Психологические особенности диагностики памяти младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1. №1. Общие понятия о памяти детей младшего школьного возраста….
№2. Память как высшая психическая функция человека………………….
№3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение….
№4. Законы осмысленного запоминания……………………………………
№5. Сензитивный период развития памяти………………………………
№6. Развитие произвольной памяти младших школьников……………
№7. принципы хорошей работы памяти……………………….
№8. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе……..
Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.

№1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.
№2. Описание методик
№2.1 методика "Выучи слова"
№2.2 методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»
№2.3 методика "Запомни рисунки"
№3. Анализ результатов………………………………………………………
№4. Заключение…………………………………………
№5. Литература

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

    3)ОСОЗНАНИЕ  – это ключ  к избирательному  вниманию и наблюдению. Без них  нельзя  гарантировать последующее   извлечение информации. Первое и самое главное: сознательно вовлекать как можно больше чувств в процессе записи информации. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, способствует не только лучшему запоминанию людей, мест, маршрутов и важных дел, но и лучшему оцениванию своего окружения. Золотое правило обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.

    4)АССОЦИАЦИЯ образов (визуальная проработка) – это существенный принцип, использованный всеми, кто помнит местонахождение различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке напротив химчистки и т.д. прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, значительно увеличивается количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Просто следует представить свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

    5)ЛИЧНЫЕ КОММЕТНАРИИ  (вербальная проработка) способствуют  эмоциональному и интеллектуальному  вовлечению в процесс записи  информации и помогают оставить  яркий след в памяти.

    6)ОРГАНИЗАЦИЯ  МАТЕРИАЛА с помощью категории (ассоциативная проработка) имеет отношение к способу хранения информации. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поток специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность) и ряду второстепенных (декоративность, утилитарность, продажная стоимость). Если  вы запомните подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории. Д.Лапп считал, вместо того, чтобы полагаться на механизмы непроизвольной памяти, случайно вызывающие к жизни фрагментарные не спровоцированные воспоминания, разумней рассчитывать на преднамеренную память, усилить которую можно использованием нескольких категорий в качестве подсказок.

    7)ПРОСМОТР  и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ материала обеспечивают  быстрое воспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. В повседневной жизни человек должен держать в голове имена людей, с которыми часть имеет дело; названия продуктов и товаров, которым пользуется ежедневно; названия улиц, по которым постоянно ходит (при условии, что он взял себе за правило запоминать их!). Чем чаще пользуешься информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Методы обучения  продуктивному запоминанию в  начальной школе. 

    При поступлении ребенка в школу  для успешности его обучения в  младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

    1. Кратковременную зрительную и  слуховую, включая их объём и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

    2. Опосредованную память, которая  характеризуется наличием и самостоятельным,  инициативным использованием ребенком  различных средств запоминания,  хранения и воспроизведения информации.

    3.  Важно также правильно и точно  оценить динамические особенности  процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как  динамичность заучивания и его  продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.

    Память  ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться  не в целом, а дифференцировании, по отдельным показателям, и по каждому  из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов  о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

    Если  большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам  памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частые показатели. 

      В современной педагогической практике широкое применение получили опорные  сигналы и сигналы (инновации  В.Ф. Шаталова, С.М. Энгейштейна и др.), которые ведут свое начало от опорных пунктов (первое использование опорных пунктов  в обучении мы находим у профессора Н.Барановского в 1946 году).

      Опорный пункт – выделение какого-либо краткого элемента материала, служащего опорой для более подробного изложения этого материала (тезисы, заголовки, примеры, вопросы, цифровые данные, сравнения и т.п.).

      Опорный пункт – выразитель некого общего смысла. По существу опорные пункты представляют собой перекодирование  материала, где кодами могут быть все виды опосредования. Функция, которую выполняют опорные пункты при запоминании та же, что и функция стимула – средства в модели опосредованного запоминания П.Н.Леонтьва. однако опорные пункты не внешняя помощь или поддержка, а сжатое содержание самого текста.

      Сигнал – знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения, либо передающий команды управления, указывания, оповещения и т.д.). Таким образом, опорный сигнал  - это перекодированный материал, служащий опорой для выражения определенной информации, а также являющийся указанием для припоминания этой информации.

Опорный конспект – краткое изложение информации с помощью опорных сигналов.

      При разработке опорного сигнала рекомендуется использовать следущее: во-первых, «сжатие» информации с помощью различных ходов (буквы, линии, принятые условные обозначения, сокращения, определенные ГОСТом, простые геометрические фигуры, цифры и т.п.); во-вторых, компановку с учетом психофизиологических особенностей глаза. Тут следует обратиться за помощью к одной из древнейших наук-композиции, к ее законам, метолам и приемам (соподчинение, пропорции, цвет, ритмический и метроритмический порядок).

      При разработке опорного конспекта необходимо учитывать время запоминания с помощью функциональных и операционных механизмов памяти. Если закодированная в конспекте информация превышает норматив времени запоминания, то такой конспект не является опорным.

      В современной педагогике под названием  «опорные сигналы» можно встретить самые различные формы сокращения  и систематизации учебного материала (традиционный учебные плакаты, различны структурно-логические схемы).

      В свете кибернетической и психологической  педагогики опорными конспектами нужно  считать закодированное, сокращенное изложение информации, которая организована с учетом удобства восприятия ее глазом и содержит информацию в коррекции с психофизиологическими возможностями зрения.

      Итак, информация поступает в память в  «свернутом» виде. «Свернуть» информацию – это значит «сжать» ее в пространстве, сохранив в объеме. «Свертывание» информации производится в целях оптимизации процесса формирования памяти. «Свернутая» информация обеспечивает оптимальность, экономичность, удобство пользования, селекционность, доступность, новизну, оригинальность, гибкость, неутомимость восприятия. «Свернутая» информация письменно фиксируется путем составления плана, тезирования, конспектирования, реферирования, аннотирования, рецензирования, цитирования и т.п.

      В современной педагогике новаторы широко использует игровые ситуации, игровые элементы и игры на уроке.

      Игровая деятельность. Предмет – условия  игры либо определенные атрибуты, которые  находятся вне личности; процедура  – мыслительные операции, которые  протекают внутри личности; продукт – принятия решения, которое выражается внешне определенным игровым ходом.

      Таким образом, игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в  конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Многолетнее использование обучающих игр способствовало выработке ряда методических рекомендаций по их применению.

    1. В процессе игры на первых порах следует воздержаться от личных комментариев, особенно от «вознаграждения» нерадивых.
    2. Коллективная игра, не предусматривающая общение, повышает запоминаемости материала в три раза, предусматривающая общение в семь раз.
    3. Не объявляйте перед игрой учебную цель, постарайтесь на первый план выдвинуть организаторские функции, а на второй – гностические.
    4. Если вы включаетесь в игру, то помните, что для вас все ее правила остаются в силе, как для любого играющего.
    5. При организации игры соблюдайте принципы самоорганизации и самоуправления, не нарушайте ход игры и не вмешивайтесь в нее без необходимости.
    6. Доверяйте судейство самим играющим, заметив нарушения, не спешите их вскрыть и наказать нарушителя. Продумайте в таком случае незаметное педагогическое воздействие.
    7. Разрабатывайте игры совместно с учащимися.

      тренинговые игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание и в тоже время не исключают произвольное запоминание.

      При смешанном запоминании материал представляется менее двух раз. Первый раз он исполняется как ориентирующее  задание, а второй – произвольное запоминание. Ученые утверждают, что воспроизведение непроизвольно запомненного материала среднем в полтора раза лучше, чем воспроизведение произвольного запомненного материала. 

      Игры  способствуют развитию социальной перцепции, умению понимать и оценивать свою личность, а также личность  и деятельность других людей, воспитывают большую терпимость к людям, более дружелюбное отношение к ним, снижает агрессивность, приводят к осознанию неизбежности различий между людьми. 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.

  №1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования. 
 

    Цель исследования: диагностика уровня развития различных видов памяти детей младшего школьного возраста.

  Задачи  исследования:

  1.Отобрать  группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти.

  2.Организовать и провести психологическую диагностику младших школьников

  3.Провести  качественный анализ полученных  эмпирических данных.

  4.Сформулировать  основные выводы и практическую  значимость проведенного исследования.

  Методы  исследования:

  №2. описание методик

  Методика "Выучи слова"

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание  за несколько попыток выучить  наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого  очередного его прослушивания ребенок  пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Информация о работе Психологические особенности диагностики памяти младших школьников