Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:52, курсовая работа
На мой взгляд, не может остаться без пристального внимания психологов, очаровывающие своей простотой тренинги соблазнения девушек. Пока это явление оставалось на задворках тренингов, привлекая внимание молодых людей, имеющих трудности в установлении отношений с девушками, не знакомыми с зачатками этикета, нравственных и психологических знаний, оно было терпимо. Но после того, как идеологи движения стали появляться на телевидении, необходимо проанализировать этот феномен с различных сторон.
Ведение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоотношения и ценностных ориентаций у лиц ранней взрослости в современном обществе
Особенности самооценки и самоотношения у лиц ранней взрослости?
Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости?
Особенности взаимоотношений мужчин и женщин
Движение «пикап»: история возникновения и психологические особенности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, участвующих в движении Pickup
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Выводы по 1 главе
Проведя
теоретико-библиографический
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСИТИК ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДВИЖЕНИИ PICKUP
2.1. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы проводилось исследование, в котором принимали участие 50 молодых людей в возрасте от 19 до 29 лет, из них 25, участвующих в движении Pickup («пикаперы») – группа А, и 25, молодые люди, не имеющее такого опыта – группа В. В качестве исследуемых качеств были самооценка, самоотношение, система ценностей, а также личностные характеристики. Форма работы была выбрана индивидуальная.
Для исследования самооценки была использована методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования самооценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье.
Тест
предназначен для психологической
диагностики состояния
Одним
из исследуемых показателей
Цель данной методики изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный опросник исследования самоотношения - методика исследования самоотношения (МИС) создан Р.С.Пантелеевым (1989), содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам.
Процедура проведения опроса и обработка результатов
Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает градации ответов: "согласен", "не согласен", которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка. Исследуются показатели по следующим шкалам: «внутренняя честность», «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность», «самопринятие», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность», «самообвинение»
Для изучения ценностных ориентаций наиболее распространенной в настоящее время является методика М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Это
деление соответствует
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Проводится качественный анализ полученных данных:
Для исследования личностных характеристик испытуемых был использован 16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма С); адаптация под руководством А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец, Н. Г. Чумаковой (1972). Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.
Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности:
MD - адекватность самооценки
A - замкнутость - общительность
B - интеллект
C - эмоциональная устойчивость - неустойчивость
E - уступчивость - доминантность
F - сдержанность - экспрессивность
G - безответственность - нормативность
H - робость - смелость
I - жесткость - чувствительность
L - доверчивость - настороженность
M - практичность - развитое воображение
N - прямолинейность - дипломатичность
O - уверенность в себе - тревожность
Q1 - консерватизм - радикализм
Q2 - конформизм - нонконформизм
Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль
Q4
- расслабленность – напряженность
2.2. Анализ и интерпретация результатов
По данным методики система ценностей Рокича М. с помощью качественного анализа было выявлено, что у 16 испытуемых из группы В поставили на первое место личную жизнь, а 9 – профессиональное самоопределение. Что группы А, то 13 поставили на первое место личную жизнь, остальные 12 предпочли самоопределение. Интерпретация полученных данных показала, что у 18 испытуемых группы А наблюдается несоответствие инструментальных и терминальных ценностей, несоответствие между ценностями-целями и ценностями-средствами. Например, ценность-цель – профессиональное самоопределение, а ценность-средство – ценности принятия других. Для сравнения только у 5 респондентов из группы В наблюдалось подобное несоответствие [Приложение А,В].
Для
методик на исследование самооценки
и самоотношения, а также для
многофакторного опросника
По данным методик Дембо-Рубинштейн и Кеттела были выявлены значимые различия в самооценке (М(А)=8,00; М(В)=6,68 при р≤0,05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем самооценка у «пикаперов» завышенная, а молодых людей, не занимающихся явлением Pickup более адекватная [рисунок 2.1]. Из этого следует, что движение Pickup препятствует развитию адекватной самооценки, а способствует формированию завышенной самооценки.
Рисунок
2.1. – Средний
уровень самооценки
При
анализе данных полученных в ходе
исследования самоотношения, были выявлены
значимые различия по шкале открытость
(М(А)=6,44; М(В)=5,52 при р≤0,05), самоценность
(М(А)=8,32; М(В)=7,08 при р≤0,05), конфликтность
(М(А)=4,88; М(В)=3,72 при р≤0,05). Это означает,
что «пикаперы» намного самоуверенней,
чем молодые люди, не принимающих участие
в движении Pickup, и самоценность у них на
высоком уровне по сравнению с остальными
молодыми людьми. Так же у них отличаются
показатели по шкале «конфликтность»,
опять же выше, чем у парней, не принимающих
участие в этом движении [Рисунок 2.2.]. Согласно
полученным данным можно сделать следующий
вывод: движение Pickup способствует развитию
самоуверенности и самоценности, как личностных
качеств, а также такой черты, как конфликтность.
Рисунок 2.2. – Средние показатели самоотношения по значимым шкалам.
Для исследования личностных характеристик был использован 16-факторный опросник Кеттелла. С помощью математической статистики были получены следующие данные. Значимые различия были выявлены по шкалам: уступчивость – доминантность (М(А)=8,12; М(В)=6,44 при р≤0,05), робость – смелость (М(А)=6,04; М(В)=4,84 при р≤0,05), жесткость – чувствительность (М(А)=4,84; М(В)=2,68 при р≤0,05), консерватизм – радикализм (М(А)=6,12; М(В)=3,04 при р≤0,05).
Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы. Движение Pickup оказывает сильное влияние на формирование личностных характеристик. Для «пикаперов» характерна доминантность в отношениях, смелость (это далеко не неуверенные в себе люди, боящиеся отношений и робкие с девушками), но в то же время проявляют большую чувствительность по сравнению с молодыми людьми, не принимающими участия в движении Pickup, т.к. в силу того, что им приходится привлекать внимание девушек, а привлечь это внимание можно лишь проявив к девушкам внимательность и чуткость, почувствовать девушку, то, что ей нужно. И наконец, различия по шкале консерватизм – радикализм, демонстрируют то, что молодые люди, не принимающие участие в движении Pickup более консервативны в своих взглядах. А это напрямую связано с устоявшимися традициями, которых они придерживаются, знакомясь с девушками. «Пикаперы» же более радикальных, их не «устраивают» старые методы и средства с помощью, которых знакомились их папы с мамами и дедушки с бабушками [Рисунок 2.3.].
Рисунок 2.3. – Средние показатели по шкалам: уступчивость-доминатность (Е), робость-смелость (I), жесткость-чувствительность (Н), консерватизм-радикализм (Q1); в 16-факторном опроснике Кеттелла.
Выводы по 2 главе
Для подтверждения гипотезы проводилось исследование, в котором принимали участие 50 молодых людей в возрасте от 19 до 29 лет, из них 25, участвующих в движении Pickup («пикаперы») – группа А, и 25, молодые люди, не имеющее такого опыта – группа В.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить важность формирования таких личностных характеристик, как самооценка, самоотношение и система ценностей у лиц ранней взрослости в современном обществе.
Гипотеза исследования о том, что существуют значимые различия самооценки и ценностных ориентаций у группы лиц, участвующих в тренинге соблазнения, и у группы лиц, не имеющих такого опыта успешно подтвердилась. С помощью методов математической статистики определили значимые различия в таких структурах, как самооценка, самоотношение, а также различия некоторых личностных характеристик. Таким образом, проинтерпретировав результаты можно сделать следующие выводы, движение Pickup: