Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.
Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. №1. Общие понятия о памяти детей младшего школьного возраста….
№2. Память как высшая психическая функция человека………………….
№3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение….
№4. Законы осмысленного запоминания……………………………………
№5. Сензитивный период развития памяти………………………………
№6. Развитие произвольной памяти младших школьников……………
№7. принципы хорошей работы памяти……………………….
№8. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе……..
Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.
№1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.
№2. Описание методик
№2.1 методика "Выучи слова"
№2.2 методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»
№2.3 методика "Запомни рисунки"
№3. Анализ результатов………………………………………………………
№4. Заключение…………………………………………
№5. Литература
Министерство образования и науки РФ
Министерство
образования Московской
области
Московский
государственный
областной университет
Курсовая работа на тему:
Москва
2010г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. №1. Общие понятия о памяти детей младшего школьного возраста….
№2. Память как высшая психическая функция человека………………….
№3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение….
№4. Законы осмысленного запоминания……………………………………
№5. Сензитивный период развития памяти………………………………
№6. Развитие произвольной памяти младших школьников……………
№7. принципы хорошей работы памяти……………………….
№8. Методы обучения
продуктивному запоминанию в начальной
школе……..
Глава 2.
Экспериментальные
исследования развития
памяти младших школьников.
№1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.
№2. Описание методик
№2.1 методика "Выучи слова"
№2.2 методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»
№2.3 методика "Запомни рисунки"
№3.
Анализ результатов…………………………………………………
№4. Заключение…………………………………………
№5. Литература
Память —
это процесс запечатления, сохранения
и воспроизведения следов прошлого
опыта. У дошкольников память считают
ведущим психическим процессом.
В этом возрасте запоминание происходит
главным образом непроизвольно,
что обусловлено недостаточно развитой
способностью к осмыслению материала,
меньшей возможностью использования ассоциаций
и недостаточным опытом и незнакомством
с приемами запоминания. Если события
имели эмоциональную значимость для ребенка
и произвели на него впечатление, непроизвольное
запоминание отличается особой точностью
и устойчивостью. Известно, что дети дошкольного
возраста легко запоминают бессмысленный
материал (например, считалки) или объективно
осмысленные, но недостаточно понятные
или вовсе непонятные им слова, фразы,
стихотворения. В качестве причин, лежащих
в основе такого запоминания, называют
интерес, который вызывается у детей звуковой
стороной этого материала, особое эмоциональное
к нему отношение, включение в игровую
деятельность. Кроме того, сама непонятность
информации может стимулировать любознательность
ребенка и привлекать к ней особое внимание.
Дошкольный возраст
считают периодом, освобождающим
детей от амнезии младенчества и
раннего возраста. Память дошкольника
уже сохраняет представления, которые
интерпретируют как «обобщенные воспоминания».
По мнению Л. С. Выготского, такие «обобщенные
воспоминания» способны вырвать предмет
мышления из конкретной временной и пространственной
ситуации, в которую он включен, и установить
между общими представлениями связь такого
порядка, которой в опыте ребенка еще не
было.
Ведущие виды памяти
у младших школьников — эмоциональная
и образная. Дети быстрее и прочнее
запоми- нают все яркое, интересное,
все то, что вызывает эмоциональный
отклик. В то же время, эмоциональная
память не всегда сопровождается отношением
к ожившему чувству, как к воспоминанию
ранее пережитого. Так, ребенок, напуганный
зубным врачом или директором школы, пугается
при каждой встрече с ними, но не всегда
осознает, с чем связано это чувство, поскольку
произвольное воспроизведение чувств
практически невозможно. Таким образом,
несмотря на то что эмоциональная память
обеспечивает быстрое и прочное запоминание
информации, полагаться на точность ее
сохранения можно не всегда. Тем более
что если в обычных, спокойных условиях
возрастание силы и яркости впечатления
повышает четкость и прочность запоминания,
то в экстремальных ситуациях (например,
на контрольной) сильное потрясение ослабляет
или даже полностью глушит то, что было
воспроизведено.
Образная память
тоже имеет свои ограничения. Дети, действительно,
лучше удерживают в памяти конкретные
лица, предметы и события, чем определения,
описания, объяснения. Однако в период
удержания в памяти образ может претерпеть
определенную трансформацию. Типичными
изменениями, происходящими со зрительным
образом в процессе его хранения, являются:
упрощение (опускание деталей), некоторое
преувеличение отдельных элементов, приводящее
к преобразованию фигуры и ее превращению
в более однообразную.
Таким образом,
надежнее всего воспроизводятся образы,
включающие в себя эмоциональный компонент:
неожиданные и редко встречающиеся.
Однажды мы предложили
детям сделать рисунки на тему:
«Так интересно, что даже удивительно».
Внимание привлек «неожиданный», с
нашей точки зрения, и действительно
единственный в своем роде сюжет: «Кошка
ела тараканов». Однако ответ первоклассницы
на вопрос: «Что же здесь удивительного?»,—
заданный нейтральным тоном, оказался
для нас еще более неожиданным. Девочка
буквально «возмутилась» непониманием
взрослых: «Но это же неприлично — есть
тараканов!».
Когда мы отмечаем
хорошую образную память детей, надо
иметь в виду, что образная память
(как зрительная, так и слуховая)
плохо поддается произвольному
управлению, а помнить отчетливо
только особенное, экстраординарное,—
еще не значит иметь хорошую память. Хорошая
память традиционно связывается с памятью
на слова, а при запоминании словесной
информации у младших школьников, особенно
в первых двух классах, отмечается склонность
к механическому запечатлению, без осознания
смысловых связей внутри запоминаемого
материала. Это объясняется распространенным
способом оценивания усилий ученика. Близкое
к тексту воспроизведение учебного задания,
с точки зрения взрослых, свидетельствует
о добросовестном выполнении детьми домашней
работы и обычно оценивается высоким баллом.
Это побуждает ребенка отвечать как можно
ближе к тексту. Кроме того, дети еще не
умеют пользоваться разными способами
обобщения. Не владея развернутой речью,
дети еще не могут свободно, своими словами,
излагать содержание прочитанного. Поэтому,
опасаясь допустить неточность, они прибегают
к дословному воспроизведению.
Основным направлением
развития памяти в младшем школьном
возрасте является стимулирование словесно-логического
запоминания. Словесно-логическую (символическую)
память подразделяют на словесную и логическую.
Словесная память связана с речью и полностью
формируется только к 10—13 годам. Ее отличительными
чертами являются точность воспроизведения
и большая зависимость от воли. Особенностью
логической памяти является запоминание
только смысла текста. В процессе его вычленения
происходит переработка информации в
более обобщенных понятиях, поэтому логическая
память самым тесным образом связана с
мышлением. Один из приемов логического
запоминания — смысловая группировка
материала в процессе заучивания. Младшие
школьники самостоятельно к этому приему
еще не прибегают, т. к. еще плохо анализируют
текст, не умеют выделять главное и существенное.
Однако если детей специально обучать
смысловой группировке текста, то даже
первоклассники смогут успешно справиться
с этой задачей.
Постепенно произвольная
память становится той функцией, на
которую опирается вся учебная
деятельность ребенка. Ее преимущества
— в надежности и уменьшении количества
ошибок при воспроизведении. Она опирается
на создание установки на заучивание,
т. е. на изменение мотивации этой деятельности.
Активная мотивация, а также установка,
уточняющая деятельность, ставят произвольное
запоминание в более благоприятное положение
по сравнению с непроизвольным. Учитель
организует установку, дает ребенку указания,
каким образом можно запомнить и воспроизвести
то, что следует выучить. Вместе с детьми
он обсуждает содержание и объем материала,
распределяет его на части (по смыслу,
по трудности запоминания), учит контролировать
процесс запоминания, подкрепляет его.
Необходимым условием запоминания служит
понимание — учитель фиксирует внимание
ребенка на необходимости понимать то,
что надо запомнить, дает мотивацию запоминания:
запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести
навыки не только для решения школьных
заданий, но и для всей последующей жизни.
2.Память
как высшая психическая
функция человека.
Память
как соединение многообразных психических
процессов отражает или воспроизводит
прошлое, пережитое человеком. Благодаря
памяти значительно расширяются возможности
отражения действительности — с настоящего
до прошлого. Без памяти не было бы основанных
на прошлом знаний и навыков. Не было бы
психической жизни, которая смыкается
в единстве человеческого сознания. Не
было бы возможно непрерывное учение,
которое проходит через всю жизнь человека
и делает его тем, что он есть.
Память
как единая функция — некоторая,
очень общая и элементарная способность
к запечатлению (восстановлению) данных
чувствительности, т.е. мнемическая функция.
Запоминание, припоминание, воспроизведение,
узнавание строятся на этой основе, но
не сводятся к ней.
Сохранение
в памяти — не пассивное хранение
материала, это динамический процесс,
который осуществляется на основе и
в условиях определенным образом устроенного
усвоения, включающий выраженную переработку
материала, предполагающую участие разных
мыслительных операций. Этот процесс имеет
определенную динамику. Она может выражаться
не только в более или менее быстром забывании,
но в некоторых случаях полными и совершенными,
более чем предыдущие, воспроизведениями.
Запоминание — сознательная фиксация достигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теоретической деятельности в будущем, а припоминание — извлечение знаний для практической и теоретической деятельности, которая происходит в настоящем. Генезис сложной деятельности запоминания является продуктом исторического развития,.обусловленным потребностями конкретной деятельности человека.
Потребность
в овладении психическими процессами
и в их развитии ощущается острее,
когда усложняются формы
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует.
Н основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.
Иными
словам память - это удивительное
свойство человеческого сознания, это
возобновление в нашем сознании прошлого,
образов того, что когда-то произвело на
нас впечатление.
3.
Процессы памяти:
запоминание, сохранение,
забывание и воспроизведение.
Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.
Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.
Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Благодаря
забыванию, человек расчищает место
для новых впечатлений и, освобождая
память от груды деталей, дает ей новую
возможность служить нашему мышлению.
Информация о работе Психологические особенности диагностики памяти младших школьников