Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Изучение проблем подросткового возраста и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого, А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и других исследователей.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………...................................................................................................7
1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………….................….7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............…………………....18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................................................20
2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20
2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….......................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………................…...37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........39
ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет социальной работы и клинической психологии
Кафедра общей и клинической психологии
На правах рукописи
Курсовая работа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПОвЕДЕНИЯ В подростковом возрасте
Выполнила: студентка
II курса 201 б группы
Козыренко Дарья Сергеевна
_________________________
Научный руководитель:
Грешнова Яна Борисовна
_________________________
«Работа допущена к защите»
__________________________
Декан:
Волчанский Михаил Евгеньевич,
доктор социологических наук, доцент
__________________________
Волгоград 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
…………..........................
1.1. Общая характеристика
подросткового возраста…………….................
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............……
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ....................
2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20
2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………........
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток,
во время переходного возраста сталкивается
с особыми трудностями, пытается найти
себя. Изучение проблем подросткового
возраста и уточнение содержания процессов
нормального и аномального развития на
этом возрастном этапе по отношению к
общему контексту жизненного пути человека,
таким образом, является сегодня актуальной
для педагогической психологии научной
проблемой, подтверждение чему можно найти
в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева,
И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого,
А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна
и других исследователей.
Подростковый возраст называют переходным.
Психологическое состояния подросткового
возраста связано с двумя «переломными»
моментами этого возраста: психофизиологическим
– половым созреванием, и всё, что с ним
связано, и социальным – конец детства.Переходный
возраст – самый короткий период жизни,
но очень важный. И важно без особых травм
пережить его.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально – чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике.
Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, то есть формальная жесткая логика овладеет умом подростка. Именно так: не он овладеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте ласке, понимании, одобрении, поощрении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность («сознательность») своего бытия.
Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст – сложное время, как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие – «кризис подросткового возраста».
Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона.
Психоаналитический подход – более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери 3. Фрейда Анны Фрейд.
Сформулируем основную идею этого подхода. В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе – разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.
Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:
Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане, как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.
Тогда путь подросткового развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: психологические особенности развития психики в подростковом возрасте.
Цель: исследовать спецефические особенности развития психики подросткового возраста, которые влияют на их поведение, показать сложный и противоречивый характер данного периода.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что нарушения поведения наиболее остро проявляются в подростковом возрасте в связи с физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
Методологическая основа исследования: опирается на труды зарубежных (Кречмер Э.) и отечественных авторов (Абрамова Г.С., Кон И.С., Драгунова Т.В., Личко А.Е.).
Метод: теоретико - методологический анализ литературы.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование заключается в расширении и углублении представлений о психологических особенностях развития психики и поведения в подростковом возрасте. Данная работа поможет найти ответы на многие вопросы, как студентам, так и педагогам, психологам, воспитателям работающих с подростками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 32 наименования. Общий объем работы составил 40 страниц.
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. По мнению Л.С.Выготского, существует три точки созревания: органическое, половое и социальное. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.
Подростковый возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояние этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным: конец детства, вступление в мир взрослых [1, с.123].
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.
Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но тем не менее мы не можем отрицать что оно вносит много нового в жизни подростка.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль а этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 47 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими [9, с.429].
Появляются вторичные половые признаки внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и , соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей ( в привязанности, любви, поддержки, самоуважения ).
Информация о работе Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте