Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Изучение проблем подросткового возраста и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Вачкова, И.В. Дубровиной, П.И. Пидкасистого, А.М. Прихожан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и других исследователей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………...................................................................................................7
1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………….................….7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………...12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………...............…………………....18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................................................20
2.1. Психогенные реакции подросткового возраста………………………......20
2.2. Акцентуации характера в подростковом возрасте………………….....…25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….......................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………................…...37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........39

Файлы: 1 файл

Курсовая п.в..doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Конформный тип. Главная черта – чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению. Это – люди своей среды, их жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы у них было «все, как у всех» – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде – со временем усваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностыо: истиной считается все, что поступает через привычный канал информации. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой обстановке. Нелюбовь к новому прорывается неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется постоянной личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, крутые перемены, лишение привычного общества    [15, с.179]. Самооценка может быть неплохой.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так и при психопатиях. Но далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются: гипертимность с лабильностью, астеноневротическим типом, сенситивностью, психастеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью; циклоидность – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного; лабильность – с психастеничностью, шизоидностью, эпилептоидностью; сенситивность – с эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью; психастеничность – с эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью. Смешанные типы бывают двоякими по своей природе [23, с.142].

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими, факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астеноневротическим и сенситивным, последних – друг с другом и с психастеническим. Промежуточными являются и такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный и эпилептоидо-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастанием возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный [20, с.153].

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных условий. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться истероидность и сенситивность. Неустойчивость может наслаиваться также на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием неблагоприятной асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. Если подросток вырастает в условиях жестоких взаимоотношений вокруг, то эпилептоидные черты могут наслоиться на конформное ядра [27, с.95].

В зависимости от степени выраженности различают явную и скрытую акцентуации характера. Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Как указывает А.Е. Личко тщательно собранный анализ, сведения о близких, непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип [12, с.146].

Однако выраженность черт какого-либо типа не препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптацией. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обуславливать временные нарушения адаптацию. Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации [26, с.67].

Характеризуя скрытую акцентуацию характера необходимо отметить, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять, же тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера [13, с.62].

Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации, или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как латентные черты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигурировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности [28, с.151].

Таким образом, хочется отметить, что акцентуации характера могут стать благоприятной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения. Последнее обстоятельство лишь подчеркивает важность знания типа акцентуации характера в целях профилактики развития нервно-психических расстройств в подростковом возрасте.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Психогенные расстройства личности чаще встречаются в период пубертатного криза (12-18 лет), а невротические – после завершения пубертатного периода и в более зрелом возрасте.

Под психогениями понимают расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Они появляются в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией, также могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Основными клиническими формами психогений являются психореактивные состояния (психогенные реакции, реактивные состояния, психогенные развития личности) и неврозы (невротические реакции, собственно неврозы, невротические развития личности).

Подростковый возраст является периодом становления характера ‒ в этот период формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные акцентуации выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены жизненным опытом.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов. Тип акцентуации также в значительной мере  определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

Таким образом, психогенные реакции личности подростка и акцентуации характера являются спецефическими особенностями психики ребенка в этот период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы можем заключить, что проблема исследования психологических особенностей развития психики и поведения детей-подростков является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать и расширять теоретические и эмпирические исследования  в данной области.

В данной работе мы предположили, что  нарушения поведения наиболее остро проявляются в подростковом возрасте в связи с физиологическими, психологическими и социальными изменениями. И для доказательства поставленной нами гипотезы мы изучили спецефические особенности развития психики подросткового возраста: психогенные реакции и акцентуации характера, которые влияют на их поведение.

Мы выявили,что этот период является противоречивым, т.к. он представляет собой сложный этап в развитии человека, потому что в нем происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, он связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, которые влекут за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Это момент окончания детства и переход в мир взрослых, связанный с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме, которое является определяющим состояние ребенка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Подростковый период должен пройти для ребенка как можно легче. Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

Взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем ‒ к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердится мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда ребенку действительно понадобятся помощь и поддержка, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростками на основе доверия и уважения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 2010.
    2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология; Ростов-на-Дону: «Феникс»,  2007.
    3. Балабанова Л. Судебная патопсихология, Изд-во "Сталкер", 1998.
    4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ., 2001.
    5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология.  М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.
    6. Бурменская Г.В., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. вузов / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та, 2007.
    7. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
    8. Данилова Л.Ю. Особенности течения циклотимоподобной шизофрении пубертатного возраста. Журнал невропатология и психиатрия, 1986.
    9. Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Институт практической психологии, 2006.
    10. Егоров В.В. О разработке шкалы психологической склонности к делинквентности для подростков женского пола. - В кн.: Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981.
    11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА, 2010.
    12. Иванов Н.Я., Озерецковский С.Д., Вдовиченко А. А., Капитанаки В.Ю., Скроцкий Ю.А. Об использовании патохарактерологического Диагностического Опросника (ПДО) для диагностики и прогноза при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков. - В кн.: Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.
    13. Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста. - Журнал невропатология и психиатрия, 1989.
    14. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982.
    15. Коркина М.В. ,Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. - М.: МЕДпресс - информ, 2008.
    16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
    17. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, 2007.
    18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М.: «Сфера», 2009.
    19. Курьянович Е.Н. Особенности психодиагностики личностных типов в подростковом возрасте // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 2003.
    20. Личко А.Е., Вдовиченко А.А., Капитанаки В.Ю. и др. Прогноз при дебютах вялотекущей психопатоподобной и неврозоподобной шизофрении у подростков мужского пола (по данным многолетнего катамнеза).- Журнал невропатология и психиатрия, 1986.
    21. Личко А.Е., Озерецковский С.Д. Особенности клиники и течения шизоаффективных психозов у подростков. - Журнал невропатология и психиатрия, 1980.
    22. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1979. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1985.
    23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. М.: Речь, 2010.
    24. Личко А.Е. Реабилитация подростков с эндогенными психическими заболеваниями. В кн.: Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1982.
    25. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития - М.: «Академия», 2012.
    26. Озерецковский С.Д. Особенности преморбидной личности при эндогенных депрессиях у подростков. - В кн.: Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981.
    27. Озерецковский С.Д. Шизофрения и шизоаффективные психозы у подростков. - В кн.: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Л., 1976.
    28. Пекунова Л. Г. О некоторых особенностях преморбида больных юношеской злокачественно-прогредиентной шизофренией - Журнал невропатология и психиатрия, 1974.
    29. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана — СПб., 2010.
    30. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское психологическое общество. 1998.
    31. Шейнина Н.С. К вопросу о предвестниках шизофрении.- В кн.: Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986.
    32. Шуманов В.М., Скобло Г.В. Факторы, способствующие дезадаптации во время школьного обучения в преморбидном периоде больных шизофренией.— В кн.: Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Ташкент, 1984.

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности развития психики и поведения в подростковом возрасте