Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Снесла курочка  яичко.

Яичко непростое  — Золотое.

Дед бил, бил  — Не разбил;

Баба била, била — Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Вопрос: Сколько человек били и не разбили яичко? (Двое)

Задача 2.

  Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака-Жучка, кошка-Машка и мышка.

Вопросы:

Сколько человек тянули репку? (3)

Сколько животных помогали тащить репку? (3)

Сколько членов семьи тянули репку?   (6)

Таким образом, особое место на занятиях в малокомплектном  детском саду должно отводиться средствам обучения (дидактическим играм и упражнениям, малым фольклорным жанрам, физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, занимательным задачам и др.), с помощью которых дошкольников знакомят с математическими представлениями и понятиями, в том числе и количественными, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО РАЗВИТИЮ  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  В  МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ДЕТСКОМ САДУ

 

 

2.1   Определение уровня  сформированности  количественных представлений у старших дошкольников

 

 

Изучив психолого-педагогическую и методико-математическую литературу по проблеме исследования, мы приступили к выполнению опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МДОУ Алейниковский детский сад общеразвивающего вида, Алексеевского района, Белгородской области в разновозрастной   группе с детьми старшей подгруппы в количестве 10 человек, из них 4  мальчика и 6 девочек.

Цель  опытно-экспериментальной работы: выявить особенности  развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

Педагогический  эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий,  контрольный.

Цель констатирующего  этапа эксперимента: диагностировать уровень сформированности  количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

При проведении констатирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:

  1. Подобрать диагностические задания для выявления уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников.
  2. Провести диагностику уровня сформированности  количественных представлений у старших дошкольников и обработать полученные результаты.

Как показывает анализ педагогической деятельности, уровень сформированности  количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния  учебно–воспитательной  работы в ДОУ.

В основу индивидуального  обследования были положены диагностические (тестовые) задания, разработанные Г.А. Корнеевой, Т.А. Мусейибовой и В.П. Новиковой.

Для выявления  уровня сформированности количественных представлений  использовались следующие задания:

Задание 1

Цель: проверить умение считать до 10.

  1. Посчитай до 10.

Задание 2

Цель: выявить знание цифр, умение соотносить количество предметов с числом и соответствующей цифрой.

1) Разложи цифры  по порядку от 1 до 9, а затем  назови те цифры, которые   покажу (9, 6, 3, 7).

  1. Отсчитай 8 игрушек, а потом обозначь это количество числом  и соответствующей цифрой.

(Перед ребёнком набор цифр в произвольном порядке, мелкие игрушки)

Задание 3

Цель: проверить умение считать предметы и обозначать их  количество числом, используя в речи порядковые и количественные числительные: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, … десятый; один,  два, три, четыре, пять, … десять, согласовывать числительные с существительными.

  1. Сколько игрушек изображено?
  2. На котором месте находится кукла, клоун, если считать слева направо?

(Перед ребёнком  картинка с изображением 10 разных  игрушек.)

Задание 4

Цель: проверить умение сравнивать числа и устанавливать равенство между ними, связно рассказывать, отражая в речи, какое число больше или меньше другого и насколько: 7 больше 6, а 6 меньше 7; 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1 и т. д.

  1. Какое число больше 7 или 6 и насколько (7 больше 6 на 1.)?
  2. Какое число меньше 6 или 7 и насколько (6 меньше 7 на 1.)?
  3. Как установить равенство между этими числами (к 6 прибавить 1, будет поровну – по 7; от 7 отнять 1, будет поровну – по 6.)?

Задание 5

Цель: проверить знание состава чисел из единиц  (на наглядной основе),  различать количественный и порядковый счёт,  умение отражать это в речи.

  1. Сколько предметов изображено на картинке?  (5 разных фруктов).
  2. Сколько  каких фруктов?  (1 груша, 1 персик, 1 абрикос, 1 лимон, 1 яблоко).
  3. Который  лимон  по  счёту?  (четвёртый). Посчитай по порядку.

( Перед  ребёнком  картинки с изображением  различных   фруктов.).

Задание 6

Цель: выявить  умение отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

  1. Сколько  кукол?  (четыре). Отсчитай  ведёрок на одно больше, чем кукол.
  2. Сколько  ведёрок? (семь). Отсчитай кукол на одну меньше, чем ведёрок.

Задание 7

Цель: выявить умение сравнивать две группы предметов.

  1. Каких игрушек больше?

(Перед ребёнком  пять больших матрёшек и пять  маленьких в кругу.).

Работа по определению  уровня сформированности количественных представлений детей проводилась в сентябре месяце. Задания предлагались индивидуально  каждому ребенку.

Результаты   тестирования  представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень  сформированности  количественных представлений

 у  старших дошкольников

п/п

Фамилия,

имя

Номер вопроса

Сумма баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Катя В.

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

25

В.

2.

Яна Г.

1

1

2

2

1

2

1

0

1

0

0

0

0

1

12

С.

3.

Алёша Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

27

В.

4.

Надя И.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

26

В.

5.

Дима Г.

2

2

2

2

1

2

2

1

2

0

1

2

1

2

22

В.

6.

Лена Г.

2

2

2

2

0

1

1

0

1

0

2

2

2

2

19

В.

7.

Серёжа Ч.

2

1

2

2

0

2

1

0

1

0

2

2

1

2

18

С.

8.

Марина К.

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

0

7

Н.

9.

Вика Л.

2

2

2

2

1

2

2

2

2

0

2

2

2

2

25

 

В.

10.

Саша А.

1

2

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

10

Н.


 

Оценка  результатов:

2 балла  – ребёнок логически связно строит свой ответ, умеет рассуждать, доказывать, адекватно использует в речи математическую терминологию (термины и математические выражения). Правильно строит лексико-грамматические конструкции.

1 балл  – ребёнок  отвечает на поставленные  вопросы, в ответах есть небольшие неточности.  Используя в речи математическую терминологию, делает ошибки при её употреблении, но сам старается их исправить.  Математический словарь беден.

0 баллов  – затрудняется с ответом на поставленные  вопросы, использует помощь воспитателя  при ответах; неправильно использует  математическую терминологию или она отсутствует.

В последней  колонке подсчитывалась сумма баллов и выставлялся уровень.

Высокий уровень, если 28 – 19 баллов.

Средний уровень, если  18 – 8 баллов.

Низкий уровень, если 7 – 0 баллов.

 Анализируя результаты данных, занесенные в таблицу 2.1, следует отметить, что высокий уровень сформированности количественных представлений  показали 6 человек экспериментальной группы: Матвей М.,  Алёша Г.,  Надя И.,  Дима Г.,  Лена Г.,  Вика Л., что составляет 60%.

        Средний уровень развития количественных представлений показали 3 человека:  Яна Г.,  Серёжа Ч.,  Саша А., что составляет 30%.

        Низкий уровень развития количественных представлений показал 1 человек:  Марина К., что составляет 10%.

Результаты   диагностики  наглядно представлены на диаграмме  2.1.

Уровень  сформированности  количественных представлений

у старших  дошкольников

Рис. 2.1.

Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволили нам наметить последующую работу,  речь  о  которой пойдёт в параграфе 2.2.

    1.   Практическая работа по развитию количественных представлений

у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе

 

 

Формирующий этап эксперимента по развитию количественных представлений  у старших дошкольников в процессе обучения  проходил в МДОУ Алейниковский детский сад общеразвивающего вида, Алексеевского района, Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети разновозрастной   группы в количестве  23 человек,  выделено 10 человек старшего возраста.

Цель  формирующего этапа эксперимента — разработать и апробировать систему работы по развитию  количественных представлений у старших дошкольников в  условиях разновозрастной группы в  малокомплектном детском саду.

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему дидактических игр, малых фольклорных жанров, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, занимательных задач  в процессе развития  количественных представлений у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы в малокомплектном детском саду.

2. Раскрыть особенности их применения  в работе с детьми данной  группы.

Для достижения данной цели мы направили усилия на создание системы работы, которая  способствовала бы  развитию количественных представлений у старших дошкольников в  условиях разновозрастной группы ДОУ.

В соответствии с гипотезой,  работа строилась  по двум  направлениям:

  • организация обучения дошкольников на занятиях по математике с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
  • использование разнообразных дидактических средств вне занятий.

Развитие  математических представлений осуществлялось в  процессе систематического обучения детей  на занятиях. В малокомплектном детском  саду с детьми старшей подгруппы  мы использовали занятия, которые можно использовать в разновозрастной группе. Приведем примеры таких занятий, которые  размещены в Приложениях  2-4.

 В разновозрастной  группе детского сада воспитываются  дети разного возраста. Мы проводили  занятие по формированию количественных представлений,  на которое приглашали детей старшей - подготовительной к школе  подгрупп.

Цель занятия  для старшей группы: учить детей  порядковому счету в пределах 10, умению правильно отвечать на вопросы который? какой? сколько? Уточнить представление детей о количественном составе чисел в пределах 5 из единиц.

Цель занятия  для подготовительной группы: упражнять  детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 20 и представление о количественном составе числа из единиц.

Вначале мы пригласили на занятие детей подготовительной к школе подгруппы, сообщили им, что они будут учиться решать задачи и рассказывать, что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи.  В ходе занятия просили одного ребёнка рассказать условие задачи, другого – поставить вопрос, третьего – повторить задачу полностью. Затем дети придумывали новую задачу и отвечали на вопросы.

После этого  на занятие пригласили детей старшей  подгруппы. Выставили картинку с  изображением мухи и на некотором расстоянии от неё картинки семи других насекомых.  Дальше  работали по произведению К.Чуковского. Просили детей сказать: «Сколько насекомых пришло в гости к мухе?»,  «Назовите, кто к ней пришёл», «Кто пришёл последним? Который он по счёту?».  Предлагали детям  подготовительной подгруппы пересчитать насекомых по порядку, а старшим  внимательно следить, как надо считать. Далее меняли 2—3 раза местами последнюю картинку с любыми другими из ряда и каждый раз выясняли, кто теперь на последнем месте, который он по счету. Два ребенка по очереди, а затем все дети вместе (хором) пересчитывали насекомых. Чередуя вопросы: «На каком по счету месте комар (жук, стрекоза)? Кто на третьем (седьмом, девятом) месте?»,  упражняли детей в порядковом счете.

Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду