Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

В малокомплектном  детском саду в одну группу объединяются дети разных возрастов. Это порождает определенные трудности при организации обучения детей, воспитывающихся в таких условиях, и создает предпосылки для налаживания межвозрастного общения. Оптимальным является посещение детьми смежных возрастов разновозрастную группу (В.Н. Аванесова, М.А. Васильева, Е.И. Щербакова, Л. Щербань, А. Щукина и др.)

Таким образом, организация педагогического процесса в малокомплектном детском саду имеет свои особенности, требует от педагогов знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, обучать и воспитывать детей  в условиях разновозрастной группы.

 

1.2. Анализ современных программ для  дошкольных образовательных  учреждений по развитию количественных представлений

у старших  дошкольников

 

 

Современное состояние математического развития дошкольников рассматривается в разных вариативных программах нового поколения: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (2005), «Детство» (2004), «Радуга» (2002), «Математические ступеньки» (1999-2002) и др.

Анализ различных программ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников показывает, что основу их содержания составляют количественные представления, а также представления о величине, геометрических фигурах, о времени и пространстве.

Мы проанализировали содержание  обучения детей количественным  представлениям в вариативных программах нового поколения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (2005) раздел  «Развитие элементарных математических представлений» разработан М.А. Васильевой. Программа  предусматривает развитие у детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

В умственном развитии детей  большое значение имеют занятия  по развитию элементарных математических представлений. Они проводятся, начиная со второй младшей группы. Эти занятия должны быть максимально направлены на развитие у дошкольников логического мышления, на формирование правильных представлений о числе.

Для детей второй младшей группы характерен дочисловой период обучения, который представляет собой развитие элементарных математических понятий о количестве  (33, 78).

В средней группе в разделе по формированию элементарных математических представлений предусматриваются  следующие задачи:

- учить считать  до пяти: называть числительные  по порядку; соотносить каждое  числительное только с одним  предметом пересчитываемой группы; относить последнее число ко всем пересчитанным предметам, например: («Один, два, три – всего три кружочка»);

- учить сравнивать  две группы предметов, именуемые  числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать  на основе счёта представление о равенстве (неравенстве): («Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки. Ёлочек больше, чем зайчиков. Три больше, чем два, а два меньше, чем три»);

- учить уравнивать  неравные  группы  двумя способами,  добавляя к меньшей группе  один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. («К двум зайчикам добавили одного зайчика, зайчиков стало три и ёлочек тоже три. Ёлочек и  зайчиков  поровну (три и три)»; или :  «Ёлочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали  одну ёлочку, их стало тоже два. Ёлочек  и зайчиков  стало  поровну:  два и  два»);

- учить отсчитывать предметы из большего количества; приносить, выкладывать определённое количество предметов по образцу или заданному числу;

- учить считать  предметы на ощупь, на слух, считать движения;

- учить на  основе счёта устанавливать равенство  (неравенство) групп предметов  в ситуациях, когда предметы  в группах расположены на разных  расстояниях друг от друга, когда они отличаются по размерам.

К концу года дети могут:

- считать в пределах пяти (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

- сравнивать  две группы предметов  (33, 107).

В старшей группе знакомят детей с образованием чисел второго  пятка. Учат количественному счёту  в пределах десяти. Продолжают учить порядковому счёту в пределах десяти. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?», («Какой по счёту?»).

- учат сравнивать  рядом стоящие числа в пределах  десяти («шесть больше пяти, а  пять меньше шести») обучение детей сравнению чисел в этой группе ведётся на наглядной основе;

- учат получать  равенства из  неравенства (неравенство  из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («пять меньше шести, если к пяти добавить один предмет, будет шесть, поровну», «шесть больше пяти, если убрать один, то станет по пять, поровну»);

- учат понимать  отношение рядом стоящих чисел  («пять меньше шести на один, шесть больше пяти на один»);

учат составлять равные группы по заданному числу (по восемь, по девять, по десять предметов и другие.)

- знакомят детей  с составом числа из единиц  в пределах пяти (на конкретном материале): пять – это один, один, один, один и ещё один.

К концу года дети могут:

- считать (отсчитывать) в пределах десяти; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

- сравнивать  рядом стоящие числа в пределах  десяти (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого;

- уравнивать  неравное число предметов двумя способами  (33, 140).

В данной программе  обучение дошкольников счёту авторы предлагают начинать со средней группы, то есть, с четырёх лет, а знакомство с цифрой – с подготовительной группы (с шести лет). Мы считаем, что этапы обучения детей дошкольного возраста счёту, знакомству с цифрой, вычислительным действиям раскрыты нерационально. Современными исследователями доказано, что обучение счёту можно начинать гораздо раньше, без нанесения вреда как психологическому, так и физическому развитию ребёнка.

В настоящее  время разработано несколько  вариативных программ.

Остановимся подробнее  на программе «Детство» и её разделе  «Первые шаги в математику», связанном  с развитием математических представлений, в частности количественных представлений.

Программа составлена преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И. Герцена. Начиналась работа под руководством В.И. Логиновой, доктора педагогических наук, профессора. Научные редакторы: Т.И. Бабаева – кандидат педагогических наук, профессор; З.И. Михайлова – кандидат педагогических наук, профессор;  Л.М. Гуревич – кандидат педагогических наук.

«Детство» - программа  развития и воспитания в детском  саду создавалась как программа  обогащённого многогранного развития и воспитания ребёнка – дошкольника в различных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребёнка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становление готовности его к школьному обучению.

В программе  раздел «Первые шаги в математику»  авторы представили пятью темами: 1) свойства; 2) отношения; 3) числа; 4) сохранение количества; 5) последовательность действий (алгоритмы).

Для детей третьего года жизни предусмотрены авторами лишь первые две темы, для детей четвёртого года жизни – четвёртая. Отсутствие в программе для четвёртого года жизни темы «Числа» не означает недоступность использования детьми чисел, а подчёркивает возможность использования иных способов оценки детьми величин, групп предметов.

Тему «счёт» авторы программы «Детство» предлагают вводить со средней группы, так как считают, что дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления на начальной основе устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства связи и зависимости на предметном и числовом уровне (11, 124-130).

В программе  «Детство» в соответствии с возрастными  возможностями детей педагог  создаёт условия для развития у дошкольников представлений о множествах: образование множества предметов, их изображений, геометрических фигур, символов по заданному признаку (признакам); дробление этих множеств на составные части; выделение отдельных предметов – элементов множества; группирование по свойству, характеризующему множество; выявление принадлежности или непринадлежности элементов к данному множеству; сравнение совокупностей предметов по качественным признакам и по количеству – методом наложения, приложения, составления пар, счёта (например, «десять мячей и десять горошин – чего больше?», «два заборчика из восьми дощечек -  частый и редкий – где дощечек больше?»  и т.д.); уравнивание множеств; сравнение двух множеств, доказательство их равночисленности  (или  неравночисленности) с использованием для этого предметов-заместителей, эквивалентов, условных обозначений (точками или геометрическими фигурами), попарное соединение предметов линиями, стрелками.

Педагог развивает  представления детей о числах: способы получения чисел, отличающихся на единицу, с местом и порядком следования чисел в числовом ряду, значение счёта и чисел в разных видах человеческой деятельности, в быту, для ориентировки в окружающей действительности, независимость числа предметов от их несущественных (для математики) признаков: цвета, формы, размера, расстояния между ними, расположения их в пространстве, занимаемой площади, цифра как графический образ числа, количественное и порядковое значение чисел, сравнение чисел и др.

Элементарные  математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) дают возможность оперировать числами, используя их для оценки количества и величин. Становление предпосылок интеллектуальной, творческой деятельности способствует переносу математических знаний, умений в новые условия. Способы действий, которыми овладевают дети, являются своеобразным механизмом освоения программного содержания.

Из анализа программы можно сделать вывод, что этапы овладения элементарными математическими умениями в программе «Детство» очень близки по содержанию к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Обучение счёту, знакомству с числом авторы предлагают начинать с четырёх лет и с этого возраста знакомят с цифрой, что является отличительной особенностью и что на наш взгляд рационально.

Программа «Детство»  предлагает уровневый подход к усвоению математических представлений, в том числе и количественным. Она отводит значительное место использованию дидактических игр в учебно-игровой деятельности (познавательные игры, занятия) и в самостоятельной деятельности детей. Рекомендует использовать сенсорные игры моделирующего характера, специально придуманные педагогами для обучения детей математике.

Дидактические игры приведены в методическом пособии  для воспитателей детского сада «План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду»  (32)  поквартально, в том числе и игры, которые можно использовать для развития количественных представлений.

Например, в  младшей группе для знакомства с  множествами и понятиями «один», «много» предлагаются игры: «Утка  с утятами», «В лесу», «Поезд».

В средней группе для формирования навыков счёта  используются игры: «Сосчитай», «Кто знает, пусть дальше считает», «Чудесный мешочек», «Не ошибись». Для закрепления навыков количественного и порядкового счёта предлагаются игры: «Что изменилось?», «Спортсмены строятся», «Что дальше?». Для знакомства с цифрами – «Угадай», «Цифры заблудились».

В старшей группе  для закрепления счёта до 10 предлагаются игры: «Рассеянный художник», «Считай, не ошибись», «Сколько вместе?». Для  закрепления представлений о порядковом и количественном значении числа приводятся игры: «Сколько? Какой?», «В каком вагоне?», «Какую пуговицу потерял рассеянный?». Для закрепления знаний о числах и цифрах используются дидактические игры: «Убираем цифры», «Бензозаправочная станция».

Кроме дидактических  игр имеются логико-математические игры. В методических рекомендациях к программе «Детство» приведены варианты игр с «жизненным» дидактическим материалом.

Универсальным и уникальным по своим развивающим  возможностям дидактическим материалом являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, применение которых в работе даёт высокий результат, помогает развивать у детей логико-математические представления и умения.

Программа «Математические  ступеньки», автор Е.В. Колесникова (2002) для детей 3-4 лет предполагает в разделе «Количество и счёт»  учить детей сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много; учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов; учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше; учить называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.

Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду