Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Изучение проблем подросткового возраста и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого, А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и других исследователей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………...................................................................................................7
1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………….................….7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............…………………....18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................................................20
2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20
2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….......................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………................…...37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........39

Файлы: 1 файл

Курсовая п.в..doc

— 170.00 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Факультет социальной работы и клинической психологии

Кафедра общей и клинической психологии

 

 

На правах рукописи

 

 

 

Курсовая работа

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПОвЕДЕНИЯ В подростковом возрасте

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

II курса 201 б группы

Козыренко Дарья Сергеевна

_________________________

Научный руководитель:

Грешнова Яна Борисовна

_________________________

 

 

 

 «Работа допущена к защите»

__________________________

Декан:

Волчанский Михаил Евгеньевич,

доктор социологических наук, доцент

__________________________

 

 

 

Волгоград 2014 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………...................................................................................................7

1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………….................….7

1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............…………………....18

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................................................20

2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20

2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….......................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………................…...37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........39

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Изучение проблем подросткового возраста и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого, А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и других исследователей. 
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства.Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально – чувствительные изменения.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике.

Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, то есть формальная жесткая логика овладеет умом подростка. Именно так: не он овладеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте ласке, понимании, одобрении, поощрении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность («сознательность») своего бытия.

Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст – сложное время, как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие – «кризис подросткового возраста».

Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода –  психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона.

Психоаналитический подход – более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери 3. Фрейда Анны Фрейд.

Сформулируем основную идею этого подхода. В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе –  разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.

Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:

  • обожание знаменитостей как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;
  • резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).

Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане, как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.

Тогда путь подросткового развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.

Объект: дети подросткового возраста.

Предмет: психологические особенности развития психики в подростковом возрасте.

Цель: исследовать спецефические особенности развития психики подросткового возраста, которые влияют на их поведение, показать сложный и противоречивый характер данного периода.

Задачи:

    1. Изучить особенности личности в подростковом возрасте.
    2. Проанализировать спецефические особенности психики подростков.
    3. Рассмотреть психогенные реакции подросткового возраста.
    4. Изучить особенности акцентуаций характера подростков.

Гипотеза: мы предполагаем, что нарушения поведения наиболее остро проявляются в подростковом возрасте в связи с физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

Методологическая основа исследования: опирается на труды зарубежных (Кречмер Э.) и отечественных авторов (Абрамова Г.С., Кон И.С., Драгунова Т.В., Личко А.Е.).

Метод: теоретико - методологический анализ литературы.

Теоретическая значимость исследования: данное исследование заключается в расширении и углублении представлений о психологических особенностях развития психики и поведения в подростковом возрасте. Данная работа поможет найти ответы на многие вопросы, как студентам, так и педагогам, психологам, воспитателям работающих с подростками.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 32 наименования. Общий объем работы составил 40 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

1.1. Общая характеристика особенностей подросткового возраста.

 

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. По мнению Л.С.Выготского, существует три точки созревания: органическое, половое и социальное. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

Подростковый возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояние этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным: конец детства, вступление в мир взрослых [1, с.123].

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но тем не менее мы не можем отрицать что оно вносит много нового в жизни подростка.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль а этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 47 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими [9, с.429].

Появляются вторичные половые признаки внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и , соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей ( в привязанности, любви, поддержки, самоуважения ).

Информация о работе Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте