Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Изучение проблем подросткового возраста и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого, А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и других исследователей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………...................................................................................................7
1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………….................….7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............…………………....18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................................................20
2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20
2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….......................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………................…...37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........39

Файлы: 1 файл

Курсовая п.в..doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.

Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношенной чувствительностью. У подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, со взрослыми [14, с.84].

Типичными чертами подростков, переживающих пубертатный кризис, также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребенка в этом возрасте.

Психологические задачи подросткового возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я [6, с.114].

Период взросления, подростковый возраст, будучи кризисным, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем, в том числе развитие агрессивности у детей данного возраста.

Таким образом, подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью – общение и общественно значимая деятельность. Из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод,что на сегодняшний день подростковый возраст обычно характеризуют как переломный,  но чаще как возраст полового созревания.

В психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Также выяснено, что психологическое состояние этого периода связано с двумя кризисными моментами: психофизиологическим половым созреванием и социальным: конец детства, вступление в мир взрослых.

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты. Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – это является центральным новообразованием подросткового возраста.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, также оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.

В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется «Я - концепция».

Таким образом, подростковый возраст – период активного внутреннего изменения особенностей личности и развития внешних характеристик ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

2.1.Психогенные реакции подросткового возраста.

 

Психический фактор в жизни человека играет чрезвычайно важную, но неоднозначную роль. Психические воздействия на ребенка (как положительные, так и отрицательные) начинаются в период его внутриутробного развития. Очень рано ребенок начинает сначала чувствовать, а затем и понимать, полностью ли удовлетворены его биологические потребности и потребности в эмоциональном общении. У него рано появляется осознание разных ролевых функций в семье, отношений с родителями, усваиваются нормы поведения, система запретов, поощрений и т.д. При этом, если среда устойчива, если требования к ребенку соразмерны его возможностям, непротиворечивы, адекватны возрасту, разумно мотивированы, если он окружен теплом и заботой, является желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается устойчивый гармонический стереотип, то можно с известной долей уверенности сказать, что ранней невротизации родители не привнесут.

Частота встречаемости психогенных расстройств зависит от возраста ребенка. Психогенные развития личности чаще встречаются в период пубертатного криза (12-18 лет), а невротические – после завершения пубертатного периода и в более зрелом возрасте. В фазе пубертатного криза первенство по психогениям держат девочки [7, с.206].

Термин «психогении» принят в отечественной психиатрии как обобщающее понятие, отражающее связь заболевания с психогенной травмой. В зарубежных исследованиях и международных классификациях болезней (МКБ) разных лет отношение к психогенным расстройствам часто меняется, но и в последних МКБ(9,10-го пересмотров) исчерпывающей характеристики, как и определений этих состояний в отношении детского и подросткового возраста, нет. Отдельно даны выборочные формы «эмоциональных расстройств, специфических для детского возраста», и «расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста». Неврозы же в отдельную рубрику не выделены.

Представляется очевидным, что обобщающее понятие и обобщенное определение, как и приемлемая для клинициста систематика психогенных расстройств, необходимы, чтобы разобраться в пестрой картине указанных состояний. Это нужно прежде всего потому, что речь идет не об одном каком-либо патологическом состоянии, а о целой группе расстройств, объединенных общей этиологией, но различающихся особенностями этих причинных факторов и механизмами развития болезни, а также характером «почвы», на которую падает психогенный фактор.

В целом, под психогениями понимают расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования [3, c.432].

Основными клиническими формами психогений являются психореактивные состояния (психогенные реакции, реактивные состояния, психогенные развития личности) и неврозы (невротические реакции, собственно неврозы, невротические развития личности).

Самый легкий регистр расстройств представлен «реакциями» психогенными и невротическими, которые характеризуются остротой возникновения, кратковременностью (от нескольких часов до нескольких недель), неразвернутостью клинической картины, благоприятным исходом. Разграничение психореактивных и невротических реакций носит в известной мере условный характер, и многие авторы склонны называть невротическими любые психогенные реакции, не носящие психотического характера. Это положение является спорным. Необходимость их разграничения возникает особенно тогда, когда они оказываются начальной стадией более пролонгированного болезненного состояния. Дело в том, что три варианта расстройств в каждой из двух основных форм психогений (реактивные состояния и неврозы) могут при определенных неблагоприятных обстоятельствах выступать и как три этапа психогенного или невротического развития. Реакции в этих случаях оказываются первым этапом болезненных расстройств [7, с.207].

Психогенные реакции (реактивные состояния) могут проявляться как острые кратковременные психозы («острые аффективно-шоковые реакции»), протекающие с неясным сознанием, или кратковременные расстройства непсихотического уровня.

Невротические реакции проявляются чаще всего преходящими аффективными нарушениями специфического характера (так называемые «фобии» – навязчивая боязнь чего-либо) или отдельными невротическими, вазовегетативными, соматическими симптомами.

Для более четкого представления о каждой из двух основных форм психогений целесообразно сопоставить их по ведущим признакам.

Реактивные состояния обычно развиваются в ответ на непосредственный эмоциональный стресс, возникший в связи с действием (объективно или субъективно) сверхсильных травм. Начальная фаза этой травмы, кроме чрезвычайности, характеризуется остротой, внезапностью, неожиданностью, непонятностью для ребенка. Внутренняя психологическая переработка травмирующей ситуации может быть выраженной незначительно, особенно при острейших травмах. Соответственно психогенный «удар» чаще всего сопровождается эмоциональными, аффективными расстройствами (страхи, панические реакции, депрессии). Характерно наличие «патологической почвы».

Реактивные состояния могут носить психотический и непсихотический характер. Непсихотический уровень этих расстройств абсолютно преобладает в  подростковом возрасте. По сравнению с неврозами реактивные состояния чаще возникают у примитивных, органически стигматизированных личностей, а потому нередко развиваются по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти» и сопровождаются в этих случаях временным регрессом психики в целом или отдельных психических функций [17, с.219].

Неврозы отличаются значительной связью с определенным типом личности, чаще развиваются под влиянием действующего исподволь длительного психогенного травматизирования. Психогенные ситуации обычно являются особенно значимыми для ребенка и подходят к особенностям его личности, «как ключ к замку» (ключевое переживание).

Связь психогенного воздействия с особенностями личности при неврозах проявляется и в том, что основные формы неврозов чаще всего возникают у соответствующих аномальных личностей.

Ортодоксальный анализ трактует неврозы как неизбежный необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. Сторонники индивидуальной психологии считают, что невроз – это патологическая форма компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. Для представителей «поведенческой терапии» невроз – это зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения.

Крупнейший специалист по проблеме неврозов К. Homey определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от него, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций.Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения – это проявление заторможенного процесса самореализации.

Для возникновения невроза характерно опосредованное, а не прямое действие психогенной травмы. В подростковом возрасте, как правило, еще до начала невроза личность психогенно сенсибилизирована (Э.Кречмер), и ее наиболее уязвимыми пунктами оказываются внутренние психологические конфликты и комплексы, характерные для детского возраста (комплекс старшего и младшего брата, комплекс соперничества с одним из родителей в плане лидерской роли в семье, комплексы Эдипа, Электры, собственной неполноценности и пр.).

Важное значение для понимания сущности психогений имеет вопрос об их месте среди всего спектра психических заболеваний. Эти расстройства занимают самую низкую ступеньку при переходе от нормы к патологии, т.е. находятся ближе всех других форм психических заболеваний к границе с психическим здоровьем. Именно это послужило в свое время основанием для обозначения психогений как «пограничных состояний» [7, с.208].

Если учесть абсолютное преобладание у подростков непсихотического уровня расстройств и многообразие доклинических форм заболевания, становится очевидным, насколько трудно, а нередко и невозможно четко отграничить начальные психогенные и личностные расстройства от усиленных, но еще не болезненных отклонений. В подростковом возрасте эти границы оказываются еще более смазанными, поскольку психогенные расстройства могут долго оставаться скрытыми, или проявляться симптоматикой соматических заболеваний, или поведенческими (психопатоподобными) девиациями – так называемые «маскированные» формы. Крайним выражением таких долго остающихся завуалированными форм являются случаи, впервые обнаруживающиеся не какой-либо клинической симптоматикой, а тяжелым криминальным поступком. Это так называемые «инициальный деликт», по Е.Странскому(1950), и «криминальная манифестация», по Н.Н.Оспановой(1992). В этих случаях подросток, казавшийся до того здоровым, совершает тяжелое криминальное действие и лишь потом, при настойчивых расспросах, могут выявляться психопатологические, болезненные переживания, начавшиеся .задолго до правонарушения или непосредственно перед ним.

Необходимо учитывать также, что психогенная симптоматика у и подростков часто как бы вырастает из нормальных возрастных психологических особенностей (например, нормальное фантазирование, присущее возрасту, и психогенные бредоподобные фантазии; неудовлетворенность своей внешностью, типичная для подростков, и навязчивая фобия конкретного физического уродства – дисморфофобия; склонность к отвлеченным размышлениям, характерная для периода пубертата, и болезненное мудрствование – философическая интоксикация).

Информация о работе Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте