Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования — процесс формирования количественных представлений у дошкольников.
Предмет исследования — особенности развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду будет эффективным, если будет:
1) специально организовано обучение дошкольников в детском саду с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, специфики разновозрастной группы;
2) включено использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи).
3) создан положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Выявить особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду.
Раскрыть дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в детском саду.
Определить наиболее эффективные средства развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Для закрепления порядкового и количественного счёта использовались игры: «Весёлый поезд», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Которой игрушки не стало», «Сколько? Какой?», «Считай - не ошибись»,  «Мальчики», «Кто первый назовёт?».

Например, в  игре «Сколько? Какой?» детям давали задания: сосчитать количество предметов  в каждом множестве; исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора; назвать порядок следования предмета, используя числительные (первый, второй,…, десятый). Дошкольникам раздавались цветные иллюстрации, изображающие персонажей из сказки «Репка». Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

    1. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка. Сколько героев сказки вытаскивают репку?
    2. Если кошка побежит за мышкой, а Жучка за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько героев останется тянуть репку?
    3. Дед – первый, мышка – последняя. Если уйдёт дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто последний?

Если кто-нибудь из детей не мог ответить на поставленные вопросы, мы выставляли картинки с персонажами  сказки.

Игра «Считай  – не ошибись» использовалась с  целью закрепления представлений о порядковом и количественном счёте, а также развития внимания, памяти, быстроты реакции. Ведущий бросал мяч и называл число один (два, восемь и т.д.) или  пятый (седьмой, десятый и т.д.). Ребёнок, поймав мяч, продолжал считать и бросал мяч следующему ребёнку.  Поймавший мяч должен продолжить счёт. Игра проходила в быстром темпе, задания повторялись многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Для закрепления знаний о числах и цифрах проводились игры: «Лучший счётчик», «Хлопки», «Построим домик для рыбок», «Число и цифру я знаю», «Путаница», «Построим домик», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Что изменилось?», «Зоопарк». С целью закрепления нумерации чисел первого десятка использовались такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего чисел. Это игры: «Составим поезд», «Назови соседей».

С целью упражнения в знании цифр и установления соответствия между числом и цифрой использовалась игра «Зоопарк». Мы предлагали детям отправиться в необыкновенное путешествие – в зоопарк. Выясняли, кто был в зоопарке, и каких зверей они там видели.  Затем дети рассматривали рисунки с изображением животных и называли их, считали их число в каждой клетке и клали на каждую из них нужную карточку с цифрой.

Вопросы к детям?

  • Сколько жирафов в клетке?  (1)
  • Сколько слонов?  (2)
  • Сколько из них больших? Сколько маленьких?
  • Сколько медведей? (3)  И т.д.
  • Кого больше: слонов или медведей? И на сколько?
  • Кого меньше: оленей или зебр? (Зебр меньше, чем оленей. Зебр 5, а оленей 6.)

В игре «Число и  цифру я знаю» дошкольникам необходимо было установить связь между числом и цифрой. Дети рассматривали картинки и показывали соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивали число фигур на двух карточках.

Во многие игры: «Лучший счётчик», «Хлопки», «Составим  поезд», «Путаница» ребята играли с желанием и интересом. Отдельные игры: «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Рассеянный художник», «Конструктор» дети просили повторить. Игры: «Назови соседей», «Которой игрушки не стало», «Весёлый счёт» организовывали самостоятельно, привлекая к участию в игре младших детей.

Вначале обучения игре мы брали на себя роль ведущего. Постепенно передавали организаторские и руководящие функции детям. После 10-20 совместных игр дошкольники шестого года жизни хорошо усвоили роль ведущего и с удовольствием выполняли её.  Им нравилось быть в роли учителя,  и они старались вовлечь в игры младших детей. Они объясняли малышам правила игр, контролировали, подсказывали, помогали.   Младшие в свою очередь наблюдали за игрой старших, в случае затруднения обращались к ним за помощью. Внимание и контроль со стороны старших детей побуждали малышей добиваться выполнения задания, преодолевать трудности.

Активность  и самостоятельность в процессе проведения игр удавалось повысить за счет красочно оформленной наглядности, эмоциональной подачи игры, введения двигательной активности.

Игровой материал к данной системе игр был подготовлен  заранее, имел эстетичный вид, соответствовал педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Кроме дидактических  игр использовались считалки с математическим содержанием. Смотри приложение 7.

Для того, чтобы  выбрать в какой либо игре ведущего, мы использовали считалки.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку  ловить.

Снова будем  мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у  нас в квартире?

Всем на свете  нужен сон,

Кто не спит, тот  выйдет вон!

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь!

Пойду,  каши я поем,

Вы же пока считайте,

Кому водить, гадайте.

 

Старшие  дети  выучили много считалок, использовали их для выбора ведущих в играх.  Младшие дети, играющие рядом, запомнили многие из них.

На занятиях по развитию математических представлений дошкольников мы использовали физкультминутки для снятия умственного и физического напряжения. Смотри приложение 8.

В процессе проговаривания физкультминуток дошкольники упражнялись  в прямом, порядковом счете. Например:

Раз, два –  стоит ракета,

Три, четыре –  самолет,

Раз, два –  хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи  шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора опять  писать.

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька  скакать.

Прыгать заинька  горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

 

Таким образом, мы убедились, что целенаправленное и систематическое  использование  разнообразных дидактических средств  в процессе обучения математике на занятиях и в повседневной жизни способствовало развитию количественных  представлений у детей  старшей  группы.

Анализ  результатов  формирующего этапа эксперимента будет  отражён в  параграфе  2.3.

 

2.3 Анализ  результатов экспериментальной  работы

 

 

В конце опытно-экспериментальной работы был проведён контрольный этап эксперимента, цель которого определить эффективность системы работы по развитию количественных представлений у старших дошкольников в разновозрастной группе.

Нами решались следующие задачи:

1. Провести повторно  диагностику уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Обработав  результаты, подтвердить эффективность  представленной системы работы  по формированию количественных  представлений у детей и целесообразность  ее использования в процессе обучения дошкольников в условиях разновозрастной группы.

Для определения  уровня развития количественных представлений  у детей старшей группы использовались аналогичные диагностические задания, описанные в констатирующем этапе эксперимента. Детям предлагались те же задания, что и в констатирующем этапе эксперименте, но при этом был изменён наглядный дидактический материал к ним.

Результаты  выполнения заданий детьми занесены в таблицу 2.2.

 

                                    Таблица 2.2.

 

Уровень сформированности количественных представлений 

у старших дошкольников

п/п

Фамилия,

имя

Номер вопроса

Сумма баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Катя В.

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

26

В.

2.

Яна Г.

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

19

В.

3.

Алёша Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

27

В.

4.

Надя И.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

26

В.

5.

Дима Г.

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

2

1

2

26

В.

6.

Лена Г.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

2

2

2

2

24

В.

7.

Серёжа Ч.

2

1

2

2

0

2

1

2

1

1

2

2

1

2

21

 

В.

8.

Марина К.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

0

1

1

1

17

 

С.

9.

Вика Л.

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

26

В.

10.

Саша А.

1

2

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

С.


 

Анализируя  результаты полученных данных, следует отметить, что высокий уровень развития количественных представлений показали 8 человек экспериментальной группы: Катя В.,  Алёша Г., Надя И.,  Дима Г.,  Лена Г.,  Вика Л., Яна Г.,  Серёжа Ч., что составляет 80%. Средний уровень развития количественных представлений показали 2 человека: Саша  А. и Марина К., что составляет 20%. Низкий уровень развития количественных представлений отсутствует.

Результаты   диагностики  наглядно представлены на диаграмме  2.2.

 

Уровень сформированности количественных представлений 

у старших дошкольников

 

Рис. 2.2.

 

Динамика развития уровня сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента отражена в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

 

Динамика  развития количественных представлений 

у старших  дошкольников

Название группы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

До экспери мента

После экспери мента

До  экспери мента

После экспери мента

До  экспери мента

После эксперимента

Количество  человек

6

8

3

2

1

0

%

60

80

30

20

10

0


 

 

Данная  таблица 2.3 свидетельствует о том, что уровень развития количественных представлений в экспериментальной группе после проведения системы работы повысился. До  эксперимента на высоком уровне сформированности количественных представлений находились 6 человек (60%), после эксперимента – 8 человек (80%). На среднем уровне сформированности количественных представлений находились 3 человека (30%), после эксперимента – 2 человека (20%). На низком уровне   сформированности  количественных представлений находился 1 человек (10%), после эксперимента – низкий уровень отсутствует.

Результаты  экспериментальной работы наглядно представлены на диаграмме, смотри рис. 2.3.

Динамика  развития количественных представлений 

Информация о работе Развитие количественных представлнений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду