игры: «Сколько», «Хлопки», «Стук-стук», «Веселый счет», «Считай - не ошибись», «Весёлый поезд», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Которой игрушки не стало», «Сколько? Какой?», «Мальчики», «Кто первый назовёт?» и др.
Игры «Покажи, что больше, что меньше», «Кто знает, пусть дальше считает», «Чего не стало» «Рассеянный художник», «Сколько? Какой?» и др. используются для закрепления умения считать в прямом и называть числа в обратном порядке, а также активизации в речи количественных (один, два,...) и порядковых (первый, второй,...) числительных в пределах 10, 20.
Игры «Назови соседей», «Составим поезд» и др. применяются с целью закрепления у детей представления о числе («соседи» числа, последующее, предыдущее число).
Игры «Лучший счётчик», «Хлопки», «Построим домик для рыбок», «Число и цифру я знаю», «Путаница», «Построим домик», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Что изменилось?» - с целью упражнения в знании цифр и установления соответствия между множеством, числом и цифрой (Приложение 5, 6).
Задания в отдельных играх необходимо индивидуализировать. Если ребенок, испытывает трудности при усвоении некоторых количественных представлений, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует дошкольника на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, следует давать более усложненное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре (32,15).
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
С точки зрения С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует заметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста (16, 322–323).
В практике накоплен достаточный опыт применения дидактических игр как средства «практикования», закрепления знаний детей. Они могут ввести ребенка через принятую им роль в определенную ситуацию, побуждающую его действовать, так или иначе. Эта важная функция дидактической игры общеизвестна и бесспорна.
В дошкольной педагогике существуют различные классификации игр.
С точки зрения А.К. Бондаренко игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных
игр у детей воспитывают
А.К.Бондаренко раскрывает определенную структуру дидактической игры, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры является и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Рассмотрим приемы и методы руководства дидактическими играми.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса и т.д. Используя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения. Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая руководит, сближает их, укрепляет дружбу.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснения правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель от детей. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются краткостью и выразительностью.
Воспитатель с самого начала и до конца активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых и т. д.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежит ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Анализируя
игру, воспитатель обязательно
Таким образом, дидактическая игра занимает важное место в жизни детей. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и игровые правила. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Большую помощь дошкольникам в овладении элементарными математическими знаниями и умениями, как отмечает А.А. Смоленцева, могут оказать сюжетно-дидактические игры (40, 9).
Так, в игре «Зоопарк» закрепляются навыки количественного и порядкового счета, совершенствуется умение раскладывать предметы по убывающей величине, уточняется понимание детьми относительного характера величины. Выделяются роли рабочих зоопарка и его посетителей. Рабочие зоопарка должны разместить обитателей зоопарка (медведя, волка и зайца) в клетки таким образом, чтобы в самой большой оказался медведь, в клетке поменьше — волк, а в маленькой клетке — заяц. Посетители зоопарка определяют количество клеток, место, на котором должна находиться клетка с тем или иным зверем. В зоопарке появляется слон. Рабочие зоопарка подбирают для него клетку соответствующей величины. Посетители определяют его место в ряду. При этом дети устанавливают, что медведь, бывший в ряду зверей самым большим, оказался маленьким по сравнению со слоном. Затем в зоопарк привозят ежа, которому также требуется найти клетку и определить его место в ряду. Дети определяют, что заяц, бывший до этого в ряду зверей самым маленьким, оказался большим по сравнению с ежом.
Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад» и т. д. (40, 21). В данные игры могут играть дети разных возрастов. Воспитателю следует продумывать организацию и проведения игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Кроме разнообразных игр, среди средств, используемых для развития количественных представлений у дошкольников в разновозрастной группе можно использовать стихи, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, занимательные задачи и другие.
Рассмотрим, как в обучении дошкольников на занятиях по математике можно использовать стихи. Например, знакомство с цифрами можно сопровождать изучением стихотворений Ю. Яковлева, С. Маршака, Г. Виеру и других (Приложение 7). Они помогут детям лучше усвоить названия цифр, познакомиться с особенностями их написания. Детям не всегда легко даётся различение количественных и порядковых числительных, понимание их смысла, усвоение последовательности чисел в ряду. Поэтому для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия, полезно использовать стихотворения, в которых числительные выступают как в роли порядкового номера, так и в качестве характеристики.
Неоценима роль малых фольклорных жанров, которые также можно использовать при формировании количественных представлений у дошкольников. Загадки не только развлекают детей, дают возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляют их задуматься, развивают самостоятельность, инициативу, направляют на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. В загадках математического содержания анализируется предмет или явление с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Полезным для этого может стать как сам текст загадки, в котором встречается математическое понятие, так и отгадка.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение и т.д.). Во-вторых, для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, геометрических фигурах, пространственно-временных отношениях.
Большое внимание на занятиях по математике педагог должен уделять технике речи (правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т.д.). С этой целью в работе с дошкольниками в разновозрастной группе можно широко использовать скороговорки, в которых встречаются числа. Например: «У четырёх черепашат по четыре черепашонка». «Опять пять ребят нашли у пенька пять опят».
На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. На селе они часто встречаются в речи взрослых, поэтому их тоже целесообразно включать в занятия и другие виды деятельности в условиях разновозрастной группы (Приложение 7).
Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом направлении и называть числа в обратном порядке. Дети любят и надолго запоминают считалки (Приложение 7). Чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. В таком случае выбор будет более справедливым. Например:
Один, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, Девять, десять. Выплыл ясный месяц. |
Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один. В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать. |
В структуре каждого занятия в разновозрастной группе предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это могут быть динамические упражнения с речевым сопровождением или пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений дошкольников и будут способствовать развитию количественных представлений (49, 54).
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Пальчиковые игры
могут быть использованы в качестве
физкультминутки и для
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Дети должны поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
В детском саду дошкольники знакомятся с простыми задачами и арифметическими действиями - сложением и вычитанием. Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представление об окружающем.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Несколько необычными и повышающими интерес у детей к предмету являются задачи в стихах. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать (49, 48).
В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают.
Приведенные ниже задачи можно использовать в работе с дошкольниками (Приложение 9).
Задача 1.
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.