Психологические особенности диагностики памяти младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. №1. Общие понятия о памяти детей младшего школьного возраста….
№2. Память как высшая психическая функция человека………………….
№3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение….
№4. Законы осмысленного запоминания……………………………………
№5. Сензитивный период развития памяти………………………………
№6. Развитие произвольной памяти младших школьников……………
№7. принципы хорошей работы памяти……………………….
№8. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе……..
Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.

№1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.
№2. Описание методик
№2.1 методика "Выучи слова"
№2.2 методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»
№2.3 методика "Запомни рисунки"
№3. Анализ результатов………………………………………………………
№4. Заключение…………………………………………
№5. Литература

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

  Оценка  результатов 

  10 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

  8-9 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно  воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

  6-7 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно  воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

  4-5 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

  2-3 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно  воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

  0-1 баллов  — ребенок запомнил и безошибочно  воспроизвел за 6 попыток не более  3 слов.

  Выводы  об уровне развития

  10 баллов  — очень высокий.

  8-9 баллов  — высокий. 

     4-7 баллов — средний.

     2-3 балла — низкий.

     0-1 балл — очень низкий. 

Методика "Оценка объема кратковременной  слуховой памяти"  

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей  младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик, рассчитанных на изучение детей дошкольного возраста.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

В связи с  тем, что средний объем кратковременной  памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится  в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале'.

Оценка результатов 

10 баллов получает  ребенок, имеющий объем кратковременной  памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов — 10 — получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается  объем кратковременной памяти ребенка  в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем  кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится  ребенку 6-9-летнего возраста в  том случае, если его объем  кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается  память 6-9-летнего ребенка, имеющая  показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития

Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.

Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.

В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную  память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.

И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.

Методика "Запомни  рисунки"

Методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется  еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают  из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов 

10 баллов —  ребенок узнал на картинке  все девять изображений, показанных  ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов —  ребенок узнал на картинке 7-8 изображений  за время от 45 до 55 сек. 

6-7 баллов —  ребенок узнал 5-6 изображений  за время от 55 до 65 сек. 

4-5 баллов —  ребенок узнал 3-4 изображения  за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла —  ребенок узнал 1-2 изображения  за время от 75 до 85 сек. 

0-1 балл —  ребенок не узнал на картинке  ни одного изображения в течение  90 сек и более. 

Выводы об уровне развития

10 баллов —  очень высокий. 

8-9 баллов —  высокий. 

4-7 баллов —  средний.

2-3 балла —  низкий.

0-1 балл —  очень низкий. 

  § 3. Анализ результатов.

Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ СОШ № 407

с детьми младшего школьного возраста. Было продиагностированно 23 ребенка 1 «Б» класса. На момент проведения тестирования возраст детей составлял 6-8 лет. 

  В результате тестирования по первой методики "Выучи слова"

   были  получены следующие данные, на  основе которых построена таблица  1.

№ испытуемого Количество  баллов
1 6
2 6
3 8
4 3
5 7
6 6
7 10
8 7
9 5
10 6
11 7
12 9
13 8
14 4
15 5
16 5
17 3
18 9
19 2
20 6
21 7
22 3
23 5
 

Примечание 1:        Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

                  Балл без пометок  – средний уровень

                  Балл жирным шрифтом  – высокий уровень

По данной методике наблюдается преобладание среднего уровня динамики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста.  
 

По методике «Оценка объема кратковременной  слуховой памяти» у меня получились следующие результаты, на основе которых  построена таблица 2. 

№ испытуемого Количество баллов
1 7
2 6
3 8
4 4
5 7
6 8
7 9
8 9
9 5
10 7
11 7
12 8
13 7
14 7
15 7
16 6
17 4
18 6
19 7
20 7
21 8
22 6
23 7
 

Примечание:        Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

                  Балл без пометок  – средний уровень

                  Балл жирным шрифтом  – высокий уровень 

В результате данной методики выявлен средний  уровень объема кратковременной  зрительной памяти, кроме двух испытуемых, что говорит о полной готовности детей к обучению в школе, что они, собственно, и делают. 

  Вследствие 3-ей методики "Запомни рисунки" по полученным данным была построена таблица 3.

№ испытуемого Количество  баллов
1 4
2 9
3 6
4 3
5 7
6 6
7 6
8 3
9 4
10 7
11 6
12 5
13 6
14 4
15 5
16 8
17 5
18 3
19 6
20 7
21 4
22 8
23 6
 

Примечание:        Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

                  Балл без пометок  – средний уровень

Информация о работе Психологические особенности диагностики памяти младших школьников