Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.
Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. №1. Общие понятия о памяти детей младшего школьного возраста….
№2. Память как высшая психическая функция человека………………….
№3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение….
№4. Законы осмысленного запоминания……………………………………
№5. Сензитивный период развития памяти………………………………
№6. Развитие произвольной памяти младших школьников……………
№7. принципы хорошей работы памяти……………………….
№8. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе……..
Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.
№1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.
№2. Описание методик
№2.1 методика "Выучи слова"
№2.2 методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»
№2.3 методика "Запомни рисунки"
№3. Анализ результатов………………………………………………………
№4. Заключение…………………………………………
№5. Литература
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов
— ребенок запомнил и
6-7 баллов
— ребенок запомнил и
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 баллов
— ребенок запомнил и
0-1 баллов
— ребенок запомнил и
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1
балл — очень низкий.
Методика "Оценка
объема кратковременной
слуховой памяти"
Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик, рассчитанных на изучение детей дошкольного возраста.
Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников
В связи с
тем, что средний объем
Оценка результатов
10 баллов получает
ребенок, имеющий объем
В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.
4 балла получает
6-9-летний ребенок, имеющий
2 балла ставится
ребенку 6-9-летнего возраста
В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.
Выводы об уровне развития
Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.
Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.
В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.
Не достаточно
готовыми к обучению являются дети,
чей объем кратковременной
Не готовыми
еще к обучению считаются дети
с объемом кратковременной
И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.
Методика "Запомни рисунки"
Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов —
ребенок узнал на картинке
все девять изображений,
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл —
ребенок не узнал на картинке
ни одного изображения в
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл —
очень низкий.
§ 3. Анализ результатов.
Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ СОШ № 407
с детьми младшего
школьного возраста. Было продиагностированно
23 ребенка 1 «Б» класса. На момент проведения
тестирования возраст детей составлял
6-8 лет.
В результате тестирования по первой методики "Выучи слова"
были
получены следующие данные, на
основе которых построена
№ испытуемого | Количество баллов |
1 | 6 |
2 | 6 |
3 | 8 |
4 | 3 |
5 | 7 |
6 | 6 |
7 | 10 |
8 | 7 |
9 | 5 |
10 | 6 |
11 | 7 |
12 | 9 |
13 | 8 |
14 | 4 |
15 | 5 |
16 | 5 |
17 | 3 |
18 | 9 |
19 | 2 |
20 | 6 |
21 | 7 |
22 | 3 |
23 | 5 |
Примечание 1: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень
Балл без
Балл жирным шрифтом – высокий уровень
По данной
методике наблюдается преобладание среднего
уровня динамики процесса запоминания
у детей младшего школьного возраста.
По методике
«Оценка объема кратковременной
слуховой памяти» у меня получились
следующие результаты, на основе которых
построена таблица 2.
№ испытуемого | Количество баллов |
1 | 7 |
2 | 6 |
3 | 8 |
4 | 4 |
5 | 7 |
6 | 8 |
7 | 9 |
8 | 9 |
9 | 5 |
10 | 7 |
11 | 7 |
12 | 8 |
13 | 7 |
14 | 7 |
15 | 7 |
16 | 6 |
17 | 4 |
18 | 6 |
19 | 7 |
20 | 7 |
21 | 8 |
22 | 6 |
23 | 7 |
Примечание: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень
Балл без
Балл жирным шрифтом
– высокий уровень
В результате
данной методики выявлен средний
уровень объема кратковременной
зрительной памяти, кроме двух испытуемых,
что говорит о полной готовности детей
к обучению в школе, что они, собственно,
и делают.
Вследствие 3-ей методики "Запомни рисунки" по полученным данным была построена таблица 3.
№ испытуемого | Количество баллов |
1 | 4 |
2 | 9 |
3 | 6 |
4 | 3 |
5 | 7 |
6 | 6 |
7 | 6 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 7 |
11 | 6 |
12 | 5 |
13 | 6 |
14 | 4 |
15 | 5 |
16 | 8 |
17 | 5 |
18 | 3 |
19 | 6 |
20 | 7 |
21 | 4 |
22 | 8 |
23 | 6 |
Примечание: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень
Балл без
Информация о работе Психологические особенности диагностики памяти младших школьников