Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:52, курсовая работа
На мой взгляд, не может остаться без пристального внимания психологов, очаровывающие своей простотой тренинги соблазнения девушек. Пока это явление оставалось на задворках тренингов, привлекая внимание молодых людей, имеющих трудности в установлении отношений с девушками, не знакомыми с зачатками этикета, нравственных и психологических знаний, оно было терпимо. Но после того, как идеологи движения стали появляться на телевидении, необходимо проанализировать этот феномен с различных сторон.
Ведение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоотношения и ценностных ориентаций у лиц ранней взрослости в современном обществе
Особенности самооценки и самоотношения у лиц ранней взрослости?
Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости?
Особенности взаимоотношений мужчин и женщин
Движение «пикап»: история возникновения и психологические особенности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, участвующих в движении Pickup
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Оглавление
Ведение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоотношения и ценностных ориентаций у лиц ранней взрослости в современном обществе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, участвующих в движении Pickup
2.1.
Организация и методы
2.2.
Анализ и интерпретация
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
На мой взгляд, не может остаться без пристального внимания психологов, очаровывающие своей простотой тренинги соблазнения девушек. Пока это явление оставалось на задворках тренингов, привлекая внимание молодых людей, имеющих трудности в установлении отношений с девушками, не знакомыми с зачатками этикета, нравственных и психологических знаний, оно было терпимо. Но после того, как идеологи движения стали появляться на телевидении, необходимо проанализировать этот феномен с различных сторон.
Вопрос взаимоотношений мужчин и женщин давно интересовал психологов, проводилось множество исследований на выявление тех или иных особенностей мужчин и женщин. Написано немало книг, о том, как правильно строить отношения с противоположным полом. Но, тем не менее, многие вопросы до сих пор являются актуальными, и этим самым объясняется интерес молодых людей к тренингам соблазнения. Спрос на подобные тренинги имеет под собой объективные причины. Одна из них это стремительный образ жизни, который не позволяет молодым людям овладевать навыками общения и ухаживания за девушками.
Тренинг соблазнения культивирует циничное отношение к женщине, оскорбляющий ее.
В психологии уже давно обозначен синдром донжуана, его смысл заключается в том, что мужчина, который имеет многочисленные сексуальные связи, для нахождения единственной женщины, терпит крах, не обретая физического и душевного удовлетворения и покоя. При этом мужчина, больной донжуанством, формирует в обществе ореол успеха у женщин, прикрывая тем самым ущербность своей личности и болезнь души. Причина этого явления лежит в неправильном воспитании мальчика в детстве, в неправильно сформированной системе ценностей, самооценке и самоотношении.
Объект исследования: молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет
Предмет исследования: особенности ценностных образований, самооценки, самоотношения у молодых людей, занимающихся явлением Pickup.
Цель исследования: изучение различий в сфере ценностных образований, самооценки, самоотношения у молодых людей, участвующих в движении Pickup и не имеющих такого опыта.
Задачи работы:
Гипотеза исследования: существуют значимые различия самооценки и ценностных ориентаций у группы лиц, участвующих в тренинге соблазнения, и у группы лиц, не имеющих такого опыта.
В данной работе использованы следующие методы исследования:
3.
Методы математической
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Особенности самооценки и самоотношения у лиц ранней взрослости
Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания и как процесс самооценивания. Самооценка – это оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Подчеркивается двухкомпонентная структура организации самооценки. Первый компонент - когнитивный, включающий знание о себе, анализ, синтез, суждение, умозаключение о себе. Второй компонент - эмоциональный, он включает отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.
Р.Бернс выделяет самооценку или принятие себя как одну из составляющих Я-концепции и относит ее к аффективному компоненту. По его мнению, оценка присутствует ввиду того, что когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а побуждает оценки и эмоции. В попытке себя охарактеризовать обычно присутствует сильный личностный оценочный компонент [6, с. 334].
Этот оценочный компонент связан как с явными, так и с бессознательными для человека переживаниями. Оценочные составляющие могут быть обусловлены морально, стереотипами, идеалами той или иной социальной среды. И.И.Чеснокова использует термин “эмоционально-ценностное отношение личности к себе” и считает, что самооценка включает в себя как эмоциональную, так и когнитивную оставляющую смысла Я. По ее мнению эмоционально-ценностное отношение к себе содержит 3 оси:
1) симпатия - антипатия;
2) уважение - неуважение;
3) близость - отдаленность образов Я.
В
зарубежной литературе принят термин
«концепция “Я“», обозначающий совокупность
всех представлений индивида о себе.
В концепции «Я» выделяются описательная
составляющая, называемая образом «Я»,
как некая когнитивная
Самоотношение - система эмоционально ценностных установок в адрес собственного "Я". Оно проявляется в виде глобального чувства "за" или "против" самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, санопорицание.
Альтернативная точка зрения советских психологов, декларированная С.Л. Рубинштейном, звучит так: «Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [30, с. 635].
Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующие влияние практически на все аспекты поведения человека.
При анализе различных подходов к строению самоотношения и самооценки можно отметить, что существует большое количество понятий, в которых фиксируется содержание этого феномена. Самоуважение, симпатия, самопринятие, самооценка, любовь к себе и расположение, самоуверенность – вот далеко не полный набор терминов, используемых для обозначения целостного самоотношения. Причем одни авторы за основу самооценки и самоотношения берут симпатию, другие – в первую очередь переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения, третьи пытаются согласовать эти представления путем выделения в данном феномене того или иного фиксированного набора аспектов или структурных элементов, однако эти наборы часто тоже оказываются различными и трудно сопоставить.
Самооценка как одна из форм проявления самосознания выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность, активность. Кроме того, самооценка является показателем определенного уровня психологического развития личности, выступает как уровень самоопределения, как зеркало личностных качеств человека. Низкая оценка себя и окружающих источник тревожности и заниженной самооценки.
Выделяют два полюса – высокая самооценка, самоуважение и низкая, когда человек упрекает, осуждает себя за какие-то проступки. Высокая самооценка и самоуважение свидетельствуют о том, что психическая жизнь личности протекает без острых внутренних конфликтов; а если они и случаются, то человек достаточно успешно справляется с ними.
Показатели в равной мере относящиеся как к общей, так и к частным самооценкам, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная (реалистичная, объективная) или неадекватная, высокая – низкая, устойчивая – неустойчивая, стабильная – динамичная, реальная – демонстрируемая, осознаваемая – неосознаваемая и т.п. Мерой сформированности названных показателей определяются уровневые характеристики самооценки как развивающейся системы.
У. Джеймс выделяет следующие два рода самооценки: самодовольство и недовольство собой. «Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы. Представители ассоцианизма, может быть, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удовольствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма неприятных – противоположное чувство стыда. Бывают такие ситуации, когда человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам» [18, с. 12-13].
Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения.
Вторым не менее важным понятием, которое следует изучать вместе с самооценкой, является уровень притязаний, основу которого составляет оценка субъектом своих возможностей.
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т. Дембо и назвала уровнем притязаний данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи [10, с. 3].