Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа
Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА дошкольной педагогики и психологии
РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ДЕТСКОМ САДУ
Дипломная работа
студентки 6 курса 060153 группы
Гончаренко Лилии Васильевны
БЕЛГОРОД, 2007
Оглавление
Введение………………………………………………….……
Глава
1. Теоретические основы развития количественных
представлений у детей дошкольного
возраста в малокомплектном детском саду……………………………………………………………………
1.1 Особенности организации
1.2 Анализ современных программ
для дошкольных
1.3 Дидактические основы
1.4 Средства развития
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по развитию количественных представлений
у старших дошкольников в малокомплектном
детском саду…………………………………………….……………………
2.1 Определение уровня сформирован
2.2 Практическая работа по
2.3
Анализ результатов эксперимент
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.
В связи с возникшими демографическими проблемами (снижение рождаемости детей) наблюдается тенденция роста малокомплектных детских дошкольных учреждений и в малых городах России. В условиях сохранения и возрождения малокомплектных детских садов обострилась проблема воспитания и обучения детей в разновозрастных группах и, в частности, проблема своевременного и полноценного математического развития дошкольников. К менее изученным и слабо освещенным в научной литературе относятся вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, в том числе и количественных, в условиях малокомплектного детского сада (разновозрастной группы).
Организация педагогического процесса в малокомплектном детском саду имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В работах В.Н. Аванесовой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, И.С. Дёминой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньковской, С.Г. Якобсон и др. отмечается, что само по себе пребывание детей разного возраста в одной группе не гарантирует продуктивного их взаимодействия. Необходимы усилия педагогов, направленные на организацию совместной деятельности дошкольников в процессе воспитания и обучения.
Проблема совместного пребывания детей разного возраста как предмет исследования была поставлена современными учеными: Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон (изобразительная деятельность); А.Г. Арушановой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, В.В. Стерликовой, Л.К. Фоменко (развитие речи); В.Г. Щур (физическая культура); А.Н. Давидчук, Е.Б. Давидович, Т.А.Макеевой, Н.П.Туркулец (игровая и учебная деятельность детей с сенсорным и познавательном содержанием).
К менее изученным и слабо освещенным в научной литературе относятся вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, в том числе и количественных. Есть отдельные публикации, где рассматриваются оригинальные форма обучения и методики по развитию элементарных математических представлений в разновозрастных группах малокомплектного детского сада (Е.В.Сербина, Е.И. Щербакова, Л. Щербань и др.)
Проблема развития количественных представлений у детей дошкольного возраста до сих пор остаётся весьма актуальной. Эта актуальность связана с тем, что существуют разные теоретические подходы к этой проблеме. Кроме того, сохраняется большая практическая значимость проблемы. Методику формирования количественных представлений у дошкольников в ДОУ разрабатывали Н.Г. Бакст, А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Т.И. Ерофеева, Н.А. Зайцев, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, З.Г. Пигулевская, Я.Ф. Чекмарев и другие. Однако проблема развития математических представлений, в том числе и количественных, в условиях малокомплектного детского сада (разновозрастной группы) ждет своего решения.
В связи с этим нами выбрана следующая тема исследования: «Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду».
Проблема исследования: каковы особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально
организовано обучение
2) включено использование
разнообразных дидактических
3) создан положительный
эмоциональный фон для
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Этапы исследования:
I этап (май - ноябрь 2005 г.) — подготовительный: выбор и утверждение темы исследования, выбор базы экспериментальной работы (МДОУ Алейниковский детский сад общеразвивающего вида, Алексеевского района, Белгородской области), составление плана работы
II этап (декабрь 2005 г - май 2006 г.) — подготовка теоретической главы дипломной работы.
III этап (июнь 2006 г - январь 2007 г.) — подготовка экспериментальной главы работы, проведение педагогического эксперимента.
IV этап (январь - апрель 2007 г.) — обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База исследования: МДОУ Алейниковский детский сад общеразвивающего вида, Алексеевского района, Белгородской области, старшая группа.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (всего 54 источника), приложение (развитие количественных представлений по программе «Детство», конспекты занятий, дидактические игры, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ДЕТСКОМ САДУ
Важная задача современной педагогики – формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений. Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающимися на достижениях психолого-педагогической науки.
Но существуют малокомплектные детские сады, которые функционируют преимущественно в сельской местности. В настоящее время нет доступного материала для педагогов, работающих в малокомплектных детских садах или разновозрастных группах, созданных при типовых дошкольных учреждениях.
Мы согласны с мнением Щербаковой Е.И., которая считает, что «Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями» (53, 92-93).
Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: потенциально более богатая социальная среда; возможность передачи игры, форм взаимодействия от старших детей младшим (24; 24; 8); общение младших детей со старшими создаёт благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний (С.Н. Лысенкова) и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.
Планирование и организация обучения в малокомплектном детском саду имеют свою специфику.