Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:52, курсовая работа
На мой взгляд, не может остаться без пристального внимания психологов, очаровывающие своей простотой тренинги соблазнения девушек. Пока это явление оставалось на задворках тренингов, привлекая внимание молодых людей, имеющих трудности в установлении отношений с девушками, не знакомыми с зачатками этикета, нравственных и психологических знаний, оно было терпимо. Но после того, как идеологи движения стали появляться на телевидении, необходимо проанализировать этот феномен с различных сторон.
Ведение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоотношения и ценностных ориентаций у лиц ранней взрослости в современном обществе
Особенности самооценки и самоотношения у лиц ранней взрослости?
Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости?
Особенности взаимоотношений мужчин и женщин
Движение «пикап»: история возникновения и психологические особенности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, участвующих в движении Pickup
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
По Дж. Фрэнку под УП понимался «тот уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании».
По представлениям В.Н. Мясищева УП – это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке Б.Г. Ананьева УП связан с оценочными потребностями, будучи притязанием на оценку [10, с. 9]. Согласно В.С. Мерлину УП отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение. Автор истолковывает УП как форму синтеза мотивов разного уровня обобщенности, например, специфической «потребности в одежде, продуктивности деятельности… и более общего мотива социального престижа» [10, с. 9]. Для Е.А. Серебряковой УП – это потребность в определенной самооценке, принижаемой и одобряемой человеком. У Н.Л. Коломинского УП представляет собой модель самоосуществления, образ-Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д. [10, с. 9].
Как выясняется, соответствие самооценки и УП по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция высотных показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, имеющую эквивалентом подъем уровня тревожности, фрустрированность, снижение толерантности, рост агрессивности – т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия. Изучение различных сочетаний параметров самооценки и притязаний, с одной стороны, а также их соотношения с отдельными свойствами личности обеспечивают круг данных, имеющих важное диагностическое и, в определенной мере, прогностическое значение [19, с. 31].
Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей [22, с. 45]. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [29, с. 46].
В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый "аффектом неадекватности", может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих [35, с. 235].
Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения [31, с.23].
Теперь
хотелось бы обратить ваше внимание на
отличительные особенности
Так например, советские ученые Л. Гозман и Ю. Алешина изучали влияние самооценок мужчин и женщин в возрасте 20-21 года на любовные отношения. Мужчины с высокой самооценкой чаще, чем мужчины с низкой, сообщали, что пользовались успехом у женщин, неоднократно сами влюблялись, имели много романов. Девушки с высокой самооценкой реже влюблялись, позже начинали половую жизнь, считали, что настоящей любви у них еще не было. Следовательно, женщины с высокой самооценкой в любовной сфере менее благополучны, чем такие же мужчины [7, с.42].
Мужчины
в видении себя больше ориентируются
на "объективные" критерии: стремление
следовать установленным
Таким
образом, можно сделать вывод, что
мужчины более уверены в себе
и стремятся к новым
По поводу того, кто адекватнее оценивает себя - мужчины или женщины, исследователи не пришли к согласию. О. М. Мороз выявил, что юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку [10, с. 56].
Е. В. Боченкова выявила, что самооценка юношей носит завышенный, нереалистичный характер. Они по 9 исследуемым признакам более высоко оценили себя по сравнению с девушками, что, как полагает автор, не соответствует реальной картине [10, c. 52].
Общество конструирует гендерные различия и в количественном плане — по сравнению с детским возрастом взрослые женщины склонны к снижению своей самооценки и росту неуверенности в себе, а мужчины — к повышению самооценки и росту своей уверенности — возможно, в силу того, что общество положительно подкрепляет их в этом отношении.
Первичный результат дает представление о более высоких притязаниях у мужчин по сравнению с женщинами, но у первых УП резко снижается вследствие неудач – по одним данным и, напротив, является стабильным – по другим. Сопоставление мужских и женских притязаний с реальными возможностями тех и других вскрывает тенденцию к несколько заниженным выборам у женщин и завышенному целеуказанию у мужчин. Их настроенность на успех проявляется уже в подростковом возрасте: независимо от характера задач мальчики ожидают от собственных действий более высоких результатов, чем девочки, а после исполнения задания девочки оценивают свои достижения заметно скромнее, чем мальчики [28, с. 22].
Самооценка
является одним из важнейших компонентов
личности. Таким образом, одним из основных
направлений в тренингах Pickup или «РМЭСа»
(Русская модель эффективного соблазнения)
является повышение самооценки различным
способами.
1.2. Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости
Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует достаточно давно [16, c.156].
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Различают 2 вида ценностей ценности идеальные, духовные (любовь, общественное признание) и ценности материальные, которые обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища, здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия и т.п.). Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей [32, с. 143].
Самый первый уровень усвоения ценностей - знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень - взгляды, ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих потребностей, что выражается в субъективной оценке его как "полезного", "нейтрального" или "вредного". Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне - в роли убеждения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основывающимся только на требованиях внешних общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А.Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным [30, с. 233].
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения [25, с. 156].
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. Естественно, что разные люди (и разные культуры) определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению и т.п.
Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств и т.п.
В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе, так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список не исчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей [17, с. 144].
Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая [11, с. 45].
Издревле существовали традиционные мужские ценности, под которыми подразумеваются сила и власть, мужество, доблесть и отвага, честь и слава как награда за свершения ("подвиги").
Настоящий мужчина во всех культурах, в том числе и в современной, предстает как богатырь или супермен, способный в одиночку вступить в поединок и одолеть врага (примеры из фольклора и современной прессы).
"Доблесть",
"отвага", "неустрашимость" -
все мужские традиции
Как мы можем видеть мужские ценности несколько отличаются от женских. Поэтому, прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.
Различия
в воспитании мальчиков и девочек
сказываются на их ценностных ориентациях.
Социолог В. Лисовский в результате
опроса более 2 тыс. молодых ленинградцев
установил, что у юношей преобладают
профессионально-
Все
исследования на тему о приоритетных
ценностях мужчин и женщин, проведенные
в девяностых годах, показывают, что
70-80% мужчин повсеместно продолжают утверждать,
что наиболее важной частью их жизни является
работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят
семью. Вследствие этого, испытывая стресс
или давление со стороны, женщина ищет
утешения в разговоре с мужчиной, но мужчина
расценивает этот разговор как вмешательство
в его процесс выработки решения проблемы.
Она хочет поговорить и прижаться к нему,
а он хочет спокойно посидеть на камне
и поглазеть в огонь. Для женщины он выглядит
при этом человеком незаботливым и незаинтересованным,
а она для мужчины - надоедливой и слишком
правильной. Такое восприятие друг друга
есть отражение различной организации
мозга, различия приоритетов, в нем заложенных.
Вот почему женщины постоянно жалуются,
что их взаимоотношения больше волнуют
ее, чем его - так оно и есть на самом деле.